Наталья Владимировна Класс
Обучение дошкольников правилам дорожного движения посредством дидактической игры
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность обучения дошкольников основам безопасности жизнедеятельности на дорогах в наше время не вызывает сомнений. Данная проблема связана с тем, что у детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную ситуацию, характерная для взрослых. Почти половина дорожно-транспортных происшествий происходит из-за невнимательности детей, их ненаблюдательности. Учитывая, что дети становятся участниками дорожного движения гораздо раньше, чем школьники, необходимо целенаправленно организовывать работу по подготовке детей к безопасному поведению на дорогах, начиная с дошкольного возраста.
Публикация «Обучение дошкольников правилам дорожного движения посредством дидактической игры» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Дидактические игры
- ПДД. Игры, дидактические пособия
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
Именно в этом возрасте закладываются основы жизненных ориентаций в окружающей среде, и все, чему ребенок учится в дошкольных группах, прочно останется с ним навсегда.
Решение этой проблемы видится в обучении дошкольников правилам дорожного движения вниманию, наблюдательности, координации движений, гибкости мышления, посредством дидактической игры, которая способствует развитию психологических качеств, обеспечивающих их безопасность в процессе дорожного движения
Успешное обучение дошкольников правилам движения должно основываться на их разнообразной, интенсивной игровой деятельности, потому что игровая деятельность для дошкольников является ведущей. Был очевиден поиск эффективных методических приемов и необходимость создания оптимальных условий, предметно-развивающей среды, для формирования у дошкольников желания соблюдать правила дорожного движения.
Ведущей педагогической идеей этого опыта является создание единых подходов к обучению разработке и организации дидактических игр для детей дошкольного возраста; создание условий, необходимых для более широкого внедрения дидактических игр в образовательный процесс обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах, в дошкольных учреждениях, а также в семье.
Следует отметить последовательное усложнение требований программы в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей. Избегая перегрузки, избыточной информации и учитывая состояние здоровья дошкольников. Прежде чем приступить к работе, я поставил перед собой цель: обучать и формировать у детей дошкольного возраста навыки, умений и азбуку безопасности дорожного движения, путем внедрения комплексной системы воспитательной работы, посредством дидактической игры.
Обучение правилам дорожного движения посредством дидактических игр осуществлялось в системе: совместная деятельность учителя и детей; семья; общество. Чтобы решить ее, я использую дидактическую игру как основной метод обучения детей правилам дорожного движения, через непосредственное восприятие дорожной обстановки, во время целенаправленных прогулок, экскурсий вне школы, бесед, художественного творчества, чтения художественной литературы, загадок, где дети наблюдают за движением транспорта, пешеходами, дорожными знаками, пешеходными переходами.
Я считаю, что обучение дошкольников правилам дорожного движения с помощью дидактических игр должно осуществляться в следующей последовательности: от простых дидактических игр : настольно-печатных к словесным играм, основанным на загадках, а затем к самым сложным играм: (головоломки, кроссворды, ребусы, решение задач, викторины). От использования готового материала в играх, до использования и самостоятельного изготовления атрибутов жезлов, светофоров, улиц и т. д. От индивидуального участия детей в играх, до коллективного участия в играх.
Поскольку маленькие дети легко поддаются внушению, необходимо с раннего возраста убеждать детей в том, что выходить за пределы школы нельзя, выходить на улицу можно только в сопровождении взрослого. Поэтому в играх с детьми я использую такие методы, как внушение, пример, упражнение, поощрение. На прогулках с детьми отслеживалось движение транспорта и пешеходов, дети учились различать транспортные средства по названию (легковой автомобиль, грузовик, автобус и т. д.) и размеру (большой, маленький). Использовались простые словесные игры с загадками для детей: "Угадай и назови транспорт" и другие. Для игры "Светофор". Знания о светофоре были обобщены и закреплены в дидактической настольной игре : "Почини светофор". Для того чтобы игра выступала эффективным средством обучения дошкольников правилам дорожного движения, я каждый раз прослеживаю внутреннюю связь игры с предыдущими и последующими играми. Это позволяет предсказать, какой новый шаг произойдет в его развитии, на какой имеющийся опыт ребенок будет опираться.
Из своего опыта работы я пришел к выводу, что дидактическая игра, имитирующая реальные ситуации и действия, выступает мощным средством развития и обучения, которое позволяет дошкольникам избегать опасных ситуаций на дороге.