Надежда Шатова
Роль игры как ведущего вида деятельности дошкольников в формировании фонематических процессов
▼ Скачать + Заказать документы
В соответствии с требованиями ФГОС ДО возросла роль игры как ведущего вида деятельности дошкольников. Игры вызывают устойчивый интерес к коррекционным занятиям у детей с нарушениями речи.
Большое значение имеют игры на развитие фонематических процессов, так как именно высокий уровень развития фонематического слуха и фонематического восприятия обеспечивает успешное овладение детей грамотой.
Публикация «Роль игры как ведущего вида деятельности дошкольников в формировании фонематических процессов» размещена в разделах
Методисты-практики в настоящее время разрабатывают системы обучения развитию фонематического восприятия. Так, Е. А. Пожиленко предлагает комплексную систему обучения, одним из аспектов которой является развитие фонематического восприятия через систему игровых заданий. В игровой форме предлагаются задания по развитию слухового внимания, речевого слуха, фонематического восприятия, формированию элементарных навыков звукового анализа и синтеза, развитию фонематических представлений.
Игры для детей 2-4 лет основаны на звукоподражании. «Как ребенок плачет? ААА. Как волк воет? УУУ. Как водичка бежит? ССС». В таких играх, как «Тихо-громко», «Театр настроений» формируют интонационную сторону речи. Логопедическая работа по узнаванию и различению неречевых звуков предусматривает формирование у детей способности узнавать и дифференцировать неречевые звучания через специальную систему игр и упражнений (“Угадай, что звучало?”, “У кого звучит игрушка?” и т. п.). В процессе этой работы у детей формируются также навыки слухового внимания и слуховой памяти. В качестве примера развития способности различать дефектное и нормативное произношение можно привести следующие игровые упражнения:.
“Недовольный гном”. Детям предлагается прослушать ряд слогов (слов или отдельную фразу). В случае, если они услышат неправильное произношение звуков – поднимают картинку с изображением недовольного гнома.
“Как правильно сказать?”. Логопед имитирует искаженное и нормальное произнесение звука в слоге (слове) и предлагает детям сравнить два вида произношения и воспроизвести правильный.
“Будь внимателен”. Перед ребенком раскладывают картинки (банан, альбом, клетка) и предлагают внимательно слушать логопеда: если логопед правильно называет картинку – ребенок поднимает зеленый флажок, неправильно – красный. Произносимые слова:
Баман, паман, банан, банам, ваван, даван, баван, ванан и т. д.
Чтобы научить различать близкие по звуковому составу слова, предлагаются следующие игры и игровые упражнения: “Незнайка запутался”. Логопед рассказывает детям историю про Незнайку, который нашел много картинок и никак не может отобрать из них те, которые ему необходимы. Логопед предлагает детям помочь Незнайке и раскладывает на столе картинки (лук, жук, сук, рак, лак, мак, сок, дом, лом, сом, ложка, мошка, матрешка, картошка и т. д.). “Чем отличаются слова”. Логопед предлагает детям рассмотреть пару картинок и назвать изображенные на них предметы (кит–кот, жук–сук, шар–шарф. Маша–каша, горка– норка и т. д.). Дети должны определить с помощью наводящих вопросов логопеда разницу в звучании этих слов.
“Лишнее слово”. Логопед четко произносит слова и предлагает ребенку назвать слово, отличающееся от остальных:
канава, канава, какао, канава; утенок, котенок, утенок, утенок;
ком, ком, кот, ком; минута, монета, минута, минута;
винт, винт, винт, бинт; дудка, будка, будка, будка и т. д.
Существует большое количество игр на развитие фонематических процессов, содержащих предметные картинки, схемы, таблицы. Можно в таких играх использовать игрушки. Современные дети проявляют особый интерес к современным технологиям (ИКТ). В качестве примера представляю игры на развитие фонематического восприятия с использованием ИКТ.
Дидактическая игра "Рассели животных"
Данная игра может быть использована,как один из пунктов одного индивидуального логопедического занятия по закреплению лексической темы "Дикие животные",автоматизации поставленных звуков,закрепление умений делить слова на слоги.
На экране изображения трехэтажного дома на лесной полянке и фигурок животных:лисы,зайчика,ежа,вороны,волка. Логопед предлагает небольшую сказку:
-для лесных жителей построили на полянке новый трехэтажный дом,но жильцы не знают,кто на каком этаже может выбрать себе квартиру. Давайте поможем им.
Для этого нужно определить количество слогов в названии каждого животного,посмотрите,как обрадовалась ворона. Сколько слогов в слове "ворона"
-три
-значит,ворона может поселиться на третьем этаже
-занимай,ворона,квартиру на третьем этаже!
(чтобы ворона отправилась на третий этаж нужно подвести курсор к изображению вороны и щелкнуть мышкой)
-А наш знакомый ежик давно собрал себе припасы и ждет на пороге. Определите сколько слогов в слове еж.
-один
-еж,занимай квартиру на третье этаже.
(чтобы еж отправился на первый этаж нужно подвести курсор к изображению ежа и щелкнуть мышкой)
-не дождется своей очереди рыжая лиса.
-сколько слогов в слове "лиса"
-два
-лиса,ты можешь занять квартиру на втором этаже
(чтобы лиса отправилась на второй этаж нужно подвести курсор к изображению лисы и щелкнуть мышкой)
-давайте поможем и серому волку
-сколько слогов в слове "волк"
-один
-волк,можешь,отправляться в свою квартиру на первом этаже
(чтобы волк отправился на первый этаж нужно подвести курсор к изображению волка и щелкнуть мышкой)
-а кто еще торопится в новую квартиру
-зайчик
-сколько слогов в слове "зайчик"
-два
-отправляйся,зайчик,на второй этаж
(чтобы зайчик отправился на второй этаж нужно подвести курсор к изображению зайчика и щелкнуть мышкой)