Марина Птицына
Календарное планирование работы «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Календарное планирование работы Тема: «Зимующие птицы»
Цель: Формировать представления о зимующих птицах (условия их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц); ; расширять представления о том, чем питаются птицы зимой; формировать обобщающее понятие «зимующие птицы»; воспитывать заботливое отношение к птицам, желание подкармливать их зимой.
Итоговое мероприятие : выставка детских работ «Птицы рядом с нами»
Утренняя гимнастика: «В гости к Снеговику» (Гладышева Н. Н. Ежедневное планирование, стр. 323).
Бодрящая гимнастика: тропа здоровья
Воспитание КГН, навыков самообслуживания: поддерживание опрятного вида в течение дня, Наведение порядка в игровых уголках, аккуратное складывание спортивной формы.
Работа с родителями: рекомендации по ознакомлению с зимующими птицами нашего региона с детьми старшей группы.
Занятия Совместная деятельность в ходе режимных моментов Индивидуальная работа Создание развивающей среды
Понедельник I половина дня Познавательное развитие
(Окружающий мир/сенсорные эталоны)
Зимующие птицы».
Ц: Расширить, закрепить и систематизировать представления о зимующих птицах, образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц. Закрепить умение различать зимующих птиц по внешнему виду и называть их.
Совместная деятельность логопеда с детьми (по подгруппам)
Художественно- эстетическое развитие
(Музыка. По плану муз. Руководителя) Знакомство со строением тела птиц, приспособление к зимним условиям обитания.
Беседа по плакату «Покормите птиц зимой» (обсуждение почему птицы остаются зимовать, как помочь им пережить холода и голод).
Изготовление и размещение на участке кормушек.
Артикуляционная гимнастика
Д/и «Кто большой,кто маленький» Сюжетная картинка «Дети в парке кормят птиц».
Демонстрационный материал «Зимующие птицы», «Пролетные птицы».
Таблица для описательного рассказа «Птицы».
Разрезные картинки «Птицы».
Д/и «Части тела птицы», «Чей хвост», «Чей дом».
Р/и «Парочки» (птицы).
Прогулка. Наблюдение за птицами.
Бывают птицы разными:
Одни боятся вьюг И улетают на зиму
На добрый, тёплый юг.
Другие, те народ иной: В мороз над лесом кружат,
Для них разлука с родиной Страшнее лютой стужи…
Исследование «Почему птицы зимой постоянно в движении?»
Д/и «Кто как кричит?» - учить детей слышать и развивать фонематическое восприятие.
П/игра: «Хитрая лиса» - упражнять детей в беге, ловкости, хитрости, смекалки. И/р по ФИЗО: прыжки в длину с места.
Труд. поручения: кормить птиц, почистить кормушки, собрать мусор на участке.
Индивидуальная работа
Слушай звуки – развитие произвольного внимания
Работа по заданию логопеда
II половина дня Речевое развитие (Развитие речи)
Зимующие птицы
Ц закреплять и систематизировать знания детей о зимующих птицах. упражнять в отгадывании загадок;
– учить детей описывать птиц по характерным признакам и по описанию узнавать их
Беседа «Формирование экологически безопасного поведения детей при встречах с птицами в природе».
Вечер загадок: отгадывание загадок о птицах.
Разговор-размышление «Что делают птицы вечером?»
Д / и «Сложи из частей», «Найди 5 отличий»
Прогулка. Наблюдение за птицами. Художественное слово:«Воробей»
Рассуждение – почему птицы прилетают к жилью человека
.П/игра: «Хитрая лиса» - упражнять детей в беге, ловкости, хитрости, смекалки.
И/р по ФИЗО: прыжки в длину с места.
Труд. поручения: собрать мусор на участке.
Индивидуальная работа: Закреплять навыки подскоков на месте (ноги врозь — вместе; одна вперед — другая назад).
Самостоятельная деятельность детей с выносным материалом
Работа с родителями: в уголок «Советы доктора поместить материал на тему «Первая помощь при простуде».
