Ирина Литвинова
Особенности игровой деятельности детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Министерство образования Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Магнитогорский государственный технический университет
им. Г. И. Носова»
(ФГБОУ ВПО «МГТУ»)
Институт Элитных Программ и Открытого Образования
Кафедра дошкольного и специального образования
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«Педагогика раннего возраста»
Тема работы: «Охарактеризовать специфику игровой деятельности ребенка раннего возраста»
Литвинова И. В.
Публикация «Особенности игровой деятельности детей раннего возраста» размещена в разделах
Особенности игровой деятельности детей раннего возраста.
В педагогической литературе утверждается, что игровая деятельность – это главный вид деятельности ребенка. Ребенок создает в воображении собственное игровое пространство и не мыслит себя вне его. Он на полном серьезе ведет беседы с игрушками, с персонажами сказок, на самом деле видит их силуэты в своей комнате.
Игровая деятельность должна сопровождать даже самый легкий процесс обучения малыша. И в то же время любая игра, не важно, индивидуальная она или групповая, подвижная или спокойная, ролевая или проводится на словах, является для него и развивающей.
Родители и воспитатели должны лишь определить, какие способности и навыки развивают те или иные игры. И уже, исходя из этого, не сложно будет подобрать дидактический материал, помогающий закрепить эти навыки.
Считается, что игровая деятельность, направленная на развитие, обязательно должна сопровождаться участием взрослого, планироваться им заранее. Однако как раз спонтанная игра приносит гораздо больше пользы ребенку.
Очень важна для развития та игровая деятельность дошкольников, к которой они приступают по собственной инициативе, самостоятельно или вместе со сверстниками. Так ребенок может сам понаблюдать, сделать выводы, применить умения и навыки на практике.
Игровая деятельность влияет на формирование произвольности всех психических процессов – от элементарных до самых сложных.
Так, в игре начинают развиваться произвольное поведение, произвольное внимание и память. В условиях игры дети лучше сосредоточиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого.
Сознательная цель – сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение – раньше и легче всего выделяется ребенком в игре.
Для правильной организованной игровой деятельности разработаны основные принципы.
При выборе игры учитывается эмоциональное состояние ребенка в данный момент.
Игра должна соответствовать индивидуальным особенностям ребенка (физическому развитию, умениям, навыкам, знаниям об окружающем мире, которые ребенок может проявить в игре.
Игра должна быть доступная детям, проста и понятна.
Вводя ребенка в игровую деятельность необходимо предусмотреть семейное положение ребенка (полная, неполная семья, конфликты).
Дать детям возможность активно проявить себя, начиная с подготовки к
игре, в процессе и в ходе обсуждения ее результатов.
Занимательная и эмоциональна игра, значительно усиливает познавательный интерес.
Игровая деятельность должна отражать единство цели для игроков.
Присутствие результативности необходимо для отражения осознание итогов игровых действий, как продуктивную творческую деятельность игрока и команды.
Маленькие дети - азартные и счастливые искатели приключений, стремящиеся познать мир. Ведь все, что их окружает, так интересно, да к тому же доставляет им массу удовольствий! Свое понимание картины мира и отношение к ней малыши отражают в самой близкой и понятной в них деятельности - игре.
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игровой деятельности.
Она является эффективным средством формирования личности ребенка-дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике.
А. С. Макаренко так характеризовал роль детских игр:
«Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе.
Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре.».
Игровая деятельность влияет :
На развитие творческих способностей детей,
развитие личностных качеств,
игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно.
Игра, игровая деятельность является средством психологопедагогического воздействия на формирующуюся личность ребенка с целью развития его интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей.
Игровая деятельность является одним из ведущих видов деятельности ребенка раннего возраста. Игровая деятельность относится к тем видам детской деятельности, которая используется взрослыми в целях воспитания дошкольников.
Имеются несколько этапов формирования игровой деятельности детей.
1. Ознакомительная игра. По мотиву, заданному ребёнку взрослым с помощью предмета игрушки, она представляет собой предметно-игровую деятельность.
2. Отобразительная игра, в которой отдельные предметно - специфические операции переходят в ранг действии, направленных на выявление свойств, предмета и достижение с помощью данного предмета определённого эффекта.
3. Сюжетно-ролевая игра - на данном этапе развития игры слово и дело смыкаются, а ролевое поведение становится моделью осмысленных детьми отношений между людьми. Наступает этап собственно-ролевой игры, в которой играющие моделируют знакомые им трудовые и общественные отношения людей.
Благодаря игровой деятельности ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть и адаптация ребенка к внешней действительности, и успешность его учебной и трудовой деятельности, и его отношения с людьми.
Небольшой вывод:
Специфика игровой деятельности – это ведущий вид деятельности дошкольника. Родители, а главное педагоги, реализуя главную цель Образовательной программы ДОУ, создают благоприятные условия для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Формирование основ базовой культуры личности, всесторонние развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями. Подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности ребенка раннего возраста.