Оксана Михайловна Курикалова
Конспект занятия по пожарной безопасности в старшей группе «Огонь — друг, огонь — враг»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей с. Сергеевка
Хабаровского муниципального района Хабаровского края
в старшей группе
«Огонь — друг, огонь — враг»
Публикация «Конспект занятия по пожарной безопасности в старшей группе „Огонь — друг, огонь — враг“» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Подготовила – воспитатель
КУРИКАЛОВА О. М.
2023 год
Без огня невозможна жизнь на Земле. Мы видим огонь каждый день – плита, костер, печка и т. д. Он всюду – в домах и школах, на заводах и фабриках, в двигателях космических кораблей. Вечный Огонь горит на площади Славы, в храмах всегда горят свечи …
Задумывались ли вы над тем, что детские шалости со спичками и зажигалками могут привести к пожару? Пожар всегда возникает неожиданно. Казалось бы, только что все было нормально, и вдруг возникает пламя, появляется удушливый дым. Взрослые должны помнить, что спички и зажигалки нужно хранить в местах недоступных детям. Это не игрушка, а опасные предметы. Помните русскую пословицу «В одном коробке сто пожаров».
Ростом спичка-невеличка – не смотрите, что мала.
Эта спичка-невеличка может сделать много зла.
Если ты включил утюг, убегать не надо вдруг.
Закрывая в доме дверь – все ли выключил, проверь.
Если близко телефон и тебе доступен он.
Нужно «01» набрать и быстрей пожарных звать.
Если же большой огонь, дымом все объято.
Выбегать из дома вон надо всем ребята.
И на помощь поскорей ты зови, зови людей.
Цели:
1. Научить детей понимать, какую пользу огонь приносит человеку.
2. Как человек научился управлять огнём
3. Закрепить знания к чему может привести неосторожное обращение с огнем.
4. Знать и соблюдать правила поведения при пожаре.
5. Воспитывать у детей уважение к труду пожарных.
Приоритетная образовательная область:
Социально –коммуникативное развитие.
Методические приемы:
• игровой;
• наглядный;
• словесный (загадка, стихотворение).
Оборудование:
знак опасности,
символ огня,
сказка «Огонь - друг, огонь - враг»,
картинка с изображением пожарной команды,
мяч,
ленточки красного и синего цветов,
предметы для пожаротушения,
светофорчики (красный - зеленый,
карточка с изображением оказания первой медицинской помощи при ожоге,
медаль «юные пожарные».
Предварительная работа: дидактическая игра «Кому что нужно», чтение рассказа Л. Толстого «Пожарные собаки».
Словарная работа: пожарные, языки пламени, задымление, пена, ожог.
Ход занятия
Жизнь, какой бы сложной она ни была, замечательна. Недаром мы все так дорожим ею. Однако существует немало опасностей, которые не только портят, но и отнимают жизнь.
Может случиться так, что кто-то из ваших знакомых окажется участником или свидетелем автомобильной аварии, будет вынужден спасаться от пожара. Или просто заблудится в лесу, отправившись за грибами. Одним словом, попадет в чрезвычайную ситуацию. Всякое ведь бывает в жизни!
Вы, разумеется, скажете: «Нам придут на помощь!». Это, конечно, правда: в любое время дня и ночи спасатели и пожарные МЧС готовы помочь всем, кто попал в беду. МЧС - это Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Название длинное, зато единый «телефон спасения» очень простой: 01.
Обязательно запомните его!
Но бывают ситуации, когда дожидаться помощи некогда, когда одна минута может сохранить вам жизнь, а знания, как поступить в том, или ином случае, умелые действия одного человека смогут предотвратить беду. Наш мир очень непрост. И опасностей, подстерегающих человека дома, на улице, во время отдыха, сегодня стало гораздо больше, чем во времена ваших бабушек и дедушек. Этих опасностей не нужно бояться — к ним следует быть готовым. Вот почему издается много книг, пособий, которые рассказывают, как действовать в чрезвычайных ситуациях.