Чтение художественной литературы В. Бианки «Синичкин календарь»
Вторник I половина дня Познавательное развитие (ФЭМП)
Знаки = + -
Решение задач на вычитание
Колесникова стр. 43
Совместная деятельность логопеда с детьми (по подгруппам)
Физическое развитие
(активные игры на прогулке)
Ситуативный разговор «Можно ли пугать голубей, сидящих на теплых люках?».
Д/и на словообразование «У сороки белый бок-она белобокая и т. д.»
П/и «Филин и пташки»
Раскрашивание раскрасок по теме
Просмотр презентации «Покормите птиц зимой»
Артикуляционная гимнастика Иллюстрации с изображением зимующих птиц, книги, образцы выкладывания птиц из палочек Кюизенера, модели строения птиц
Прогулка. Физическое развитие Ходьба в колонне по одному, бег в среднем темпе ходьба врассыпную. Игра малой подвижности «Летает - не летает»
Наблюдение за воробьями - расширять знания о внешнем виде и повадках воробья; воспитывать внимание и наблюдательность.
Чем все воробьи похожи друг на друга?В чем их различие? Чем питаются воробьи?
Одни воробьи побольше, другие — поменьше. Одни более светлой окраски, другие темнее, одни нахальные, смелые, другие осторожные.
Воробей по лужице прыгает и кружится,
Перышки взъерошены, хвостик распустил.
Труд: предложить детям собрать песок в песочницу.
Цель: прививать любовь к труду в коллективе.
Подвижные игры : «Цветные автомобили», «Зайцы и волк».
Цель: упражнять в беге врассыпную, прыжках.
Индивидуальная работа : «Кто дальше бросит?».
Цель: закреплять умение метать предмет на дальность.
II половина дня
Музыкальный досуг
Лепка птиц по схеме, добавление характерных деталей для каждого вида птиц.
Д / и «Разрезные картинки»
«Телефон», «Улетают – не улетают», «Четвертый лишний», «Узнай по описанию», «Назови признаки», «Назови действия», «Кто что ест»
Артикуляционная гимнастика
Прогулка Наблюдение за метелью
Цель: дать представление о движении снега в ветреную погоду.
Гуляю в поле, Знать никого не хочу.
Летаю на воле, Вдоль снега пробегаю
Кручу, бурчу, Сугробы наметаю. (Метель.)
Трудовая деятельность Сгребание снега под кусты и деревья; расчистка дорожек и горки
Цель: прививать желание помогать деревьям и кустам укрыться от морозов, трудиться небольшими группами дружно и весело.
Подвижные игры «Мороз-красный нос», «Пройди по кругу»
Цель: учить ловко и быстро перебегать через площадку; пройти по лыжне полный круг и вернуться к флажку.
Индивидуальная работа «По длинной дорожке»
Цель: учить разбегаться по снегу и скользить по ледяной дорожке как можно дальше.
Работа с родителями : консультация «Профилактика ОРВИ».
Чтение художественной литературы : М. Пришвин «Птицы под снегом».
Среда I половина дня Физическое развитие
(Физическая культура по плану
физ. Руководителя
Художественно- эстетическое развитие
(Аппликация / конструирование)
Снегирь и синичка
Ц научить детей делать птиц с помощью конструирования из бумаги «оригами»; закреплять умение детей складывать квадрат по диагонали (базовая форма «косыночка»); продолжать учить детей сгибать по линии назад и загибать вперёд части поделки. Рассмотреть строение птицы, назвать части, их значение для жизни птицы.
Обсудить, что страшнее для птиц – голод или холод.
Д/и «Телефон», «Улетают – не улетают», «Четвертый лишний»
Артикуляционная гимнастика
Просмотр презентации «Птицы в городе» Раскраски с изображением птиц, схема составления описательного рассказа о птице;
пооперационная карта по оригами «Птица»
Прогулка.
