юлия сысоева
Опыт работы «Обучение детей дошкольного возраста составлению рассказов по картине»
Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников : воспитателям, узким специалистам, психологам.
Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Это показывает и мой опыт педагогической деятельности. Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование, а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок.
Публикация «Опыт работы „Обучение детей дошкольного возраста составлению рассказов по картине“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2021
Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. Но у меня особый интерес вызывают последние, т. к. их подготовка и проведение всегда были и остаются одними из самых трудных как для детей, так и для педагога.
Работая в детском саду, я всегда старалась добросовестно готовиться к занятиям, организовывать совместную деятельность воспитателя с детьми по составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок. Но те пособия, которые были рекомендованы к использованию воспитателями, перестали отвечать моим взглядам и требованиям к проведению занятий по данным видам рассказывания : почти всегда однообразные части занятий - начало, основная часть и заключительная. Начало занятия часто (см. методические пособия Ушаковой, Гербовой) ограничивается предложением отгадать загадку или послушать стихотворение. Авторы программы "Детство", также предлагают серию занятий по обучению составления рассказов по картине. Но эти занятия, на мой взгляд, написаны по прежним образцам: имеют ту же структуру, те же требования, что и занятия Гербовой и Ушаковой. Поменялись только названия картин и их содержание. Дети уже с первых минут теряют интерес к предстоящей деятельности. Отчасти поэтому в основной части занятия я наблюдала низкую речевую активность. Не хочу сказать, что хорошо продуманная первая часть занятия - залог того, что дети будут с успехом демонстрировать свои речевые умения в основной части, т. к. это трудоёмкая, серьёзная, продолжительная по времени работа, требующая от детей навыков и умений. Но хорошее, динамичное, интересное, занимательное начало мобилизует детей, вызывает желание, интерес к тому, что будет происходить дальше. Интересная, увлекательная, содержательная концовка занятия также несёт в себе определённый смысл - оставляет хорошие впечатления и создаёт положительные эмоции.
Известно, что процесс развития речи у детей протекает под руководством взрослого. Чем активнее ребёнок, чем больше он вовлечён в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Педагогу важно побуждать детей к речевой деятельности, стимулировать речевую активность не только в процессе ежедневного общения, но и в процессе специально организованного обучения.
В этой связи передо мной встала задача способствовать развитию умения составлять рассказы по картине и серии сюжетных картинок в процессе специально организованного обучения по соответствующей методике, а так же с применением приёмов, методов, средств, способных создать интерес к занятию с первых минут и удерживающих этот интерес на всём его протяжении.
Поэтому, я считаю необходимым разработать серию авторских конспектов по обучению составления рассказов по картине и серии сюжетных картинок, где будут соблюдены эти требования.
Общение с детьми, наблюдения за ними в повседневной жизни, изучение уровня освоения умений и навыков детей в процессе составления рассказов по картине и серии сюжетных картинок, изучение методических советов убедили меня в том, что необходимо создать серию авторских конспектов по данным видам рассказывания. Для этого следует отобрать более интересные методы и приёмы обучения, способных создать интерес к занятию с первых минут и удерживающих этот интерес на всём его протяжении.
В процессе работы целесообразно придерживаться основ методики развития связной речи.
Работу по созданию авторских конспектов я начала с того, что изучила план-программу воспитательно-образовательной работы в детском саду, рекомендованной программой «От рождения до школы». Отобрала из неё названия произведений для пересказа, названия тех картин, серий сюжетных картинок, которые имеются в наличии в детском саду. На основе этого списка составила тематическое планирование по развитию связной речи на весь период учебного года.
Затем стала думать, какие виды занятий по развитию связной речи требуют больше всего внимания? Какие занятия создают больше проблем в плане подготовки и проведения? Диагностика и наблюдения за детьми показали, что выполнить задание по составлению рассказа по картине или серии сюжетных картинок детям очень трудно. Хотя пересказывать литературные произведения тоже довольно нелегко, а придумывать творческие рассказы ещё труднее. Но охватить все виды занятий по обучению связной речи и разработать развёрнутые конспекты занятий нереально, т. к. каждое занятие требует тщательной подготовки: подбора методов, приёмов, средств. Поэтому на данном этапе своей работы я остановилась именно на картинах и сюжетных картинках.
