Анастасия Тюрина
Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте уважаемые коллеги! Рада представить вам опыт своей работы по теме «Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников.» Итак, начну я с Китайской пословицы
Расскажи - и я забуду,
Покажи - и я запомню,
Дай попробовать - и я пойму. (Слайд 2)
Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция март 2021
Дошкольный возраст является самым благоприятным для исследований и экспериментов. Это легко объяснить тем, что у них преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, благодаря чему,метод экспериментирования является ведущим для этого возраста. Я решила не только помочь детям узнать мир живой и неживой природы, но еще и привить любовь и желание беречь и помогать ей.
ФГОС ДО особое внимание уделяет познавательно-исследовательской деятельности (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними, как одной из важнейших направлений работы с детьми.
Целевые ориентиры ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования предполагают, что ребенок должен быть любознательным, уметь задавать вопросы взрослым и сверстникам, ставить перед собой цель,наблюдать, экспериментировать, находить ответы на свои вопросы.
Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее идет его развитие.
Поэтому, познавательно-исследовательскую деятельность я рассматриваю, как один из основных способов познания, который доступен ребенку и отвечает современным требованиям обучения детей дошкольного возраста.
Познавательно-исследовательская деятельность – это специально организованная деятельность, позволяющая ребенку под руководством педагога или самостоятельно добывать информацию и овладевать представлениями о том или ином предмете, объекте, физическом или природном явлении. Экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. (Слайд 3)
Цель познавательно-исследовательской деятельности сформировать у детей способность самостоятельно и творчески осваивать способы познания окружающей действительности через организацию поисково – исследовательской деятельности, формировать экологического воспитания через экспериментальную деятельность. (Слайд 4)
Исходя из выше сказанного можно выявить задачи:
- расширять и систематизировать представления детей об окружающем мире;
- формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов;
- создавать условия для свободного исследования и экспериментирования;
- развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;
- способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предмета- ми;
- развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;
- стимулировать желание детей экспериментировать. (Слайд 5)
В организации работы опытно-экспериментальной деятельности дошкольников я пользуюсь различными формами и методами работы. Выбор зависит от возраста юных исследователей, а так же от типа образовательных задач.
Главным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является экспериментирование. Этот метод носит ориентацию направленную на поиск и практику.
Опыты – словно фокусы, а для детей – это чудо. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». (Слайд 6)
По теме познавательно-исследовательская деятельность нахожу полезную информацию из детских энциклопедий, экологических альбомов, пособия, которые имеются в нашем детском саду. (Слайд 7)
Главным условием для решения поставленных задач в экологическом и опытно-экспериментальном направлении необходима развернутая развивающая среда. (Слайд 8)
В нашей группе оборудован уголок экспериментальной деятельности»Любознайка». Главной целью создания Было развитие интереса у детей к исследовательской деятельности. (Слайд 9)
Оборудование для исследовательской деятельности очень разнообразно.
Мерные емкости,стаканчики увеличительные стекла, магниты, пуговицы, ложки и многое другое…. С каждым днем оно приумножается. (Слайд 10)
Центр экспериментирования мобилен, однако пространство группы ограничивает маштабность данного уголка, место для выращивания клубневых растений находится на подоконнике.
Экспериментируют дети только под присмотром взрослых с четким соблюдением правил безопасности.
Экологическое экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности.
Например: На занятиях по математике исследуем свойства геометрических фигур, измеряем объёма жидкости,обговоравая сразу о пользе воды и о бережном отношении к ней. Часто читая художественные произведения возникает необходимость проверить то, о чем говорится сказке или рассказе при помощи опыта. Так при знакомстве с
рассказом Л. Н. Толстого «Хотела галка пить», убедились что действительно при помощи камешков можно поднять уровень воды в сосуде.
В качестве объектов исследований стараюсь выбирать привычные для детей предметы и явления. Моя задача – «подогревать» познавательный интерес детей к наблюдениям, а так же подвести детей к логическому выводу на основании результата проведенного опыта.
Не всегда опыты и наблюдения бывают запланированы. Иногда это происходят спонтанно. Выглянули в окно – поднялся ветер,поплыли тучи – наблюдаем. Вышли на улицу, увидели жучка, кошечку, собачку, интересно, что они будут делать дальше, рассматриваем шерстку, считаем лапки и т. д. Дети моей группы с огромным удовольствием участвуют в проведении экспериментов.
Уважаемые коллеги, теперь хочу предложить вам познакомиться с некоторыми экспериментами и наблюдениями, с которые я ознакомила детей.
Проводя опыт «Воздух внутри нас» дети узнали, что воздух можно не только почувствовать, но и увидеть. (Слайд 11)
В процессе опыта «Разноцветная вода» узнали, что вода прозрачная, чистая, через неё видно предметы, которые мы положили в стаканчик. Если воду окрасить краской она станет не прозрачной, мутной, грязной - предметы в воде не видно. (Слайд 12)
В своей группе мы посадили лук. И оставили его расти в разных условиях: с поливом, без полива, в темном месте и на солнце. Затем с удовольствием наблюдали за ростом каждого объекта и сравнивали их с другими, выявляя условия благоприятные для роста лука. (Слайд 14)
Постоянно ухаживаем за комнатными растениями: поливаем, рыхлим землю, протираем листья. тем самым прививаем любовь и бережное отношение к природе. Узнаем, что растения выделяют жизненно-необходимый нам кислород.
Работая с календарём природы, мы ежедневно наблюдаем последовательность и закономерность смены дней недели, месяцев, времён года, отмечаем погоду. (Слайд 16)
Прогулки тоже удачное время для экспериментов и опытов. Так,гуляя зимой мы активно разбираем свойства снега.
В морозную погоду снег рыхлый, легкий, не лепится. В теплую зимнюю погоду может выпасть мокрый снег – он тяжелый, из него можно лепить снежки, снеговика и многое другое.
Убедились, что вода замерзает на морозе, а лед, снег тают в тепле и превращаются в грязную воду, поэтому снег есть нельзя. (Слайд 17)
Каждый зимний день мы проявляем заботу о пернатых гостях нашего детского сада. Пока кормим птиц, мы мы наблюдаем за внешними данными :окрас, строение тела, и за характерными особенностями птиц. (Слайд 18)
На самый интересным опыт меня натолкнули дети,задав вопрос «Тепло ли под снегом?» И как мишка спит в берлоге до самой весны. Поставили цель, определили задачи. (Слайд 19)
Для выполнения эксперимента мы налили воды в 3 пластиковые бутылки, подписали их. Одну бутылку оставили на снегу, вторую наполовину закопали в снег, третью положили глубоко в снег. Не следующий день, выяснили, что вода в первой бутылке замёрзла, во второй бутылке вода замёрзла не полностью, в третьей бутылке вода не замерзла. Дети сделали вывод: если вода под снегом не замерзла, значит, там тепло, теплее, чем на поверхности снега. вывод: под снегом тепло.
Ведется непосредственная работа и с родителями воспитанников по данной теме. Предлагаю мультфильмы, буклеты с описанием опытов для дальнейшего проведения дома.
Экспериментальная деятельность вызывает огромный интерес у детей, помогает им освоится в этом мире, понять что и как работает,устроено. Наблюдая за своими воспитанниками, я сделала вывод:
Все, что ребенок слышит, видит и делает сам, усваивается прочно и надолго.
Закончить свое выступление хочу словами Льва Семёновича Выгодского.
«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», - писал классик отечественной психологической науки. (слайд 20)