Голубчикова Елена
Опытно-экспериментальная деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность»
1. Организационный момент
Цель: обеспечить положительную мотивацию детей к учебной деятельности.
Задачи:
1. Создать у детей позитивный настрой.
2. Пробудить интерес к теме предстоящей деятельности.
Деятельность детей Деятельность воспитателя примечание
Дети включаются в занятие добровольно, из интереса к предложению воспитателя, стремятся быть вместе со всеми.
Дети выполняют приветствие.
Ответы детей.
Дети и педагог встают вокруг шара. Посмотрите, у нас сегодня гости!
Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Давайте мы поздороваемся с нашими гостями и всем, что нас окружает.
Здравствуй небо (руки вверх) Здравствуй земля (приседают)
Здравствуйте мои друзья (руки вперед)
1,2,3,4,5 (загибаем пальцы рук)
Вмести мы в кругу опять (беремся за руки)
Будем дружно мы играть.
В путешествие мы хотим опять (идут по кругу)
-На чем можно отправиться в путешествие? Предлагаю сегодня воспользоваться воздушным шаром.
Воспитатель вносит большой гелиевый шар,а дети и педагог встают вокруг него.
Воспитатель вносит большой гелиевый шар.
2. Основная часть
Цель: Обобщить знания детей о не живой природе: воздух и вода.
Задачи:
-Закрепить представление детей о свойствах воздуха (невидим, бесцветен, не имеет запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается); о свойствах воды (без запаха, прозрачная, не имеет постоянной формы, является растворителем для некоторых веществ)
- Развитие органов слуха, зрения, обоняния.
- Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
- Способствовать развитию свободного общения с взрослыми и детьми.
- Активизировать речь и обогащать словарь детей.
- Развитие сообразительности, умение самостоятельно решать поставленную задачу.
- Учить делать выводы в процессе эксперимента.
- Воспитывать дружеские взаимоотношения.
- Формирование умений у детей делать глубокий вдох, удерживать воздух и медленно его выдыхать.
- Закрепление правил безопасности поведения во время проведения экспериментов с воздухом и водой.
- Воспитание уважительного отношения к труду людям науки.
- Обогащение музыкальных впечатлений.
Деятельность детей Деятельность воспитателя Примечание
Дети отгадывают загадку.
Ответы детей.
Дети выполняют упражнение.
Предположение детей.
Ответы детей.
Дети садятся на стульчики.
Предположение и ответы детей.
Дети отвечают, что пузырьки.
Предположение и ответы детей.
Ответы детей.
Ответы детей.
Предположение и Ответы детей.
Предположение и ответы детей.
Дети встают вокруг шара.
Ответы детей.
Дети по желанию рассказывают стихотворение.
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, море, океане
И водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы её не замечаем.
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда!
Без воды нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить –
Без воды нам не прожить!
Дети присаживаются на стульчики.
Предположение и ответы детей.
Предположение и ответы детей.
Дети выполняют физкультминутку.
Предположение и ответы детей.
Ответы детей. Нам в пути нужен важный помощник.
О нем говорится в загадке:
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь
Невидимка он, и все же
Без него мы жить не можем?
Воздух везде. Посмотрите вокруг.
Кто видел воздух?
Да воздух невидимка, но он всегда вокруг нас. Без него мы не могли бы жить, так как нечем было бы дышать.
А теперь, ребята, давайте проверим, как долго мы можем не дышать.
(упражнение «Глубокий вдох и выдох через 5-7 секунд»)
А почему мы не видим воздух?
Воздух невидим, так как он прозрачен.
А хотите увидеть воздух?
Для этого нам необходимо пройти в нашу лабораторию.
Но сначала повторим правила безопасного поведения при экспериментировании:
1. Не толкай соседа во время работы.
2. Сначала посмотри, потом повтори.
3. С горячей водой будь осторожен!
Эксперимент № 1:
Для этого эксперимента необходима ёмкость с водой и пустой стакан.
Стакан опускается в ёмкость с водой горлышком вниз. Попадает ли вода в стакан? Почему нет?
Вывод: В стакане есть воздух, он не пускает туда воду.
Эксперимент № 2:
Стакан наклонить – чтобы появились пузырьки.
Воспитатель: Что вы видите? (пузырьки) Откуда они взялись?
Что происходит со стаканом? (он наполняется водой). Какой следует вывод из этого эксперимента?
Вывод: Воздух выходит из стакана, его место занимает вода.
Воспитатель открывает изображение воздушного шара.
Воспитатель: Скажите, зачем под шаром расположена горелка? Сейчас мы с вами узнаем, что происходит с воздухом, когда его нагревают.
Эксперимент № 3:
Воспитатель: Для этого эксперимента нам понадобится пустой воздушный шарик и пластиковая бутылка.