Для развития связной речи я использовала следующие картины и серии сюжетных картинок : «Ежи»; "Купание медвежат" ; "Верблюды" ; "Кролики" ; "Кошка с котятами" ; "Как Миша варежку потерял" ; "Медвежонок на прогулке" ; "Девочка и ёж" ; "Как подружки котёнка спасли".
Далее я обратилась к базовым учебникам "Развитие речи детей дошкольного возраста" под редакцией Сохина, "Методика развития речи детей дошкольного возраста под редакцией Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичёвой, В. К. Лотарева, А. П. Николаевича, "Развитие речи детей" Е. И. Тихеевой. Вспомнила и заново открыла для себя методику данного раздела. Поскольку свою задачу я вижу не только в обучении детей придумыванию рассказов по картине и серии сюжетных картинок, но и в формировании устойчивого интереса к занятиям по развитию речи, то для меня было важным сосредоточить внимание на всех частях занятия.
Обычно занятие по составлению рассказа начинается с внесения картины или картинок, их рассматривания, загадке о том, что изображено. Я давно заметила, что если занятие начинается таким образом, то детям сразу становится неинтересно, а отсюда низкая речевая активность, недостаточный познавательный интерес не только к событиям, запечатлённым на бумаге, но и вообще к речевой деятельности.
Главное к чему я стремилась, разрабатывая серию конспектов и организуя работу по ним, - обучить детей новым речевым формам, способствовать формированию эталонов, образцов, правил данной деятельности. Ребёнку будет легче излагать свои мысли и в повседневной жизни, и при обучении в школе, если он специально обучается этому в занимательной, интересной форме под руководством взрослого. Поэтому занятия я разрабатывала с учётом бесспорной аксиомы, что создание интереса к занятию с самых его первых минут и поддержание интереса на всём его протяжении - залог успешного результата деятельности всех её участников.
Например, на занятии по составлению рассказов по картине "Кошка с котятами" я сообщила детям, что они сегодня будут учиться составлять рассказ по картине. Но о каком животном они будут рассказывать, они узнают только тогда, когда каждый из них отгадает свою загадку об этом животном и быстро зарисует отгадку. Загадки загадывались каждому ребёнку на ушко.
Острые коготки, мягкие подушки;
Шёрстка пушистая, длинные усы;
Мурлычет, лакает молоко;
Умывается языком, прячет нос, когда холодно;
Хорошо видит в темноте;
У неё хороший слух, ходит неслышно;
Умеет выгибать спину, царапается.
В итоге у всех детей на рисунках получилось изображение кошки. Детей очень заинтересовало такое начало, поэтому они легко, с интересом включились в работу по рассматриванию картины и составлению рассказов по ней.
На занятии по составлению рассказов по серии сюжетных картинок "Медвежонок на прогулке"я также сообщила, что дети будут учиться составлять рассказ по картинкам. А вот, кто станет героями рассказа, дети узнают, когда отгадают мини-кроссворд. Он заключался в том, что детям нужно было отгадать слова на карточках путём подбора букв. В итоге получились слова медвежонок, ёж, пчела, лес. Дети с интересом выполняли задание, т. к. они были заинтригованы, им было интересно справиться с подобным заданием. Далее детям были представлены картинки с отгаданными персонажами, и работа продолжилась.
На занятии по составлению рассказа по картине "Кролики" детям для того, чтобы узнать о каком животном они будут рассказывать, нужно было выполнить следующее задание. Детям предлагалось отгадать загадку, но не простую, а в которой "всё наоборот". То есть дети должны были, проанализировав заданную фразу, подобрать к отельным её словам слова-антонимы, и в итоге прийти к общему мнению и сказать правильный ответ.
Можно привести примеры по каждому занятию, но как видно из выше предложенных, везде один результат: начало занятия создаёт интерес, темп, рабочий настрой, интригует детей, и тем самым побуждает к дальнейшей деятельности.
Я уделила большое внимание не только отбору приёмов для создания интереса и поддержания интереса к занятию, сохранения его темпа, работоспособности детей, но и стимуляции мотивов, потребностей детей во время выполнения заданий. Во время проведения занятий я часто использую соревновательные, познавательно-побудительные мотивы.
