Кобелева Ольга
Открытое мероприятие в старшей группе «Обычаи и традиции бурятского народа»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
«Серебряное копытце»
hУРГУУЛИИН УРДАХИ hYPAЛСАЛАЙ МУНИЦИПАЛЬНА БЮДЖЕДЭЙ ЭМХИ
ЗУРГААН ХОЛИhOH TYXЭЛЭЙ ХYYГЭДЭЙ СЭСЭРЛИГ
Открытое мероприятие
в старшей группе «Смешарики»
Тема: «Обычаи и традиции бурятского народа»
(познание, кулинария).
Воспитатель: Кобелева О. И.
Северобайкальск 2018 год
Публикация «Открытое мероприятие в старшей группе „Обычаи и традиции бурятского народа“» размещена в разделах
Тема «Обычаи и традиции бурятского народа»
(познание, кулинария).
Цель: познакомить детей с традициями бурятского народа (костюмы, праздники, игры, жилище, блюда).
Задачи: способствовать формированию знаний о Сагаалгане, как о важном и значимом празднике в жизни жителей Бурятии.
Учить детей готовить буузы, коктель, юрту используя схемы последовательности работы.
Развивать воображение, фантазию, смекалку.
Воспитывать интерес к традициям, уважение к бурятскому фольклору, по
ощрять умение детей выполнять работу аккуратно, качественно.
Обогащение словаря: Сагаалган, блюда из молочных и мясных продуктов.
Предварительная работа:
Беседа о празднике Белого месяца;
Рисование бурятских узоров;
Украшение бурятского национального костюма узорами;
Подготовить схемы последовательности использования продуктов при приготовлении буузы.
Материал:
Бурятские национальные костюмы и головные уборы;
Схемы приготовления фарша, теста, буузы, коктеля, юрты;
Фартуки и колпачки, скалки, дощечки на каждого ребенка;
Буузы, пароварка, одноразовые тарелки, ложки, мука, молоко, пищевой краситель, жидкость для мытья посуды; мороженное, шоколад, коктельные трубочки и стаканчики, блендер;
Заранее приготовленные продукты; тесто, рис для начинки (вместо фарша);
Шаблоны юрты, ножницы, клей, дощечки, салфетки.
DVD с записью народных бурятских мелодий, фильм о Байкале, презентация Юрты, буузы.
Актуальность:
При всем разнообразии культурных традиций, в мире не так много праздников, которые бы отмечались повсеместно, по всей России. Сагаалган относится к тем праздникам, которые отмечается не во всех уголках нашей Родины, поэтому многие дети мало знакомы с праздником Белого месяца и не знают, что он является символом обновления человека и природы, открытости и чистоты помыслов, надежды и добрых ожиданий. Если немного окунуться в историю бурятского народа и их национальной кухни, то про бурятские позы можно сказать следующее: они хранят в себе мудрость бурятского народа. По своей форме бурятские позы очень похожи на юрту. И это не напрасно! Устройство юрты и поз похожи тем, что в круглом жилище находился очаг, а дым выходил из отверстия проделанном в крыше.
Проблема:
«Для чего в буузе дырочка?»
Интеграция образовательных областей:
«Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Методы и приё мы: игровая ситуация, постановка проблемы, беседа-диалог, элементарный опыт, рефлексия.
Работа с родителями:
Папка- передвижка на тему «Детям о праздновании Сагаалгана»
Участие родителей в подготовке презентации на итоговом занятии.
Привлечение родителей к открытому занятию
Ожидаемый результат:
Дети узнали о традициях бурятского народа : послушали о традициях праздника Сагаалган, рассмотрели национальные бурятские костюмы, рассказали о жилище бурят, поиграли в бурятские игры, выяснили для чего в буузе дырочка.
Научились готовить буузы, коктель, юрту используя схемы последовательности работы.
Содержание
Ребята посмотрите, сколько гостей пришло сегодня к нам, давайте с ними поздороваемся.
Дети здороваются.
Воспитатель: ребята как называется страна, в которой мы живем?
