Ольга Радинская
Обучение ролевым отношениям в группах раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Статья «Обучение ролевым отношениям в группах раннего возраста»
Автор: Ольга Алексеевна Радинская МКДОУ № 23 комбинированного вида г. п. Федоровское.
Сюжетно-ролевые игры в группе раннего возраста
«Игра — это один из видов деятельности детей, заключающейся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними…
Одно из средств физического, умственного и нравственного воспитания» - такое определение даётся в Российской педагогической энциклопедии.
Публикация «Обучение ролевым отношениям в группах раннего возраста» размещена в разделах
Дети группы раннего возраста характеризуются как период развития сюжетно- отобразительной игры, которая предшествует сюжетно- ролевой игре.
Дети познают мир «играя», т. е. в играх они отражают то, что видят каждодневно; и этот период в игре можно уверенно назвать сюжетно- отобразительной игрой.
В группах раннего возраста должны быть оборудованы центры для сюжетно- отобразительных игр — это доступные для детей предметы- заменители для игр в «Семью», «Больницу» «Парикмахерскую», «Гараж» и другие. Они должны быть расположены в группе, в местах доступных для детей.
По мере развития игровых умений становятся более разнообразные игровые действия и способы употребления предметов- заменителей, которые ребенок использует в играх, передавая в них поведения окружающих его людей.
Малыши 2-3 лет часто в играх действуют подражательно, но его действия существуют в рамках определенной роли: мамы, шофера, доктора.
Отдельные игровые действия (кормление куклы, укладывание спать) объединяются в единую сюжетную линию (кормить - укладывать спать). В начале игровые действия происходят хаотично: ребенок может сначала уложить спать, потом снова кормить её.
С приобретением жизненного опыта в этих цепочках появляется определенная логика (кормить - укладывать спать, затем цепочка становится более продолжительной (готовить обед- кормить- укладывать спать); обогащается содержание игры (готовить обед для куклы и её подружек, самостоятельно сервировать стол - кормить кукол- укладывать спать под колыбельную).
Игра носит развивающий характер. Взрослые организуют игру по принципу решения игровых задач. Задачи в игре могут быть поставлены прямо: «Уложи куклу спать», или могут быть сформированы в косвенной форме: «Кукла хочет спать», «Кукла устала».
Тематика сюжетно - ролевых игр в группе раннего возраста очень разнообразная. Она подразделяется на:
Игры с куклами;
Игры с машинами и другим транспортом;
Игры со стройматериалом;
Игры в больницу;
Игры в магазин;
Игры в парикмахерскую; и другие игры.
В играх- ситуациях предоставлен сюжет, который можно использовать, вариативно применяя методы педагогического руководства в зависимости от тех целей, которые ставит перед собой воспитатель.
В каждой игре можно создать игровую ситуацию, которая заинтересовала бы детей, дала возможность проявить себя в игре, примеряя в играх свои умения и знания. Главная задача педагога - научить ребенка играть.
Основной задачей педагога является формирование у детей группы раннего возраста игровых умений и навыков, способствующих самостоятельной сюжетной игре. Учить детей проявлять интерес к игровым действиям сверстников; помогать играть рядом, не мешать друг другу.
Учить выполнять несколько действий с одним предметом и переносить знакомые действия с одного объекта на другой. Выполнять с помощью взрослого несколько игровых действий, объединенных сюжетной линией. Содействовать желанию детей самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игры, использовать предметы – заместители.
Подводить детей к пониманию роли в игре. Формировать начальные навыки ролевого поведения. Формировать умение связывать сюжетные действия с ролью. Развивать предпосылки творчества.
Список использованной литературы:
1. Эльконин Д. Б. Психология игры в дошкольном возрасте : Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. А. В. Запорожца и Д. Б. Эльконина. -- М, 1965.
2. Будинайте Г. Л. Современный стратегии воспитания/ Г. Л. Буденайте// Отечественные записки. - 2004. - №3.
3. Возрастная и педагогическая психология/под ред. М. В. Гамезо, М. В. Матюхиной, Т. С. Михальчик. - М. : Педагогика, 1984.
4. Давыдова Е. В. Психологическое сопровождение ребенка раннего возраста : из опыта работы. [Текст] / Е. В. Давыдова. - Петропавловск-Камчатский: изд-во КОИПКПК, 2008.
5. Ильина В. Развитие личности ребенка от года до трех лет. [Текст] / В. Ильина. - - М. : изд-во У-фактория, издательская группа. 2003, - 432с.
6. Ребенок от года до трех. [Электронный ресурс]/ Электронная библиотека Куб. - Электрон. Дан. - М., [199-] - режим доступа: https://www.koob.ru