Физическое развитие (формирование начальных представлений о здоровом образе жизни) Как возникают болезни Дать детям понять, что болезни не возникают из ничего, а ими заражаются. Сформулировать правила, которые нужно соблюдать, чтобы уберечься от инфекции.
Наблюдение за погодой. Наблюдение за движениями солнца весной в полдень: как оно высоко поднимается, ярков светит и уже начинает пригревать. Проследить где и когда оно всходит и заходит. Установить увеличение дня.
смотрит солнышко в окошко, светит в нашу комнату,
мы захлопаем в ладошки, очень рады солнышку
Д/и «Сосчитай» - упражнять детей в согласовании существительных с числительными и прилагательными.
. Труд. поручения: очистить от мусора беседку.
И/р по ФИЗО: упражнения в беге с перестраиванием
Подвижные игры: "1,2,3 к дереву беги", Метание шишек в дерево правой и левой рукой, "Поймай грибок"
Самостоятельная игровая деятельность.
Игры с мячом, рисование на песке, игры с мячом.
II половина дня Совместная деятельность логопеда с детьми (по подгруппам)
Д/и «Узнай по описанию», «Назови признаки», «Назови действия», «Кто что ест», «Хвост – хвостище» Рисование птиц с использованием трафаретов
пальчиковая гимнастика «Птицы»;
«Мастерская творчества» пластилинография «Cиничка»
Артикуляционная гимнастика
Прогулка Наблюдение за зимующими птицами у кормушек: их повадки, строение тела; воспитывать отзывчивость.
дать представление о механизмах образования облаков.
П/и «Воробушки и автомобиль» приучать бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение по сигналу, находить свое место
Индивидуальная работа Развитие движений.
Цель: упражнять в беге на скорость, совершенствовать технику прыжка в длину с места.
Д/и «К названному дереву беги». С/и по желанию детей. Эксперементирование с семенами клена – летят как парашютики.
Работа с родителями : рекомендации для изучения : «Мнемотаблицы для заучивания стихотворений».
Чтение художественной литературы : Г. Скребицкий «На лесной поляне».
Четверг I половина дня ««Познавательное развитие
(Познавательно-исследовательская деятельность / ознакомление с миром природы)
Зимующие птицы
Ц дать представление о том, какую роль играют для птицы перья.
Художественно- эстетическое развитие
(Музыка. По плану муз. Руководителя)
Пересказ рассказа Г. Скребицкого
П/и «Совушка-сова, «Филин и пташки».
Д/и «Кто как кричит», «Определи местоположение» Вырезывание силуэтов птиц
Пальчиковая гимнастика "Покормим птиц"
«Пословицы и поговорки о зимующих птицах» (малые фольклорные формы) – обсуждение
Презентация «Зимующие птицы»
Артикуляционная гимнастика Трафареты с силуэтами птиц
Прогулка. Наблюдение за живым объектом. Наблюдение за полетом птиц: воробьи, голуби, сороки, вороны. Учить детей называть и различать птиц по внешнему виду, знать их повадки, где живут и чем питаются, какую пользу приносят. Вспомнить что дети запомнили о птицах.
Д/и «Кто как кричит?» - учить детей слышать и развивать фонематическое восприятие.
П/игра: «Ловишки парами» - упражнять детей в беге, ловкости, хитрости, смекалки.
И/р по ФИЗО: ходьба гусиным шагом.
Труд. поручения: собрать мусор на участке, убрать сломанные ветки.
II половина дня Совместная деятельность логопеда с детьми
Художественно-эстетическое развитие
(часть сформированная участниками образовательных отношений)
Рисование «Птицы у кормушки».
беседа «Почему не все птицы улетают от нас?»
Д/И «Что сначала, что потом»
Дидактическая игра «Дополни предложение».
Цель: развивать речевую активность по теме недели.
Ориентировка на листе бумаги упражнение «Футбол»
Прогулка Наблюдение за небом
Цель: предложить детям рассмотреть небо, описать его, проследить за движением облаков, по результатам наблюдений рассказать, как меняется небо в зависимости от времени суток и состояния погоды.
