Светлана ЧЕРВЯКОВА
Конспект НОД «Огонь: друг или враг?» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по образовательной области
Социально-коммуникативное развитие в старшей группе
«Огонь – друг или враг?»
Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие.
Цель: Формирование у детей осознанного и ответственного отношения к
выполнению правил пожарной безопасности.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект НОД „Огонь: друг или враг?“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
формировать знания детей о правилах пожарной безопасности и правилах
поведения при возникновении пожара;
совершенствовать умение делать элементарные выводы и умозаключения.
Развивающие:
развивать умение правильно вести себя в экстремальной ситуации;
развивать внимание, логическое мышление;
совершенствовать речь детей, формировать умение детей поддерживать
беседу, правильно и полным ответом отвечать на вопросы;
расширять словарный запас детей словами, связанными с профессией
пожарного.
Воспитательные:
воспитывать самостоятельность при анализе различных действий и
поступков; дисциплинированность, желание соблюдать всегда и везде
правила пожарной безопасности;
воспитывать уважение к профессии пожарных.
Демонстрационный материал: воздушный шар красного цвета, картины с
изображением пожарной спецтехники, набор картинок с правилами
безопасного поведения на дороге, в природе, дома, пожарной безопасности.
Предварительная работа:
беседа о пожароопасных предметах;
чтение произведений С. Я. Маршака «Пожар», «Кошкин дом»; К. Чуковского
«Путаница»; Л. Н. Толстого «Пожар», «Пожарные собаки»;
разгадывание загадок по теме «Пожарная безопасность»;
дидактическая игра «Кому, что нужно для работы»;
игра «Эвакуация».
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Мотивация:
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам послушать и отгадать загадку:
Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит!
Он от злости ест дрова,
Может, час, а может, два
Ты его рукой не тронь-Искусает всю ладонь.
Дети: Огонь
Воспитатель: Ребята как вы думаете, огонь для человека друг или враг?
Дети: Огонь - враг, потому, что из-за него происходят пожары в квартирах,
домах, лесах, на предприятиях….
Воспитатель: Друг огонь или враг зависит от человека. Взрослые умеют
«договариваться» с огнем, ладить с ним. Но, бывают случаи, когда огонь
попадает в руки детей, и тогда он показывает свой непредсказуемый характер.
Из доброго слуги и помощника он может превратиться в огнедышащее
чудовище, которое стремиться на волю, гуляет по квартирам и домам, лесам и
полям. Тогда может возникнуть беда. А приносит ли огонь пользу человеку?
Предположения детей.
Подумайте, когда огонь бывает добрым, полезным, возможно даже ласковым?
Дети: В лесу можно погреться около костра, приготовить еду.
Воспитатель: Огонь – давний друг человека. Он обеспечивает человека
теплом, светом, горячей пищей. Сила огня очень велика. Огонь согревает,
заставляет работать механизмы, запускает в небо ракеты, космические корабли.
Он нужен в домах, детских садах, школах, на предприятиях, больницах.
А все-таки, почему возникают пожары?
Предположения детей.
Воспитатель: Конечно, пожары возникают из-за неосторожного обращения с
огнем.
Скажите, люди какой профессии первыми приходят на помощь во время
пожара?
Дети: Пожарные.
Воспитатель: Что вы знаете о пожарных?
Дети: Пожарный одет в специальный костюм, который не промокает и не
горит в огне, ездят на специальной, пожарной машине, имеют специальные
средства тушения пожара.
Воспитатель: Правильно, пожарные носят специальную одежду,
защищающую их от огня и дыма. На голове у них стальная каска, штаны и
куртка сшиты из толстого брезента, на ногах - прочные и удобные сапоги. Для
пожаров, связанных с электричеством, у пожарных есть специальные перчатки
– краги, и специальная обувь – боты. Ведь при любых обстоятельствах
пожарный бесстрашно идет в огонь!
Ребята, зачем пожарному каска?
Дети: Каска защищает голову от ударов, если на пожарного что-нибудь
упадет.
Воспитатель: Правильно. Тушить пожар нелегко и даже опасно. Пожарные
бесстрашно пробираются в горящие здания, спасают людей. Тушить пожар на
большой высоте им помогает пожарная лестница. Пожар тушат водой или
специальной пеной.
Как вы думаете, какими качествами должен обладать пожарный?
Дети: Пожарный должен быть умным, смелым, отважным, сильным, храбрым,
ловким….
Воспитатель: Молодцы! А теперь послушайте стихотворение о пожарных:
Называюсь я пожарным,
Укротителем огня.