На занятии по составлению рассказа по серии сюжетных картинок "Как Миша варежку потерял" детям предлагалась игра "Послушай и запомни". Читался рассказ о зиме. Мотивация была следующей. По окончании его прослушивания необходимо было вспомнить все слова на тему "Зима", которые встречались в данном рассказе, и на каждое слово положить в корзинку фишку-ёлочку. По окончании выполнения задания дети подсчитывали фишки. Создание ситуации необходимости совместного выполнения задания "спровоцировало" детей на достижение результата, на принятие в последующем цели речевой деятельности.
На занятии по придумыванию рассказов по серии сюжетных картинок "Как подружки котёнка спасли" детям было предложено разделиться на две команды и выполнить задание, как можно лучше, т. к. получившиеся рассказы я должна была записать, затем их обсудить с ребятами, потом вывесить в родительском уголке. Здесь использовался как соревновательный мотив, так и семантический. Детям данного возраста свойственно обозначить, зафиксировать и сохранить результаты своей речевой деятельности.
На занятии по составлению рассказов по серии сюжетных картинок "Девочка и ёж" дети соревновались в подборе слов на тему "Лес". В противоположной стороне группы стояли две корзинки для каждой из команд. На каждое слово участники опускали жетоны в них. В данном случае соревновательный мотив стимулировал детей справиться с заданием на "отлично". Им было важно вспомнить как можно больше слов и вывести свою команду вперёд. По окончании соревнования подсчитывались жетоны, и выяснялось, какая команда вспомнила больше слов на заданную тему.
Таким образом, создавая по ходу занятий мотивацию деятельности, можно добиться, во-первых, создания интереса к речевой деятельности, а во-вторых, качества выполнения заданий по поставленным целям обучения.
По ходу выполнения основной части занятия считаю необходимым сосредотачивать внимание детей на словарной работе, обогащении словаря, формировании грамматически правильной речи.
Всем известно, что дети достаточно трудно осваивают умения по данным видам рассказывания. Как правило, большие затруднения у них вызывает подбор точных эпитетов, слов, передающих эмоциональное состояние, поведение героев, отражающих внешний вид, повадки, а также построение предложений разных видов. Наблюдения за детьми в процессе занятий показали, что если детям предложить составить рассказ без предварительной работы на данном занятии по обогащению и развитию словаря, а также упражнении в употреблении разных типов предложений, то у детей при выполнении заданий по составлению рассказов чаще встречаются ошибки: предложения короткие и однотипные; дети употребляют одни и те же слова, повторяя их друг за другом. В итоге рассказы получаются сухими и неинтересными.
Бесспорно, что работу по обогащению и развитию словаря, формированию грамматического строя речи нужно вести и в повседневной жизни, но я думаю, что на занятии эти задачи решаются эффективней, т. к. само построение занятия, его структура, организация дисциплинируют детей, создают рабочую атмосферу, и им легче усвоить эталоны, образцы, нормы речи.
Поэтому на каждом занятии я провожу игры, предлагаю задания на освоение данных разделов развития речи.
Я заметила, что игры и задания, подобранные в соответствии с тематикой занятия повышают результативность. Такие игры можно назвать "тренировочными" упражнениями.
Например, при составлении рассказа по картине "Верблюды" при рассматривании картины я использовала упражнение "Я начинаю - вы продолжаете". В данном упражнении дети упражнялись в подборе слов-антонимов, а также в составлении сложносочинённых предложений, а затем употребляли подобные образцы в составлении собственных рассказов.
На этом же занятии дети играли в игру "Волшебная цепочка". Её смысл заключается в том, что я должна была сказать несколько коротких предложений. Например, "На картине изображена верблюдица". Кто-то из детей (по моему выбору) должен был дополнить моё предложение ещё одним словом. Следующий ребёнок к этому удлинённому предложению добавлял ещё одно слово, и, таким образом удлинял предложение ещё на одно слово. Получалась следующая цепочка: "На картине изображена большая горбатая длинноногая мощная верблюдица".