Дети: Россия.
Воспитатель: Верно. Россия – наша Родина. А как называется республика, в которой мы живем?
Дети: Бурятия
Воспитатель: Правильно, в Бурятии живут люди разных национальностей: татары, башкиры, буряты, русские и другие. Ребята город, в котором мы живем, называется?
Дети: Северобайкальск
Воспитатель: да, наш город находится на севере о. Байкал
Просмотр фильма о том, как появился Байкал
Воспитатель: а кто коренные жители Бурятии?
Ответы детей
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о традициях и обычаях
бурятского народа. Национальных праздников у бурят два. Главный — это традиционный новый год — сагалган. Второй праздник — сурхарбан. Сегодня мы поговорим о Сагаалгане- это Новый год по лунному календарю, в переводе означает Белый месяц. Подготовка к празднованию Белого месяца начинается с уборки квартиры, дома, двора, всего хозяйства. Накануне праздника люди обтираются кусочком теста (только мука и чистая вода, никаких добавок, затем лепят из него фигурку человека (табалан, как бы передавая этой символической фигурке все свои болезни, беды, потери и возможную «порчу», затем сжигали эти фигурки на священном костре. В праздник в изобилии на столе появляется молочная белая пища. Главным украшением праздничного стола будет белая молочная пища, сладкая выпечка и мясные блюда. Именно ее как символ очищения гостю предлагают отведать первой. И главное – в этом Белом месяце надо стараться удержать в себе все светлое, доброе, помириться с теми, с кем поссорились.
Воспитатель: Ребята, а что такое белая пища?
Дети: молоко, сметана, творог, кефир….
Воспитатель: Как вы думаете, что желают люди друг другу?
Дети: благополучия, богатства, здоровья, удачи.
Звучит музыка, входят модели в костюмах.
Показ костюмов. Воспитатели: Куткина Д. Ю., Чжан О. В., Бартош О. Н.
Воспитатель: давайте рассмотрим национальные бурятские костюмы.
Воспитатель: каждый орнамент на костюме означает, что либо (небо, силу, богатство и т. д.)
Бурятская п/и :
«Иголка, нитка, узелок».
Играющие становятся в круг, держась за руки. Выбирают «иголку», «нитку» и «узелок». Все они друг за другом, то забегают в круг, то выбегают из него. Если же нитка или узелок оторвались (отстали или не правильно выбежали за иголкой из круга или вбежали в круг, то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие игроки. Выигрывает та тройка, которая двигалась быстро, ловко, правильно, не отставая друг от друга.
Правила игры: иголка, нитка, узелок держатся за руки. Их нужно не задерживая пускать и выпускать из круга и сразу же закрывать в круг.
Воспитатель: отгадайте загадку:
Ребенок: Юля П.
В доме лишь одна стена,
Очень круглая она.
До того она кругла –
Ни единого угла.
Дети: Юрта
Воспитатель: Верно (выставляет макет юрты, рассказывают о юрте Слава П., Данил. Т. ,Василиса Б. :
Юрта – основное жилище кочевников – скотоводов. Остов юрты состоит из деревянных решеток и жердей, которые покрываются войлоком. Войлок – прочный материал, изготовленный из шерсти овец или верблюдов (материал, из которого делают валенки). Чтобы получить из шерсти войлок, шерсть надо долго и с усилием мять и перетирать, чтобы она совсем спуталась. Ребята почувствуйте, какой войлок на ощупь, на что он похож?
Юрта – круглая, многогранная постройка с каркасными стенами из вертикальных жердей, с решеткой из плетня, с коническим перекрытием, опирающимся на раму, через которую выходил дым или попросту «дымник». В центре юрты располагается котел для приготовления пищи – казан. Отверстие для света и дыма располагается в самом верху купола. Естественно, что в холодные и дождливые дни верхнее отверстие юрты должно быть плотно закрыто.
Воспитатель: Чем покрывали юрту?
Дети:войлоком
Воспитатель: Из чего изготовлен войлок?
