Климова Светлана Александровна
Организация деятельности педагогов с детьми РАС в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Организация деятельности педагогов с детьми РАС в ДОУ
В настоящее время расстройства аутистического спектра являются одним из самых распространенных нарушений психического развития в детской популяции. Решение проблемы заключается в необходимости оказания ранней своевременной и адекватной коррекционной помощи, имеющей ведущее значение для дальнейшего развития ребенка-аутиста.
Публикация «Организация деятельности педагогов с детьми РАС в ДОУ» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Основная цель психолого-педагогического сопровождения ребенка с РАС - формирование базовых навыков общения и социальной адаптации, создание условий для развития и реализации внутреннего потенциала воспитанника с РАС, оказание системной комплексной психолого-педагогической помощи в освоении адаптированной основной образовательной программы
Приоритетным направлением деятельности тьютора, воспитателя. учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога является создание условий для развития коммуникации и коммуникативной функции речи.
Дети с аутистическими расстройствами посещают группу нашего ДОУ с раннего возраста, находясь на кратковременном пребывании в комбинированной группе для детей с РАС (в соответствии с рекомендациями ПМПК)
Чтобы адаптация протекала более успешно, родители приходили с детьми на прогулку по территории будущего садика, наблюдали вместе, за играми детей. В первые недели или даже месяцы приводили ребенка в группу ненадолго, понемногу увеличивая время его пребывания. Одной из типичных проблем маленьких аутистов является освоение «режимных» моментов, таких как дневной сон, еда, посещение туалета. Иногда ребенок, который дома нормально ел и ходил в туалет в ДОУ начинает отказываться от еды, (а в некоторых случаях он может просто терпеть весь день, не посещая даже туалет).
Для решения поставленной цели развивающая предметно-пространственная среда для работы с детьми РАС используются следующем образом: различные помещения для разных типов занятий. Это помогает преодолевать страхи и сложности освоения пространства, а также облегчает переключение, так как в каждом помещении создаётся свой стереотип поведения.
приход в физкультурный зал настраивает детей на занятия физкультурой и игровую деятельность в изостудию – на творческие занятия, в групповую комнату – на сюжетно-ролевую игру, музыкальный зал - на музыкально – ритмические игры, сенсорная комната – направленная на успокоение и релаксацию.
кабинеты для индивидуальных занятий с учителем – дефектологом, учителем-логопедом и педагогом-психологом - сохранению эмоционального благополучия в своей адаптивной среде, преодоление трудностей речевого развития.
Групповые и индивидуальные коррекционные занятия организуются с учетом особенностей психофизического развития детей, их индивидуальных и общих особых образовательных потребностей. Все занятия четко структурируются и планируются так, чтобы игры, насыщенные движением, яркими сенсорными и эмоциональными впечатлениями, или требующие волевых усилий, могли чередоваться со спокойными занятиями. Ритм, организация пространства, привычный стереотип поведения успокаивают и четко организуют деятельность и поведение ребёнка. С каждым из детей в соответствии с индивидуальной программой развития специалисты проводят индивидуальные занятия. Причем каждый из педагогов не дублирует, а дополняет друг друга: например, ребенок с инструктором по физической культуре во время образовательной деятельности построил тоннель из мягких модулей, затем учился переползать через него; с учителем-дефектологом он конструировал тоннель уже из деревянного конструктора; с воспитателем в группе — сооружал тоннель из пластмассовых блоков «Лего» и пускал через него автомобиль. Работа ведется всеми специалистами, придерживаясь определенного плана. В коррекционной работе с ребенком с РАС положительная динамика наблюдается тогда, когда ему все меньше требуется развернутая помощь взрослого. Взаимодействие и согласованность специалистов и воспитателей, работающих группе, обеспечивает эффективную коррекционно-воспитательную работу.
Дети находятся в группе без родителей в сопровождении тьютора. С ними проводятся индивидуальные формы различной детской деятельности. Для организации деятельности группы, принимающей ребенка с РАС, создается среда, гибко меняющаяся под нужды конкретного ребенка. Использование стратегий маркировки среды, организации рабочего пространства и учебного материала для детей с РАС также является важным условием организации этой группы. При планировании и организации образовательного процесса в группе социальной адаптации используются принципы сенсорной интеграции.
Одной из задач деятельности группы является вовлечение в образовательный процесс семьи. Индивидуальная работа с семьей является необходимой составляющей эффективного взаимодействия и социальной адаптации ребенка с РАС.
