Елена Бабарико
Конспект ОД по созданию социальной ситуации «Огонь и человек»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание социальной ситуации посредством знакомства детей с ролью огня в жизни человека.
Ход деятельности
Вводная часть
- Сегодня мы отправимся с вами в русскую деревню. Кто из вас был в деревне?
- Какие там дома?
Рассматривание картины русской избы.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Конспекты занятий
- Социализация. Конспекты занятий
- Темочки
- Издавна на Руси дома строили из дерева. Брёвна соединялись между собой без гвоздей. На концах брёвен делали топором вырубки и закрепляли брёвна. Поэтому и говорили «срубить дом». Этот четырёхугольник из брёвен назывался «клеть». Длина и ширина клети были приблизительно четыре метра.
Дети конструируют сруб, клеть из деревянного конструктора, в котором есть цилиндры с выемками – «брёвна с вырубкой».
- Измерьте дома свою комнату вместе с родителями и сравните её с размерами «клети». Если в клети была глиняная или каменная печь – истопка, то это жильё с топкой называлось «истба» или изба. Занимала печь 1/3 часть избы.
Проиллюстрировать это можно так: предложить детям составить большой квадрат из девяти маленьких, затем разделить их на 3 части. Одна такая часть или 1/3 и будет площадь, занимаемая печью.
- Вспомните сказку «Огонь и человек», в которой Огонь подружился с человеком. Какую пользу приносит огонь людям? Как человек благодарит Огня? (Кормит его дровами).
- Предлагаю посмотреть на огонь и ответить на вопрос, какой огонь, дым? Из чего состоит дым?
Эксперименты с огнё м: зажечь лучину (тонкую длинную щепку) и показать детям как в древности освещали жилище, как гасили угольки, которые падали вовремя горения лучины (сосуд с водой). Дети смотрят на огонь и рассказывают о его свойствах: светит, обжигает, после сгорания древесины поднимается вверх дым. Если дым летит вверх, значит он легче воздуха. Детям предлагается стекло, которое можно подержать над пламенем. Все замечают, что стекло почернело.
- Что появилось на стекле? (Дым осел на стекло, на нём появилась сажа, копоть, продукты горения древесины).
- В древних избах печи были без труб, как вы думаете, куда выходил дым?
Рассказ воспитателя иллюстрируется показом картонной модели курной избы.
- Да, дым из печи шел в дом и выходил через отверстие в крыше. Печь не только обогревала избу. В ней пекли хлеб, готовили еду себе и домашним животным. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды. Здесь можно было спать на лежанке. Избы, в которых печку топили по-чёрному, назывались курными. Люди говорили: «Любить тепло – дым терпеть». Чтобы дым не спускался вниз, по стенам размещали полки – воронцы, которые защищали от копоти и делались в виде трапеции. Выше потолка (воронцов) всё было черно от копоти, зато под ними – чисто.
- Но потом придумали другую печь, которую делают в избах и в наше время. Каким путём дым выходит из печки наружу?
- Да, когда печь топится, дым в избу не попадает совсем, он вытягивается в специальное окошечко с задвижкой, уходит в дымник, а оттуда, через трубу, на улицу.
Детям предлагается картинка-раскраска русской печки в разрезе, на которой нужно изобразить движение дыма.
- На этой картинке печь изображена так, что видно её внутреннее устройство. Возьмите карандаши, раскрасьте огонь и нарисуйте дым, который двигается из печи по дымоходам, через трубу на улицу.
Детям предлагается рассмотреть картинку, на которой изображена обстановка в избе, убранство избы.
- Посмотрите, как выглядела внутри русская изба. В правом от печки углу размещались все необходимые в хозяйстве вещи, и назывался он – «бабий кут», закуток (отгороженное место) или «середа». Здесь командовала хозяйка, всё было приспособлено для приготовления пищи, стояла прялка, висела люлька – кроватка для младенца. В левом от печки углу в избе всегда стоял большой стол, скамейка, висели иконы. Этот угол назывался «красным», то есть красивым. Здесь принимали гостей, отмечали праздники: «Не красна изба углами, а красна пирогами». В избе у хороших хозяев всё сверкало чистотой, на стенах висели расшитые полотенца, пол, стол, скамейки были тщательно вымыты и выскоблены.
Почти всю обстановку в избе делали своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки, долбили ковши, ткали, вышивали, плели лапти и туеса, корзины. Разнообразной мебели не было, но в каждой избе были – стол, лавки, скамьи (лавки со спинками, стольцы (табуретки, сундуки.
- Русский народ всегда славился своим гостеприимством. Сажая гостей в красный угол, говорили: «Встречай не с лестью, а с честью». Объясните, как вы понимаете эту и другие пословицы:
• Что есть в печи – всё на стол мечи.
• Умей в гости звать, умей и угощать.
Заключительная часть
- Мы побывали в русской избе. Расскажите, как в древности строили и обогревали своё жилище люди? Какие печки до сих пор делают в избах? Какая мебель была в избе? Чем занималась хозяйка в избе? Почему так говорят: «Без хозяина двор, а без хозяйки изба плачет»?
Детям предлагается картинка-раскраска и карандаши. Тихо звучат русские народные песни и наигрыши.
- Найдите все те предметы, о которых я рассказала, и аккуратно раскрасьте картинку.