Книги из аннотированного списка литературы «Детям о пожарной безопасности» научат вас разумному отношению к собственной безопасности, станут вашими надежными помощниками. Прочитайте их и в необходимых случаях действуйте в соответствии с приведенными рекомендациями.
Я вам покажу один из знаков, а вы должны сказать, как он называется. Правильно, это знак опасности.
А сейчас давайте поиграем. Я встану вот здесь, а вы будете называть какую-нибудь опасность, с которой человек встречается в жизни, и подходить ко мне по одному.
Дети по очереди перечисляют: пожар, землетрясение, авария, наводнение, потоп, ядовитые грибы, ягоды, животные и т. д.
Воспитатель. Правильно, с этими опасностями человек может столкнуться в жизни. А сейчас я вам загадаю загадку про одну из этих опасностей, а вы постарайтесь ее отгадать :
Что, дотронувшись едва,
Превращает в дым дрова?
Верно, это - огонь (показывает символ огня).
А сейчас я вам расскажу сказку про огонь : «Огонь - друг, огонь - враг».
Жил-был Огонь. Был он очень весёлый и горячий. Гулял Огонь где хотел - по лесам, домам, деревьям. Никого Огонь не щадил на своем пути и был злейшим врагом всего живого. Как вы думаете, почему?
Дети. Он сжигал все подряд.
Воспитатель. И вот однажды повстречался на его пути Человек и сказал: «Давай, Огонь, померяемся силой». Огонь отвечает : «Да куда тебе, Человек, со мной силой мериться». А Человек настаивал на своем, Огонь и согласился. Вот начался у них бой. Человек заманил Огонь к реке и прыгнул в воду. Схватил Человек мокрой рукой языки пламени и хотел затушить. Взмолился Огонь : «Не туши меня, Человек, верой и правдой тебе служить буду». Пожалел его Человек, заставил служить себе. Вот так и начал Огонь служить Человеку и стал его другом.
Скажите, для чего человеку нужен огонь?
Дети. Для того, чтобы приготовить еду, согреться, может осветить, зажечь свечу и т. д.
Воспитатель. Без огня люди никогда бы не смогли ездить по земле, путешествовать по морям. В моторе автомобиля тоже работает огонь - сгорает бензин и приводит машину в движение. Полыхает огонь и на заводах в печах, он плавит металл, в других печах огонь варит стекло, из которого выдувают красивые стеклянные изделия. Космическая ракета взлетает ввысь, оставляет яркий хвост пламени - это сгорает ракетное топливо.
Еще огонь используется при :
• Изготовлении стеклянной и глиняной посуды.
• Производстве пластмасс, красок.
• Изготовлении лекарств.
• Переработке отходов.
Читаю произведение М. М. Шереметьева «Заячья елка».
Как-то раз, под Новый год, по лесу шел заяц-Хваста и весело распевал: «Говорят, под Новый год, что не пожелается, все всегда произойдет, все всегда сбывается.»
– Что же мне такое пожелать самому себе, чего ни у кого еще не было?
Размечтался заяц:
– Может, морковку? Среди зимы вряд ли кто может морковкой полакомиться! Нет, морковку съешь – и никто не поверит, что она у меня была. Может, шубу новую к Новому году себе справить? И этим никого в лесу не удивишь. Ага! Придумал! Желаю, чтобы выросла у моего окна нарядная новогодняя елочка, с яркой звездой на макушке, вся в блестках, флажках, игрушках! Все зайцы лопнут от зависти, когда ее увидят!
Лег заяц на пушистый снежок под окном, закрыл глаза и стал ждать, когда же его желание исполнится, ждал-ждал, но так и не дождался.
• Эх, это видно только в песенке поется, что под Новый год все желания сбываются, а в жизни совсем по-другому! – огорчился заяц, но не надолго.