Разумеется, ребенок испытывает и трудности со вхождением в группу сверстников, особенно в начале посещения детского сада. Он не присоединяется к общим играм самостоятельно, не проявляет интереса к занятиям. Однако часто оказывается, что «отсутствуя» внешне, ребенок может хорошо воспринимать происходящее: например, дома он может пропеть разученную в детсаду песню, хотя во время музыкального занятия даже не пытался петь. (Колядки)
Многие родители детей с РАС, замыкаясь на своём ребёнке, часто оказываются в изоляции, испытывают дефицит общения, нехватку психолого-педагогических знаний об особенностях взаимодействия с особыми детьми. Для преодоления этой проблемы в ДОО организован родительский клуб. Родителям предлагаются встречи со специалистами, семинары, тренинги, а также беседы на интересующие их темы. Организуются мастерские по изготовлению игрушек, поделок, дидактического материала для занятий с детьми и оформления группы. С родителями индивидуально работают специалисты: учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор по ФИЗО, музыкальный руководитель, педагог по ИЗО. Работа специалистов с родителями направлена на восполнение пробелов психолого-педагогических знаний об особенностях взаимодействия с детьми с ОВЗ.
Работа с родителями ребенка с РАС очень специфична, поскольку поведение такого ребенка далеко не всегда можно объяснить с точки зрения логики. Его действия иногда приводят в замешательство не только окружающих, но даже близких людей. Коррекционная работа с ребенком с РАС, как правило, требует больших эмоциональных затрат и носит долгосрочный характер.
Бывает так, что родители, ожидая быстрого эффекта в обучении своего ребёнка с РАС и не получив его, «опускают руки» и приходят в отчаяние. Именно поэтому им так необходима постоянная поддержка психолога или педагога, который работает с ребенком, хорошо знает особенности восприятия и поведения и может объяснить родителям его поведение. Очень часто ребенок с РАС ведет себя так, будто он существует один, совершенно не замечая окружающих детей и взрослых.
Правила работы с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС)
1. Принимаем ребенка таким, какой он есть.
2. Строго придерживаемся определенного режима и ритма жизни ребенка.
3. Соблюдаем ежедневные ритуалы (они обеспечивают безопасность ребенка).
4. Учимся улавливать малейшие вербальные и невербальные сигналы ребенка, свидетельствующие о его дискомфорте.
5. Как можно чаще разговариваем с ребенком.
6. Обеспечиваем комфортную обстановку для общения и обучения.
7. Терпеливо объясняем ребенку смысл его деятельности, используя четкую наглядную информацию (схемы, карты и т. п.).
8. Избегаем переутомления ребенка.
Таким образом, вне зависимости от возраста и уровня развития каждый ребенок дошкольного возраста с аутистическими расстройствами получит возможность удовлетворения своих образовательных потребностей в рамках оптимального для него образовательного маршрута.
Условия построения инклюзивного (интеграционного) образовательного процесса.
1. Комплектование группы осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) и на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии.
2. Численность детей с ДЦП в группе. Наполняемость инклюзивной группы зависит от характера первичного отклонения в развитии и возраста ребенка, определяется на основании рекомендаций СанПиН. В группы могут включаться дети как одного возраста, так и разных возрастов (разновозрастные группы). Обычно 3-4 особенных ребенка на группу в 25 человек.
3. Индивидуальный образовательный маршрут. Для каждого воспитанника группы составляется индивидуальный образовательный маршрут и разрабатывается адаптивная программа (только с согласования родителей и ПМПК)
4. Финансируются комбинированные группы по нормативам, соответствующим нормативам финансирования групп компенсирующего вида.
5. Комплектование педагогического состава. Воспитатели должны получить соответствующую квалификацию. Помимо должности логопеда и педагога-психолога в штат дошкольного образовательного учреждения вводится должность дефектолога, тьютера, в зависимости от финансовых возможностей ДОУ. К работе с воспитанниками привлекаются также музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, специалист по лечебной физкультуре, необходимый медицинский и обслуживающий персонал.
6. Материально-технические условия (пандусы и т. д.)