Дети: шерсти
Воспитатель: Куда выходил дым?
Дети: дымник
Воспитатель: Как назывался котел, для приготовления пищи?
Дети: казан
Воспитатель: А теперь немного отдохнем.
Физминутка:
«Юрта»
Юрта, юрта, круглый дом,
Побывайте в доме том!
(Дети становятся в круг).
Гости явятся едва –
(Подняли руки).
В печку прыгают дрова.
(Наклонились, подкладывают).
Печка жарко топится.
(Прыгают в круг).
Угостить торопится
(Прыжки назад).
Ладушки, ладушки,
(Хлопают в ладоши).
Круглые оладушки!
(Все кружатся)
Воспитатель: Ребята мы с вами расмотрели национальные бурятские костюмы,поиграли в национальную бурятскую игру,познакомились с жилищем. Ребята назовите пожалуйска национальное блюдо бурят.
Дети: Бууза,поза.
Включается слайд (бууза)
Воспитатель: На что похожа буза?
Включаю слайд (буза и юрта)
Воспитатель: Чем похожа бууза и юрта?
Ответы детей
Воспитатель: А если заклеить дырочку, что будет? Как вы думаете?
Ответы детей
Воспитатель: А если закрыть дымник,что произойдет?
Ответы детей
Воспитатель: давайте вспомним, что нам нужно для приготовления буузы
Дети: фарш, тесто
Воспитатель: а давайте проверим
Игра, какие продукты нужны для приготовления теста и фарша.
Воспитатель: Молодцы справились с этим заданием.
Ребята у нас в группе оборудованы три мастерские, в одной из них вы можете научиться лепить позы, во второй поэксперементировать с белой пищей – молоком, и в третей вы научитесь конструировать юрту из бумаги.
У меня есть карточки, на которых изображены наши мастерские, проходите выберайте ту карточку с рисунком мастерской, в которую бы вы хотели попасть. А теперь мы отправляемся в нашу мастерскую (проходим в группу)
Воспитатель: давайте повторим правила безопасности.
Дети приступают к своей деятельности:
Учатся лепить буузы.
эксперементируют с молоком и пищевыми красителями и средством для мытья посуды.
Конструируют юрту из бумаги.
Рефлексия: звучит звоночек
Воспитатель: Ой ребята, кажется наши позы сварились, проходите в спальню и посмотрим что у нас получилось. (рассматриваем буузы и колобок – бууза без дырочки)
Воспитатель: Как вы думаете, а нужна ли в буузе дырочка, почему, зачем?
Ответы детей
Воспитатель: на что похожа бууза?
Ответы детей
Воспитатель: Что такое Юрта?
Ответы детей
Воспитатель: В какую игру мы сегодня играли?
Ответы детей
Воспитатель: Какие бурятские праздники вы знаете?
Ответы детей
Воспитатель: что вам больше всего запомнилось, что бы вы хотели повторить?
Воспитатель: На этом наше занятие подошло к концу, давайте попрощаемся с нашими гостями.
Самоанализ
ООД «Обычаи и традиции бурятского народа» (познание, кулинария).
ООД проводила с детьми старшей группы, присутствовало детей – мальчика, – девочек; возраст – 5-6 лет и 4-5 лет. Дети легко идут на контакт со взрослым. Умеют слышать и слушать воспитателя. У большинства детей сформированы предпосылки учебной деятельности.
Актуальность:
При всем разнообразии культурных традиций, в мире не так много праздников, которые бы отмечались повсеместно, по всей России. Сагаалган относится к тем праздникам, которые отмечается не во всех уголках нашей Родины, поэтому многие дети мало знакомы с праздником Белого месяца и не знают, что он является символом обновления человека и природы, открытости и чистоты помыслов, надежды и добрых ожиданий.
Цель: познакомить детей с традициями бурятского народа (костюмы, праздники, игры, жилище, блюда).
Задачи: способствовать формированию знаний о Сагаалгане, как о важном и значимом празднике в жизни жителей Бурятии.