• А что, разве сам я не смогу свое желание исполнить? Еще как смогу! Вот елочка под окном стоит, а украсить ее я и сам сумею. Развешу на всех ветках кочерыжки, на всю новогоднюю ночь хватит полакомиться.
Так заяц и сделал. Нарядил елочку кочерыжками, ходит вокруг довольный, себя похваливает.
• Вот так я! Такой елочки ни у кого в лесу нет.
И запел:
Ай да заяц, молодец,
Умный называется,
Стоит только пожелать –
Все у него сбывается!
Услыхала его песню сорока-белобока, затрещала, заверещала:
•Эй, ты, хвастун, неужели и вправду считаешь, что краше твоей елки нет?
•А где ты видела, трещотка, елку наряднее моей?
•Ха-ха-ха! Сидишь в своей глуши и дальше своего носа не видишь. А я летала повсюду и навидалась елок всяких. Сейчас, под Новый год, они в каждом селе, городе и поселке стоят. Да и не такие, как твоя, а красивее. А на днях я летала во двор детского сада, заглянула в окно, а та-а-а-ам… Елка – до потолка, и вся разноцветными огнями светится. А у тебя-то ни одного огонька не видно! Ночью и кочерыжки своей не разглядишь, шишку вместо нее съешь. Хи-хи-хи! – улетела.
• И правда, нет на моей елочке огоньков, как же я Новый год встречать буду, ведь ночью он приходит? – задумался заяц. Думал-думал и придумал. Вынес из дома целую коробку свечей, поставил их на ветки и зажег каждую свечку. Засияла елка яркими огнями, светло вокруг стало. Обрадовался заяц и побежал других зайцев приглашать на праздник. Одному не очень весело праздновать, да и похвалиться охота своей елочкой.
Пока бегал заяц по лесу, друзей собирал, догорели на елке свечи. Огонь на хвою перекинулся, затрещали ветки, вспыхнула елка ярким пламенем и сгорела, как свечка. Вернулся заяц с друзьями, глядит, а вместо украшенной елки одни угольки догорали. Хорошо еще, что дом не сгорел, а то пришлось бы зимовать под кустом.
Предлагаю детям нарисовать то, что они услышали в прочитанном произведении, это закрепит понимание опасности. Предлагаю детям раскрасить языки пламени свечи, керосиновой лампы, печки на картинке с интерьером сельской кухни. Раскрасить электрическую плитку, показав, что она раскалена. Рассмотрите вместе с детьми результаты их работы. Как сказочные цветы, выглядят языки пламени, раскрашенные ярко-желтым, оранжевым и красным цветами.
Поиграем в игру - «Вызов пожарных». Делаю полосу препятствий из столов, стульев, коробок – задача воспитателя создать труднопроходимый участок. Ребенок на время должен пройти полосу препятствий, добраться до телефона, набрать номер «01» и четко произнести адрес, имя, фамилию.
Для лучшего запоминания номера телефона учим следующее стихотворение:
Сам не справишься с пожаром,
Этот труд не для детей.
Не теряя время даром, «01» звони скорей.
Набирай умело – чтоб не все сгорело.
Но огонь очень опасен! Его всегда нужно контролировать. Он способен и очень навредить. Речь идет о пожарах. Пожар – это когда огонь горит без желания человека и все разрушает.
Когда огонь попадает в руки маленьких детей, он показывает свой характер, стремится убежать от них и гулять по дому, по лесу, по полю. Из доброго слуги огонь может превратиться в огнедышащего дракона. Тогда может произойти беда.
Скажите, от чего может возникнуть пожар?
Дети. От спички, непотушенного окурка, не выключенных газовой плиты и электроприборов.
Воспитатель. А что может загореться дома, в лесу? Ответы детей.
Воспитатель. Чем кроме огня ещё опасен пожар?
Дети. Дымом - им можно задохнуться.