Шарик нужно надеть на горлышко бутылки и подержать ее в течение 1 мин. в горячей воде. - Что вы видите?
(Шар надувается)
Как вы думаете, почему он надулся?
Вывод: При нагревании воздух в бутылке расширяется и заполняет шар, он надувается.
Затем воспитатель ставит бутылку с шариком в холодную воду.
- Что происходит с шариком?
(Шарик сдувается) Почему шарик сдулся?
Вывод: Воздух при охлаждении сжимается и выходит из шарика - он сдувается.
Воспитатель: Зачем же нужна горелка? (ответы детей). При нагревании воздух расширяется и заполняет шарик. Когда горелка выключается, воздух постепенно охлаждается и сжимается - шар сдувается.
Воспитатель: Нам пора дальше отправляться в полёт! Занять свои места. Полетели. Воспитатель достаёт глобус. Дети, что это у меня в руках? Правильно, так выглядит наша земля из космоса. Что на глобусе обозначено, синим цветом? (Вода) Прочтите стихотворение о воде.
И, правда, без воды жизнь представить сложно. Внимание, вот мы и прилетели! Приземляемся!
Кто-то к нам идёт на встречу!
Водяной: Здравствуйте! Очень рад вас видеть! Я так люблю шлёпать босыми ногами по лужам, купаться, брызгаться. После этого на руках и ногах в солнечных лучах переливаются прозрачные капельки. Только мне непонятно: куда потом исчезает эта вода? И еще, зимой, я хотел искупаться в своей любимой речке, а вместо воды - лёд. Откуда он взялся?
Воспитатель: Уважаемый Водяной, мы с ребятами попробуем ответить на ваши вопросы. Для этого нужно вооружиться вниманием и терпением.
Пройдёмте в лабораторию.
Воспитатель: Водяной, мы покажем, какими свойствами обладает вода. Дети обратите внимание: на столе в контейнере лежит лёд. Мы позже к нему вернёмся.
А сейчас, мы узнаем о свойствах воды.
Эксперимент№ 4:
Взять стакан с чистой водой и понюхать её.
Воспитатель: Имеет ли вода запах? (Нет, вода не имеет запаха.)
Значит какой вывод мы сделаем из этого эксперимента?
Вывод: Вода не имеет запаха.
Эксперимент№ 5:
Воспитатель: Для следующего эксперимента нам понадобится стакан с водой, стакан с молоком и картинки. Поставить на картинку стакан с водой и рассмотреть, что нарисовано на картинке. Затем проделать тоже самое со стаканом молока
Воспитатель: Вам видно, что нарисовано на картинке? (Там, где вода, видно, а где молоко - нет.) Какой можно сделать вывод из этого эксперимента?
Вывод: Вода прозрачная.
Эксперимент № 6:
Разлить воду по разным сосудам.
Воспитатель: какую форму приняла вода? (Форму той посуды, в которую её налили)
Вывод: Вода не имеет постоянной формы, она принимает форму того сосуда, в который её налили.
Ребята, мы с вами хорошо потрудились, а сейчас пришло время отдохнуть
Физкультминутка: «Дождик»
Капля раз, капля два.
Очень медленно сперва,
А потом, потом, потом
Всё бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскрыли,
От дождя себя укрыли.
Воспитатель: Ребята, давайте пройдем к столу, на котором был лёд. Что вы видите? Почему это произошло?
Водяной: Жаль, что лёд растаял, я так люблю его есть.
Воспитатель: Что ты! Сосульки и лёд нельзя есть! Почему, дети нельзя есть лёд?
Водяной: Что вы! Я больше никогда не буду, есть лёд и снег.
Водяной: Спасибо вам. А мне пора домой. До свидания.
Загадка о воздухе.
На доску вывешиваются соответствующие картинки.
Ёмкость с водой и пустой стакан.
Изображение воздушного шара, под шаром расположена горелка.
Воздушный шарик и пластиковая бутылка.
Глобус.
Включается запись песни «Я водяной, я водяной…».
Входит Водяной.
Контейнер со льдом.
Стакан с чистой водой.
Стакан с водой, стакан с молоком и картинки.
Различная емкость.
(Водяной уходит)
3. Заключительная часть
Цель: подведение итогов образовательной деятельности
Задачи: поощрить детей за активную деятельность, вспомнить этапы образовательной деятельности
Деятельность детей Деятельность воспитателя примечание
Дети встают вокруг шара.
Ответы детей. Нам пора возвращаться в детский сад. Занимайте места. Закрываем глаза. Раз, два, три, четыре, пять и мы с вами в саду опять! Прилетели.
- Что мы сегодня, дети, с вами делали?
Воспитатель: Давайте повторим свойства воды.
Человек! Запомни навсегда: Символ жизни на Земле - вода!
Экономь её и береги.
Мы ведь на планете не одни!
Шар.