Злой огонь и дым угарный
Отступают от меня.
Мы, пожарные, - герои!
Нам огонь послушен.
Если вспыхнет он порою-Будет вмиг потушен!
Пусть ревет пожар, бушуя,
Как свечу его тушу я!
Для борьбы с огнем коварным
Я не зря зовусь пожарным!
Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру «Если возник пожар».
Дети стоят в кругу. У воспитателя в руках красный воздушный шар. Играющий
должен быстро сказать последнее слово стихотворной строки и передать шар
стоящему возле него игроку.
Воспитатель:
Раньше, если был пожар,
Ввысь взмывал сигнальный шар
Этот красный шар недаром
Звал пожарных в бой с пожаром
Где с огнём беспечны люди,
Там взовьётся в небо шар,
Там всегда грозить нам будет
Злой огонь –
Ребенок: Пожар (Передает шар)
Воспитатель: Раз, два, три, четыре, у кого пожар
Ребенок: В квартире. (Передает шар)
Воспитатель: Дым столбом поднялся вдруг, кто не выключил
Ребенок: Утюг (Передает шар)
Воспитатель: Красный отблеск побежал, кто со спичками
Ребенок: Играл (Передает шар)
Воспитатель: Пламя прыгнуло в траву, кто у дома жёг
Ребенок: Листву. (Передает шар)
Воспитатель: Кто бросал в огонь при этом незнакомые
Ребенок: Предметы. (Передает шар)
Воспитатель: Помнит каждый гражданин, этот номер
Ребенок: Ноль один (Передает шар)
Воспитатель: Дым увидел – не зевай, и пожарных
Ребенок: Вызывай!
Воспитатель: Когда нарушают правила обращения с огнём, он становится
смертельно опасным. Пожар – не случайность, а результат неправильного
поведения. Поэтому необходимо, чтобы каждый человек был внимательным
при обращении с огнём, соблюдал элементарные правила безопасности.
Ребята, скажите, где может возникнуть пожар?
Дети: Пожар может возникнуть на земле, в воздухе, на воде.
Воспитатель: На чем пожарные приезжают к месту пожара?
Дети: Пожарные приезжают на специальных пожарных машинах.
Воспитатель: Верно! В распоряжении пожарных находятся специально
оборудованные пожарные машины. Они ярко-красного цвета со складной
лестницей на крыше и большими огнетушителями. Когда они мчатся по улице,
то все другие машины уступают им дорогу, заслышав громкий звук пожарной
сирены.
А если пожар возник на воде или в воздухе, как пожарным добраться к месту
тушения пожара?
Предположения детей.
Воспитатель: У пожарных есть различная спецтехника - пожарные машины,
вертолеты, катера.
Если произошел пожар, по какому номеру нужно звонить?
Дети: По номеру 01, 010, 112.
Воспитатель: Что нужно сообщить пожарным по телефону?
Предположения детей.
Воспитатель: Нужно назвать адрес возникновения пожара, фамилию
звонящего, быстро и четко объяснить, что горит, сообщить свой номер
телефона.
А чего категорически нельзя делать, при возникновении пожара?
Дети: Если случился пожар, нельзя оставаться в квартире, прятаться под
кроватью, шкафах. Нужно быстро выбежать на улицу, громко позвать на
помощь….
Воспитатель: Помимо самого огня, очень опасен ядовитый дым, от которого
люди теряют сознание и умирают. Как себя можно защитить от дыма и огня?
Дети: Нужно завязать или закрыть нос и рот мокрым платком, полотенцем,
шарфом ….
Воспитатель: Ребята, что нужно делать, чтобы не было пожаров?
Дети: Нужно соблюдать правила пожарной безопасности.
Воспитатель: Правильно. А какие правила пожарной безопасности должны
знать дети?
Предположения детей.
Воспитатель: Чтобы не случился пожар, детям категорически запрещается:
брать в руки спички, зажигалку;
разжигать и оставлять без присмотра костер;
включать газ и электроприборы в отсутствии взрослых;
обходить стороной горючие вещества;
влезать разными предметами в розетку.
Надеюсь, что вы, ребята, не пройдете мимо, если увидите, как кто-то играет в
опасные игры с огнем, и обязательно примете необходимые меры по
предотвращению пожара.
Рефлексия:
Какие беды (пользу) приносит огонь?
Кто первым проходит на помощь во время пожара?
О чем нужно знать и помнить, чтобы не было пожара?
Как вызвать пожарную команду по телефону?