Лариса Руцкая
«Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах». Мастер-класс для педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:Познакомить участников мастер-класса с методами и приёмами, применяемыми на музыкальных занятиях при обучении дошкольников игре на музыкальных инструментах;
Задачи:
- овладение способами разучивания музыкального произведения с дошкольниками
Публикация «„Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах“, Мастер-класс для педагогов» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные инструменты
- Работа музыкального руководителя
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике;
Ход мастер-класса
Игра на детских музыкальных инструментах – одна из самых доступных и развивающих форм музицирования в детском саду. Она развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук, способствует развитию музыкальных способностей (тембрового, гармонического и мелодического слуха, чувства ритма, фантазии и творческого воображения, становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремлённость, усидчивость, развивается память и умение сконцентрировать внимание. Когда ребёнок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, развиваются его мышление, аналитические способности. Занятия в оркестре дают позитивные результаты всем без исключения детям независимо от того, насколько быстро ребёнок продвигается в своём музыкальном развитии так как игра в оркестре - прекрасное средство не только индивидуального развития, но и творческой инициативы, сознательных отношений между детьми. Благодаря музицированию у детей улучшается качество пения, музыкально-ритмических движений, формируется личность будущего музыканта и слушателя, дети учатся понимать и любить музыку.
Работа по ознакомлению с инструментами и последующему
обучениюигре на них проводится последовательно, применяются разнообразные методы и приемы: показ иллюстраций, игрушек, использование музыкально-дидактических игр и т. д.
Уважаемые коллеги, сегодня мы попробуем пропустить через себя несколько приёмов и методов, которые я применяю в практике по обучению дошкольников игре на детских музыкальных инструментах.
В своей работе я использую методику обучения Т. Э. Тютюнниковой, которая предлагает каждое занятие с детьми сделать праздником, ненавязчиво, легко и просто рассказать детям о том, как прекрасен этот мир, как интересно можно жить в нем. В своей книге «Бим-Бам-Бом» сто секретов музыки для детей она говорит о том, что «вся наша душевная-биологическая жизнь направлена на то, чтобы получать удовольствие и избегать неудовольствия. У детей же удовольствие определяет любую деятельность». Так же я пользуюсь методикой И. Каплуновой, которая считает, что «музицирование на первом этапе является таким видом деятельности, который не требует от детей специальной музыкальной подготовки и определенных навыков. Музицырование помогает ребенку войти в прекрасный мир музыки».
Я на своих занятиях, стараюсь чтобы дети получили как можно больше удовольствия и радости от музыкальной деятельности. Я вам сегодня предлагаю простой и легкий способ разучивания с детьми музыкального произведения для музицирования.
Использовать сегодня мы будем: треугольник, музыкальный молоточек и металлофон.
Металлофон - инструмент с гармоническим строем, имеющий звукоряд, поэтому игра на нем способствует у детей развитию не только ритма, но и мелодического слуха и музыкальной памяти. Обучению игре на этих инструментах я начинаю с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Играют на металлофоне с помощью молоточков, которыми ударяют посередине пластинок. Молоточек следует держать свободно тремя пальцами - большим сверху, указательным и средним снизу. Чтобы звук был музыкальным, мягким, удары по пластинкам не должны быть сильными и резкими.
Приёмы игры на треугольнике - удары и тремоло, чтобы треугольник не вращался вокруг своей оси, палочкой ударяют по центру или сверху вниз (имитируем капли дождя).
Музыкальный молоточек помогает четко выстукивать ритм. Держать его необходимо правой рукой, выстукивая ритм по левой ладони пластинками вверх.
Существует несколько способов обучения игре на мелодических музыкальных инструментах : по нотам, по цветовым и цифровым обозначениям.
Чтобы закрепить приёмы звукоизвлечения игры на инструментах, я использую музыкальные сказки. У меня собрана целая картотека сказок, интегрированных с разными видами деятельности детей в детском саду. Одну из таких сказок я предлагаю вам озвучить. Сказка подбирается в зависимости от того, какие музыкальные инструменты у нас будут звучать в оркестре. Для этой сказки нам понадобятся: металлофон, ритмические молоточки и треугольники.
"Пришла весна"
Наступила долгожданная весна.
Катюшу разбудили яркие солнечные лучи.
металлофон (красная, оранжевая, синяя пластины)
Ура - обрадовалась Катя – можно идти гулять!
металлофон (поочерёдно играть 5,6пластины)
Катя вышла во двор и залезла на горку.
металлофон (лесенка вверх)
Она скатилась с горки
металлофон ("глиссандо" вниз)
И упала.
молоток
Вдруг подул сильный ветер (дуть)
Он нагнал низкие, тяжелые тучи
молоток-звенеть
На землю начали падать капли первого весеннего дождя
металлофон (играть поочерёдно рядом находящиеся пластины)
Сначала медленно и робко (играют медленно,
затем, все быстрее и быстрее (ускоряют темп).
И вот, пошел сильный дождь
Треугольник (тремоло)
Но дождик был не долгим, снова выглянуло радостное весеннее солнышко и появилась разноцветная радуга
металлофон (глиссандо вверх, вниз).
Звукоподражание на различных шумовых и детских инструментах различными способами, с различной громкостью и оттенками способствует развитию внимания, творческой фантазии, слуховой памяти, формирует навыки общения; дети учатся внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова сказок.
Итогом успешногомузицирования является игра в оркестре и ансамбле.
Я предлагаю вам произведение Д. Шостаковича «Вальс-шутка». Давайте мы его прослушаем, определим количество частей. Сегодня мы будем работать с первой частью. Сейчас наши ладошки превращаются в музыкальные инструменты.
Далее предлагается ладошками передать ритмический рисунок первой части, имитируя игру на треугольнике, бубне и металлофоне. Затем аудитория делится на 3 подгруппы: первая подгруппа имитирует игру на треугольнике, вторая на бубне и третья на металлофоне. Затем выбирается по 2 человека на каждый инструмент и произведение исполняется на музыкальных нструментах.