Воспитатель. А сейчас предлагаю поиграть. Игра называется «Не ошибись». Я буду называть предметы, а вы, если этот предмет горит, будете поднимать руки вверх и изображать языки пламени, а если не горит - руки нужно опустить.
Слова: бумага, гвоздь, шторы, столовая ложка, тетрадь, одежда, стол, мебель, сухая трава, листья, бензин, краска.
Воспитатель. Молодцы, садитесь. А сейчас поиграем в игру «Кросс-вопрос». Здесь спряталась картинка, если мы ответим на все вопросы, то сможем назвать, что там изображено.
Вопросы к детям:
1. Как называются люди, которые тушат огонь, спасают людей, дома от пожара? (Пожарные.)
2. Почему работа пожарных нужна людям? (Они тушат пожар в домах, лесах, спасают людей, их вещи, дома.)
3. Какая у них работа? (Трудная, но интересная, тяжелая, но нужная людям.)
4. Какими должны быть пожарные? (Сильными, смелыми, закаленными, ловкими, мужественными, находчивыми, решительными.)
5. Почему они должны быть сильными, смелыми? (Они выносят людей из огня, работают в огне, дыму.)
6. Зачем пожарные надевают противогаз? (Чтобы можно было дышать при задымлении.)
7. По какому номеру вызывают пожарных? («01».)
8. Что ты должен сообщить, вызывая пожарных? ( Что случилось и точный домашний адрес: улицу, номер дома и квартиры.)
Воспитатель. Молодцы, ответили на все вопросы, и у нас открылась картинка — это пожарная машина. На ней можно быстро примчаться на пожар.
Мчится огненной стрелой,
Мчится вдаль машина.
И зальет пожар любой
Смелая дружина.
А теперь встаньте, мы с вами поиграем с мячом. Игра называется «Лови - бросай, сразу отвечай».
- Для чего пожарной машине нужна сирена? (Чтобы все слышали и уступали дорогу.)
- Почему пожарная машина красного цвета? ( Чтобы ее было заметно на дорогах: красный - цвет огня.)
- Зачем машине раздвижная лестница? (Чтобы подниматься на высокие этажи.)
- Как называются длинные шланги, которыми тушат пожар? (Рукава)
Чем тушат бензин? (Пеной.)
- Где пожарные берут воду, если она закончилась в машине? (В колодцах, из реки.)
Воспитатель. Молодцы, а сейчас мы поиграем в подвижную игру «Огонь - вода». Дети с красной ленточкой - это огонь, с голубой - это вода. Дети с голубой ленточкой должны собрать все красные, изображающие огонь, т. е. «потушить огонь» (играем 1-2 раза).
Но не только водой можно тушить огонь. Посмотрите на эти предметы (одеяло, ведро с водой, ведро с песком, спички) и подумайте, для чего они нужны? Они нужны, чтобы потушить огонь. Найдите один лишний предмет.
Дети. Это спички, они служат причиной пожара, а не помогают его тушить.
Воспитатель. И нужно обязательно знать правила, как себя вести во время пожара. Их мы закрепим в игре «Разрешается - запрещается».
Возьмите в руки свои знаки - светофорчики и показывайте красный кружок, если это делать нельзя, и зеленый кружок - если это делать можно:
в случае пожара вызвать пожарных по телефону «01»;
бросать горящие спички;
кричать и звать на помощь взрослых;
оставаться в помещении, где начался пожар;
открывать окна и двери во время пожара;
закрывать нос, рот и голову мокрым полотенцем;
прятаться в угол, под шкаф, под кровать;
оставлять без присмотра включенные электроприборы;
двигаться ползком или пригнувшись к выходу;
обливать водой стены, пол во время пожара;
пользоваться лифтом;
не бояться, слушаться во всем пожарных;
тушить водой горящие электроприборы;
обращаться к соседям за помощью;
по возможности пытаться тушить пожар;
включать газ, электроприборы, свет.
