марина лукьянская
Обучение детей дошкольного возраста игре на детских музыкальных инструментах
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад №35 комбинированного вида "Непоседы"
автор: М. Н. Лукьянская,
Открытое занятие «Обучение детей дошкольного возраста игре на детских музыкальных инструментах»
Публикация «Обучение детей дошкольного возраста игре на детских музыкальных инструментах» размещена в разделах
- Игры для детей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные инструменты
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2021
Цель: формирование навыка игры на шумовых музыкальных инструментах у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
• познакомить детей с шумовыми инструментами;
• познакомить с методами и приёмами использования шумовых музыкальных инструментов в повседневной жизни;
• сформировать у детей способность к самостоятельной музыкальной деятельности, добиться того, чтобы они по собственной инициативе слушали музыку, пели, играли на детских музыкальных инструментах, инсценировали песни, водили хороводы.
Музыкальное воспитание в детском саду является неотъемлемым элементом в формировании полноценной личности и направлено на развитие музыкальных и творческих способностей.
Барабан. Напоминает раскаты грома.
Металлофон. Это мелодический музыкальный инструмент.
Деревянный звук, какой? Он стучащий и сухой, Теплый и трескучий, Тихий и гремучий.
Трещетка. Этот инструмент напоминает звучание кастаньет. Известен он как русский национальный инструмент.
Бубен. Постучи-ка, Лена, в бубен, Мы в ладоши хлопать будем. Постучи веселей, Посильнее в бубен бей. Ай да Лена! Как играет! Как по бубну ударяет! Веселее поиграй, Вове бубен передай! Н. Френкель.
Проводится музыкальная игра «Передай бубен» (я простукивает какой-либо ритм, дети по очереди повторяют его, воспроизводя на бубне, остальные дети прохлопывают его в ладоши).
Ложки. Это своеобразный русский инструмент. Послушайте шуточное стихотворение П. Синявского, которое называется «Заиграли ложкари».
При царе да при Горохе
Озорные скоморохи
По дороге в балаган
Потеряли барабан,
Бубен потеряли.
В ложки ударяли.
Ой, жги – говори,
Заиграли ложкари!
Сначала рассматриваем расписную деревянную ложку, ее части: у ложки есть ручка и та часть, которой черпают суп - поварешка, обратная ее сторона называется «щекой».
Для музыкального сопровождения игры можно использовать любую русскую народную мелодию, например «Ах вы, сени», «Светит месяц»).
игра «солнышко»
-Вокруг солнышка, дружок,
Становись скорей в кружок.
(дети встают в круг, солнышко лежит в середине круга. На полу по кругу разложены деревянные ложки по количеству детей (2 ложки на каждого ребенка)
- Ребятки, солнышко приготовило нам ложки и хочет чтобы мы для него сыграли.
-Детки ложки в руки взяли,
Дружно в ложки застучали.
Ударяют ложкой о ложку перед собой
-Мы сейчас растопим печь –
Надо блинчиков испечь.
Немного наклонив корпус с ложками вправо, левая рука с ложкой сверху, затем тоже самое влево – «печем блинчики»
У ребенка развивается большой интерес к миру звуков. Главное – создать атмосферу радости, обеспечить право детей на выдумку, шутку, веселье. Только в такой атмосфере может формироваться полноценная личность.
Грамотный и творческий подход к созданию развивающей среды в группе с учетом зоны музыкального воспитания помогает сохранять и укреплять психофизическое здоровье детей.
Детей привлекают не только звучание и вид инструментов, но и то, что они могут сами извлекать из них звуки.
Музицирование способствует развитию музыкальной памяти, внимания, фантазии, творческих способностей.
Когда ребёнок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, развивается его мышление, аналитические способности.
Игра на музыкальных инструментах развивает мелкую мускулатуру, моторику пальцев рук.
Кроме того, дети начинают чище и выразительнее петь, улучшается качество музыкально-ритмических движений, дети чётче воспроизводят ритм.
Далеко не сразу и не все дети могут правильно и хорошо двигаться под музыку, петь, объяснять свои впечатления о прослушанной музыке, поэтому игра на доступных детям музыкальных инструментах в некоторой степени компенсирует их вынужденную бездеятельность.
В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности.
Весь комплекс приёмов приобщения детей к музицированию хорошо готовит их к будущим урокам в школе.
Обучение детей игре на музыкальных инструментах осуществляю через разные формы работы:
• фронтальные и подгрупповые занятия;
• тематические занятия;
• развлечения, праздники;
• театрализованные игры с музыкальным сопровождением;
• музыкально-дидактические игры;
• индивидуальная работа с детьми.
Методы обучения :
«Наглядный» (наглядно-слуховой и наглядно-зрительный).
«Словесный» (поэтические дополнения, образная речь, применение сказочного сюжета в обучении детей музыкальной грамоте).
«Практический» (выступление на празднике)
В музыкальном зале есть кабинет, где представлены ударные, духовые, струнные, клавишно-язычковые музыкальные инструменты.
Я провожу занятия в младших и средних группах. В своей работе опираюсь на принцип – «от простого к сложному». Существует прямая связь между простотой и возрастом детей : чем меньше ребёнок, тем проще ему нужен музыкальный инструмент. Одновременно существует связь иного рода: чем беднее музыкальный опыт ребёнка, чем ниже уровень его музыкальности, тем с более простых инструментов следует начать обучение.
На начальном этапе первыми инструментами детей становятся ударные шумовые во всём их богатстве и разнообразии. Учимся узнавать и различать звуки бубна, погремушки, барабана, деревянных ложек, маракаса и др. Каждый инструмент вношу, создавая игровую ситуацию. Постепенно у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость на знакомые детские музыкальные инструменты, появляется желание самостоятельно играть на них.
С самого начала учу детей точно воспроизводить ритм. Для этого предлагаю прохлопать ритм, проиграть с помощью различных ударных инструментах (бубнов, ложек, музыкальных молоточков).
На следующем этапе мы выбираем произведение для ансамбля. Ребята слушают музыкальное произведение в моём исполнении или аудиозаписи.
Затем детям предлагаются инструменты, на которых можно исполнять данное произведение. Все партии разучиваем индивидуально и только потом объединяем всех музыкантов.
Чтобы играть слаженно и согласованно, слышать не только свою игру, но и игру всех других ребят, требуется немало времени.
В каждой группе имеется музыкальный уголок с доступными для детей шумовыми инструментами, дети всегда могу поиграть, отработать ритм.
В музыкальном зале имеются плакаты, вызывающие интерес, к музыки.
Итог наших занятий – выступления на детских праздниках и развлечениях. Именно здесь дети учатся быть ответственными, внимательными, дисциплинированными. А если зрители – не только ребята, но ещё и любимые родители, то и радость от успеха чувствуется вдвойне.
Анализируя проведённую работу, можно сказать, что игра на детских музыкальных инструментах помогает развивать музыкальные способности детей : тембровый, динамический, звуковысотный слух, чувство ритма, музыкальную память.
Дети сами ориентируются в разнообразных приёмах игры, у них развивается слуховой контроль и умение исправлять неточности в своём исполнении. Многие ребята могут подбирать мелодии по слуху.
Игра на инструментах приносит всем детям удовлетворение в эмоциональном плане. На занятиях царит атмосфера увлечённости, подчас даже вдохновения.