Репина Елена
Обучение грамоте детей 5–6 лет в дошкольном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее
значение для последующего систематического изучения родного языка.
Обучение в средней группе направлено на развитие фонематического слуха и
речевого внимания детей, что подготавливает их к овладению звуковым
анализом слов - первому действию по обучению грамоте. В старшей группе
Публикация «Обучение грамоте детей 5–6 лет в дошкольном учреждении» размещена в разделах
дети приобретают навыки звукового анализа слов различной звуковой
конструкции, дифференциации гласных, твердых и мягких согласных звуков.
Они получают знания о слоговом строении слов, о словесном ударении.
Актуальность исследования. Исследования лингвистов, психологов,
педагогов показали, что пятый год жизни ребенка является периодом
наиболее высокой «языковой одаренности», особой восприимчивости к
звуковой стороне речи. Вот почему вводить дошкольников в звуковую
систему родного языка необходимо уже со средней группы детского сада.
Обучение грамоте носит обшеразвивающий характер, способствует
развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности,
нравственно-волевых и эстетических качеств личности ребенка. Особое
внимание уделяется игровым приемам и дидактическим играм, которые
составляют специфику обучения дошкольников и являются существенным
компонентом этого обучения.
Цель реферата - формирование знаний об процессе обучения грамоте
детей 5-6 лет в дошкольном учреждении. Для достижения поставленной цели
необходимо выполнить следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы обучения детей старшего
дошкольного возраста грамоте.
2. Рассмотреть особенности обучения грамоте детей старшего
дошкольного возраста.
I. Теоретические основы обучения детей старшего дошкольного возраста
грамоте
Вопросу подготовки дошкольника к школе в настоящее время
уделяется всё больше внимания. Этим занимаются детские сады, школы,
учреждения дополнительного образования и прочие. Разработаны
программы, регламентирующие содержание, формы и методы работы с
дошкольниками. При всем их многообразии они призваны решать одни и те
же педагогические задачи, центральной из которых является подготовка
ребенка к обучению грамоте
Сенситивным периодом развития зрительной воспринимающей
системы, играющей основную роль в восприятии текста, совершенствование
которой продолжается на последующих этапах онтогенеза, является старший
дошкольный возраст. Письмо и чтение являются равноправными
составляющими письменной речи, что и обуславливает особую актуальность
речевого развития, как основы овладения грамотой.
Чтение и письмо - сложный вид психической деятельности,
опирающийся на комплекс высших психических функций, участвующих в их
реализации. Этот комплекс высших психических функций (вербальных и
невербальных) принято называть функциональным базисом.
Функциональный базис письма и чтения - это многоуровневая система,
включающая функции и навыки высокой сложности, при этом у навыков
чтения и письма психологическая база несколько различается.
Успешность овладения грамотой зависит от уровня общеречевого
развития детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь
процесс речевого развития воспитанников в детском саду: развитие связной
речи, словаря, грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры
речи. Особое значение имеет формирование элементарного осознания языка
и речи, когда предметом внимания и изучения становится сама речь, её
элементы. Формирование речевой рефлексии, произвольности речи
составляет важнейший аспект подготовки к обучению грамоте.