При рассматривании всех картин детям предлагалось задание подобрать к словам, обозначающих предмет, его действие или признак, слова, близкие по значению. Например, к слову "большая" при рассматривании медведицы на картине "Купание медвежат" дети смогли подобрать слова: огромная, здоровенная, мощная, большущая. Когда рассматривали реку, которую изобразил художник, дети к слову "стремительная" подобрали слова: неспокойная, несущаяся, быстрая.
При составлении рассказа по картине "Кошка с котятами" дети упражнялись в подбое слов-действий к слову "кошка". Они вспомнили следующие слова, обозначающие действия кошки: мяукает, облизывается, играет, лакает, выгибает спину, шипит, лазает по деревьям, царапается, ловит мышей, охотится, прыгает, бегает, спит, лежит, дремлет, прячет нос, тихо ходит, виляет хвостом, шевелит ушами и усами, нюхает.
Я уверена, что, если бы я не проводила работу по данным разделам развития речи таким образом, то результаты были бы не такими успешными.
Для того, чтобы на каждом занятии по придумыванию рассказов избежать шаблонов, я предлагала разные варианты выполнения задания, рекомендованные методикой. Это и составление рассказов по предложенному плану, и составление коллективных рассказов по "цепочке", и индивидуальное рассказывание, и в творческих подгруппах, и продолжение рассказа по предложенному началу и др. Таким образом, дети учились составлять рассказы в разных вариантах, получили немалый положительный опыт, который, я надеюсь, помог им формировании речевых умений и навыков.
В процессе выполнения задания по придумыванию рассказов детям выдвигалось требование строить своё произведение в соответствии с правилами сюжетного повествования: обрисовка действующих лиц, времени и места действия; причина события, развитие событий, кульминация; окончание событий. Сочинения детей стали более стройными, развёрнутыми, законченными.
В процессе занятий я использовала ещё один приём, который стимулировал речевую деятельность детей. Перед тем, как дети должны были составлять рассказы, я делала им установку - использовать в рассказах слова и выражения, которые они употребляли в ходе "тренировочных" упражнений. Данный приём позволяет детям подойти к выполнению задания более осознанно, стимулирует память, улучшает качество рассказов.
В заключительную часть занятия я включаю развивающие игры на развитие внимания, памяти, восприятия, быстроту реакции, слухового внимания. Это такие игры, как "Тихое эхо", "Умное эхо", "Какая команда больше нарисует кошек", "Чья команда быстрее соберёт такую же картинку", "Тренировка памяти" и др.
Вышеназванные игры и упражнения очень нравятся детям, вызывают у них чувство здорового соперничества, соревнования, а также способствуют повышения интереса к занятиям по развитию связной речи.
После проведения работы на основе авторских конспектов, коррекционной работы в ходе совместной деятельности воспитателя с детьми и индивидуальной работы результаты улучшились.
Благодаря целенаправленной работе по составлению рассказов по картине и сюжетным картинкам дети стали намного наблюдательнее и внимательнее.
У детей отмечается сознательное отношение к рассматриванию картин, что отражается в речи: дети с помощью языковых средств стараются подробно рассказать о событиях, изображённых на картинах или картинках, увереннее подбирают и используют слова, характеризующие настроения, внутренние переживания, эмоциональные состояния героев.
У детей практически отсутствуют логические ошибки при самостоятельном повествовании по серии сюжетных картинок. Подавляющее большинство воспитанников справляются с заданием придумать рассказ о событиях, которые логически связаны между собой, предварительно разложив картинки в нужной последовательности. При этом употребляют в речи разные типы предложений в соответствии с содержанием своего высказывания.
Дети стали чувствительнее к многообразию слов, стали стараться подбирать наиболее точные слова или словосочетания для выражения своих мыслей.
В процессе работы по обучению детей составлять рассказы по картине и сюжетным картинкам удалось решить воспитательные задачи: почти все дети научились выслушивать рассказы сверстников, помогать им в случае затруднений, замечать речевые и логические ошибки и доброжелательно исправлять их. Приобретённые навыки по соблюдению установленных правил дети используют и в повседневной жизни - в общении между собой, при взаимодействии друг с другом в разных видах детской деятельности.