Светлана Горбатенко
Опыт наставничества
▼ Скачать + Заказать документы
«Опыт моего наставничества»
Вечным законом да будет: учить и учиться всему
через примеры, наставления и применение на деле.
Я. А. Коменский
В советском фильме «Афоня» с Леонидом Куравлевым в главной роли есть эпизод, когда мастер ЖЭКа Людмила Ивановна приводит на участок ребят-стажеров и прикрепляет их на обучение к опытным сотрудникам. «Наши слесаря научат вас практически тому, что вы изучали теоретически», – говорит она. Но то ли стажеры Афоне попались не те, то ли наставник не тот, но система наставничества не сработала. Насколько нужна она сегодня и какие требования к наставникам выдвигаются.
Публикация «Опыт наставничества» размещена в разделах
«Наставник», «наставничество» – эти слова знакомы мне с первых дней трудовой деятельности. Когда я впервые пришла работать в детский сад молодым педагогом, то первым моим помощником, другом стал мой наставник - опытный и знающий педагог. Прошло почти сорок лет… теперь я являюсь наставником, теперь уже моя задача – наставить молодых специалистов, помочь войти в сложности профессии безболезненно, не бояться ошибок и трудностей, суметь заинтересовать, зажечь искорку. Смотрю в широко распахнутые глаза молодого педагога, в которых калейдоскопом мелькают удивление и непонимание, энтузиазм и неуверенность, восторг и смущение и радостью наполняется мое сердце. Вот чего я не вижу в этих глазах, так это равнодушия! Значит, мы на верном пути! Я не оговорилась: «МЫ» - ключевое слово в нашем профессиональном тандеме. Содружество, сотворчество, сопричастность, сотрудничество обязательно помогут преодолеть нам все трудности на пути к тому, чтобы мой молодой коллега состоялся. Состоялся как педагог, профессионал, воспитатель, друг.
Наставничество – дело добровольное. Заставить сотрудника в официальном порядке стать наставником для новичка невозможно. Важно ещё и желание быть наставником. Педагог сам определяет, способен ли он стать наставником. Наставник непременно учит других, но одновременно учится и сам. Наставничество мотивирует повышать свой профессиональный уровень, развивать свои способности, более широко использовать свои знания и опыт. Я считаю себя современным педагогом и поэтому продолжаю сама внутренне развиваться, учиться, искать, становится интересной для воспитанников и коллег.
Наставничество является двусторонним процессом. Основное условие эффективности действия наставника - его готовность к передаче опыта и осуществлению помощи. Однако существует и обратная «сторона медали» : желание наставляемого этот опыт перенять и принять поддержку. Взаимное доверие является основой, на которой с самого начала строятся отношения. Наставник создает условия для добрых, доверительных отношений, используя демократический стиль общения.
Кто больше всего заинтересован в наставничестве? Уверена, что пользу получают все участники процесса. Молодой педагог получает своевременную помощь, поддержку в своем профессиональном развитии. Наставники повышают свой профессионализм, растет уважение и доверие коллег, работа наполняется смыслом. Образовательная организация становится более успешной, стабильной и сплоченной.
Я, как педагог с большим опытом, взяв на себя ответственность, стать наставником, всегда верю в хороший результат! Очень важно дать понять молодому коллеге, что ты не стоишь на вершине той самой горы, на которую ему только предстоит взобраться, не увлекать его на путь, уже пройденный тобой, а дать возможность сделать это самостоятельно: найти свою «гору», свой путь к успеху. Главное – сам! Задача моя, как наставника – быть рядом, вовремя прийти на помощь, поддержать. И тогда полученное педагогическое образование обязательно воплотится в профессиональное умение.