Учить детей готовить буузы, коктель, юрту используя схемы последовательности работы.
Развивать воображение, фантазию, смекалку.
Воспитывать интерес к традициям, уважение к бурятскому фольклору, по
ощрять умение детей выполнять работу аккуратно, качественно.
При постановке задач учтены принципы обучения, программные требования, тема и цель, уровень подготовленности детей, их жизненный опыт. Для реализации каждой задачи были логично и грамотно подобраны и применены методы приёмы, помогающие решить в интересной и занимательной форме программные задачи: игровая ситуация, постановка проблемы, беседа-диалог, экспериментальная деятельность, конструирование рефлексия.
На протяжении всей ООД прослеживается интеграция образовательных областей:
Физическое развитие – физминутка, п/и.
Социально-коммуникативное развитие – создана интересная обстановка для общения, сотрудничество со сверстниками, педагогом в ходе решения проблемных ситуаций, игр.
Речевое развитие – развитие диалогической речи, пополнение словаря. развитие диалогической речи, использование художественного слова, загадки.
Художественно-эстетическое развитие – музыкальное сопровождение.
Обогащение словаря: Сагаалган, блюда из молочных и мясных продуктов.
Предварительная работа:
Беседа о празднике Белого месяца;
Рисование бурятских узоров;
Украшение бурятского национального костюма узорами;
Подготовить схемы последовательности использования продуктов при приготовлении буузы.
Материал:
Бурятские национальные костюмы;
Схемы приготовления фарша, теста, буузы;
Фартуки и колпачки на каждого ребенка;
Скалки, дощечки, молоко, пищевой краситель
Заранее приготовленные продукты;
DVD с записью народных бурятских мелодий.
Работа с родителями:
Папка- передвижка на тему «Детям о праздновании Сагаалгана»
Участие родителей в подготовке презентации на итоговом занятии.
Привлечение родителей к открытому занятию
Ожидаемый результат:
Дети узнали о традициях бурятского народа : послушали о традициях праздника Сагаалган, рассмотрели национальные бурятские костюмы, рассказали о жилище бурят, поиграли в бурятские игры, выяснили для чего в буузе дырочка.
Научились готовить буузы, коктель, юрту используя схемы последовательности работы.
Санитарно-гигиенических условия соответствуют нормам, влажная уборка и проветривание помещений проведены до занятия, свет и температура в помещении в норме, материал безопасен, эстетически оформленный, соответствует возрасту детей. Быстрая сменяемость приемов и смена поз в течение ОД позволили избежать утомляемости детей.
Все этапы ООД логичны и последовательны, подчинены одной теме
В начале ООД был создан положительный настрой к предстоящей деятельности, в процессе которого, дети поприветствовали присутствующих гостей и друг друга.
Основная часть началась с просмотра фильма о том, как появился Байкал.
Общение с детьми строила на одном уровне, «глаза в глаза», а не доминировала над ними. Во время занятия отрабатывались навыки поведения детей (умение выслушивать ответы других, внимательно слушать задания и т. д., поведение детей на занятии регулировала и направляла, поддерживала у детей интерес к занятию на протяжении всего времени.
На протяжении всей НОД учитывались индивидуальные и возрастные особенности детей: дети воспринимали материал на слух, визуально, тактильно. Дети с более высоким уровнем развития таким как: Слава П., Данил Т., Василиса Б. было предложено рассказать о Юрте. Робких детей подбадривала, хвалила. Следила, чтобы речь моя и детей, была грамотная, четкая, эмоционально окрашенная.
С целью поддержки детской инициативы, детям было предложено самостоятельно выбрать вид деятельности.
На этапе рефлексии формировала умение детей рассказывать о своих впечатлениях, о деятельности.
Анализируя деятельность детей, отметила, что они проявили познавательную активность, эмоционально реагировали на приёмы активации деятельности, использовали имеющие знания и умения. Смена вида деятельности на каждом этапе позволила предотвратить утомляемость детей.
Считаю, что дети с поставленными задачами справились полностью.