7. Подготовка педагогического коллектива к работе с детьми в условиях инклюзивной практики. На данном этапе дошкольного образования в Г. о. Подольск воспитатели, работающие с особыми детьми, не имеют специальной подготовки (только в единичных случаях есть, им рекомендуется пройти переподготовку. Лучше проходить курс переподготовки по направлению «Дефектология»
Основными направлениями коррекционно-педагогической работы в дошкольном возрасте являются:
развитие игровой деятельности;
развитие речевого общения с окружающими (со сверстниками и взрослыми). Увеличение пассивного и активного словарного запаса, формирование связной речи. Развитие и коррекция нарушений лексического, грамматического и фонетического строя речи;
расширение запаса знаний и представлений об окружающем;
развитие сенсорных функций. Формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений. Развитие кинестетического восприятия и стереогноза;
развитие внимания, памяти, мышления (наглядно-образного и элементов абстрактно-логического);
формирование математических представлений;
развитие ручной умелости и подготовка руки к овладению письмом;
воспитание навыков самообслуживания и гигиены;
подготовка к школе.
В детских садах, где осуществляется инклюзивное образование, могут быть созданы дополнительные структурные подразделения:
· центр игровой поддержки развития (ЦИПР)
· консультативный пункт (КП)
· лекотека
· служба ранней помощи (СРП)
Опыт реализации инклюзивной практики в дошкольных учреждениях успешно внедряется на территории Городского округа Подольск.
При отсутствии необходимых знаний и технологий, можно обратиться к педагогам из тех садов, где активно работают группы компенсирующего и комбинированного вида. Например, д / с № 8 «Светлячок» пос. Львовский, №15 п. Львовский, ,№34 «Надежда» г. о. Подольск, №48 «Яблонька»
Более подробно вы можете ознакомиться с опытом работы данных учреждений на их сайтах.
Плюсы инклюзии.
Самое главное,что от инклюзивного образования выигрывают не только дети с ДЦП, но и обычные дети.
От инклюзии выигрывают все дети без исключения. Например, если ребенок находится в коррекционном детском садике, где никто не разговаривает, откуда у него возьмется речь? А попадая в инклюзивную среду и видя, как дети говорят, он потянется за ними, все процессы пройдут быстрее. Если он что-то не умеет делать,то видя, как другие дети делают,тоже будет стараться научиться. Для ребенка с ДЦП э особенно важно, он такой же ребенок,как и все остальные, только внешне несколько отличася, но от так же переживает свои успехи и неудачи, как обычный ребенок. Ему нужно приложить в 100 раз больше сил, чтобы достичь результата.
От инклюзии выигрывают и обычные малыши. У них возникает безбарьерное мышление. Инклюзивная среда учит находить сильные стороны в каждом и не вешать ярлыки: ты очкарик, ты толстый и так далее. Дети становятся более заботливыми, могут выстраивать коммуникацию с разными людьми.
Инклюзивный опыт поможет ребенку в будущем, когда он будет общаться с кем-то, отличающимися от него. Встречая человека на коляске на улице, он уже не будет отводить глаза, пугаться, жалеть. Инклюзия — это не история про жалость. Человек с инвалидностью перестанет казаться диковинкой.
Я уверена, что перед нейротипичными детьми, которые выросли в инклюзивной среде, не встанет в будущем вопрос, что такое пандус и зачем он так необходим перед тем или иным учреждением.
На индивидуальных занятиях со специалистами закрепляются знания по лексическим темам, уделяется много времени отработке письма, чтения, математическим навыкам, мелкой и крупной моторике, речи, социальным навыкам.
На групповых занятиях происходит генерализация знаний и умений, освоенных детьми ранее индивидуально, также осваиваются навыки, необходимые для обучения в группе – выполнять деятельность по очереди, спокойно ждать свою очередь, не отбирать желаемый предмет и отдавать его, когда придет время, много времени уделяется совместной игре педагог-ребенок и ребенок-ребенок.
В коррекционной работе с детьми с особенностями в развитии необходимо четко ставить цели и задачи, выявлять, что наиболее важно для ребенка на данный момент. Основная задача детского сада - максимально подготовить детей к школе, научить социально-приемлемому поведению. В первую очередь дети с РАС должны быть готовы к самому процессу обучения. Соблюдать правила в обучающей среде - садиться за стол по просьбе учителя, по звонку вставать из-за парты, слушать и не перебивать учителя, не вставать и не уходить во время урока, высказывать свою просьбу социально приемлемым способом, поднимать руку во время урока, обращаться к учителю по имени отчеству. Задач перед ребенком с РАС стоит колоссально много, и с каждой необходимо работать по отдельности. Нужно вложить много сил со стороны педагогов, воспитателей и самих детей, проделать огромнейшую работу для достижения поставленной цели – выпустить из детского сада социализированными и готовыми к обучению в школе детей, к взаимодействию с учителями и сверстниками.