Как по небу с севера Вниз кидала, сыпала
Плыла лебедь белая, На поля озерушки,
Плыла лебедь сытая. Белый пух да перышки.
Трудовая деятельность Сгребание снега к деревьям
Цель: воспитывать гуманно-деятельное отношение к деревьям.
Подвижные игры «Белые медведи»
Цель: учить детей действовать в соответствии с правилами игры, формировать умение бегать легко, ритмично, соблюдать согласованность движений рук и ног.
«Ловишки - елочки» Цель: учить детей следить за соблюдением правил, упражнять в беге.
Индивидуальная работа Метание предметов в цель
Цель: развивать силу рук и глазомер.
Работа с родителями: рекомендации по прогулке в сосновский парк для наблюдения за птицами.
Чтение художественной литературы : В. Чаплиной «Появились синички».
Пятница I половина дня Физическое развитие
(Физическая культура по плану
физ. Руководителя)
Художественно- эстетическое развитие (Рисование)
Зимующие птицы
Ц закрепить способы передачи пропорций частей птицы, передача характерных признаков цветом; закреплять умение выстраивать изображение из составных частей
Совместная деятельность логопеда с детьми (по подгруппам)
Слушание аудиозаписи «Голоса птиц» из серии П. И. Чайковского «Времена года»
-Д. у. «Придумай слова рифмы «летел-сел»». Упражнять слуховое внимание
Д / и «Это правда или нет?»
Цель: развивать логическое мышление.
игра «Скажи, что ты слышишь?»
Цель: развивать фразовую речь.
Беседа «Могут ли девочки принимать участие в играх мальчиков? (гендерное воспитание)
Артикуляционная гимнастика
Презентация - лексическая тема «Зимующие птицы» Геометрические формы для выкладывания птиц
Прогулка. Продолжаем наблюдать за поведением птиц возле кормушки. Цель: закрепление знаний о зимующих птицах.
Д/и «Угадай по описанию» - умение находить то или иное дерево по описанию.
П/игра: «Ловишки» - упражнять детей в беге, ловкости, смекалке П / игра «Совушка». Цель: развивать двигательную активность.
С/р игра «Троллейбус выезжает по маршруту» - учить детей договариваться о сюжете и правилах игры, развивать умение использовать предметы – заменители.
Игры по желанию детей с выносным материалом
.И/р по ФИЗО: пробежки со средней скоростью с чередованием с ходьбой. Труд. Поручения :сбор выносного материала.
II половина дня
Художественно- эстетическое развитие (Лепка)
Лепка Снегирь-синичка
Ц совершенствовать умение лепить птицу конструктивным способом, соблюдая расположение и соотношение частей тела, соединять части прижимая их друг к другу Социально-коммуникативное развитие (ребенок в семье и обществе) Поведение девочек и мальчиков. Обыгрывание и обсуждение ситуаций.
Чтение: А. Барто «Вовка - добрая душа», «Любочка»
Коллективная работа – плакат «Покормите птиц зимой» (оригами, смешанная техника).
Прогулка Наблюдение за морозным солнечным деньком
Цель: сформировать у детей представление о зиме;
Стали дни короче, Вот пришли морозы,
Солнце светит мало, И зима настала.
Физическое развитие: народная хороводная игра «У Маланьи»
Трудовая деятельность Укрывание стволов деревьев на участке снегом, чтобы они не вымерзли
Цель: учить работать сообща; воспитывать трудолюбие.
Подвижные игры «Кому флажок?», «Эстафета с обручами»
Цель: упражнять в прыжках с продвижением вперед, пролезании в обруч; воспитывать ловкость, целеустремленность.
Индивидуальная работа «Резвый мешочек»
Цель: упражнять в подпрыгивании на двух ногах.
Игры по желанию детей – учить детей находить занятия по интересам.
Работа с родителями :предложить организовать фотоотчет о прогулке в парке
Чтение художественной литературы : В. Чаплиной «Появились синички».