Воспитатель. Молодцы, садитесь, все правила назвали.
Огонь оставляет за собой страшный след: вместо леса, дома — пепел, зола, обгорелые головешки. А как страдает человек от пожара?
Дети. Он получает ожоги, задыхается от дыма.
Воспитатель. Очень важно оказать первую медицинскую помощь человеку. Посмотрите, что надо сделать, если у вас небольшой ожог (показывает картинку).
Воспитатель. Вы должны запомнить, что пожар - это не случайность, а результат неправильного поведения. Сегодня вы узнали, что огонь может быть для нас и другом, и врагом, но все-таки пользы от огня больше, чем вреда.
О пожарах, о бедах, которые приносит огонь написано много книг. В том числе детских. Почему же для детей написано много книг о пожарах? Мы думаем, что потому что пожары очень часто возникают по вине детей.
Дети должны знать, что спички являются необходимым инструментом для разжигания огня для приготовления пищи, но никак не игрушкой. Также важно, чтобы ребенок понимал, что нельзя трогать мокрыми руками электрические приборы, что-либо совать в розетки, касаться оголенных проводов.
Дошкольник должен уметь: понять, что возникла небезопасная ситуация; уметь выбраться из горящего или задымленного помещения; уметь позвать на помощь взрослых. Для школьников начальной школы помимо тематических классных часов учителя могут организовывать встречи с сотрудниками пожарной части, проводить развивающие игры по рисованию плана эвакуации из квартиры, класса, школы. На уроках рисования дети могут совместно с учителем выпустить стенгазету на тему «Пожарная безопасность глазами детей».
Если возникла пожароопасная ситуация, то ребенок должен знать следующие правила и требования:
o маленьким детям самостоятельно тушить пожар запрещается;
o в случае возгорания или задымления помещения, его следует немедленно покинуть (выбежать из дома, квартиры). Если такой возможности нет, следует выйти на балкон и громко звать на помощь;
o позвать на помощь соседей (если родителей нет дома,
o сообщить родителям о пожаре;
o попросить соседей вызвать пожарную бригаду или сделать это самому по телефону 01;
o запрещено прятаться в горящем или задымленном помещении под кроватями или в шкафах; запрещается пользоваться лифтом во время пожара, так как он может выйти из строя из-за повреждения электропроводки;
o если пламя перекинулось на одежду ребенка, он должен падать на пол и катаясь, тушить ее;
o дым опасен не менее огня, поэтому для предотвращения отравления угарным газом лицо во время пожара следует прикрывать мокрым полотенцем или салфеткой.
Хочу напомнить всем ребятам:
- Никогда не играйте с огнем!
- Разжигать огонь можно только в присутствии взрослых и под их присмотром.
- В местах разведения костров, другого использования огня должны быть под рукой средства тушения.
- Нельзя оставлять огонь без присмотра.
- Когда огонь уже не нужен, он должен быть хорошо потушен.
Вывод:
Огонь делает нашу жизнь теплее, уютнее. огонь очень нужен людям, он согревает, кормит, освещает. Современный человек использует огонь постоянно. Невозможно представить себе жизнь без огня.
В работе с родителями воспитателям необходимо останавливаться и на вопросах пожарной безопасности. Вместе с напоминанием об опасности, связанной с оставлением детей без присмотра и возможными при этом тяжелыми последствиями, нужно обращать внимание родителей на необходимость постепенного обучения детей навыкам, нужным в повседневных делах.
Но огонь очень опасен! Его всегда нужно контролировать, нельзя оставлять без присмотра. Он способен и очень навредить.
Пожар – явление очень страшное, жестокое, враждебное всему живому.
Я хочу, чтобы вы были очень осторожны с огнём,
внимательны, помнили об опасности, всегда соблюдали правила,
и беда обойдёт вас стороной.
Спасибо за внимание!