Елена Качева
Тренинг для педагогов «Вербальное общение»
▼ Скачать + Заказать документы
Тренинг для педагогов «Вербальное общение».
Игра “Поменяйтесь местами те, кто….”
цель: снятие накопившегося напряжения; сплочение членов группы.
Инструкция: ведущий называет признак, который свойственен многим. Те, кому он свойственен, меняются местами. Задача ведущего – занять чье-то место.
Поменяйтесь местами те, кто:
- сегодня в первую смену;
- у кого первая буква имени Н;
- сегодня во вторую;
- в брюках;
- в юбках;
- у кого отчество Михайловна, Ивановна, Николаевна, Васильевна…
Публикация «Тренинг для педагогов „Вербальное общение“» размещена в разделах
- Дерево Верба, веточки вербы
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
Теоретическая часть: Человек взаимодействует с окружающим миром, посредством общения. Умение эффективно общаться - это уникальная способность, которая делает человека успешной и интересной личностью и позволяет добиваться в жизни своих целей и взаимопонимания.
Умение общаться - это искусство слушать и слышать, искусство видеть и чувствовать, умение понять собеседника и донести до него свои мысли.
Общение — это не роскошь, а необходимость делового взаимодействия.
Прошу вас послушать притчу:
Однажды Мастер рассказывал о великой силе Живого Слова. Сотни учеников внимательно слушали его. И каждый из них хотел владеть этой необычайной силой. Но не каждый верил Мастеру. Одни искали подтверждения среди друзей, другие снисходительно улыбались, третьи раздумывали, как бы проверить эту теорию…
Кто-то из задних рядов неожиданно выкрикнул:
- Ты говоришь чепуху! Разве станешь святым оттого, что все время твердишь: «Бог, Бог, Бог»? Разве станешь грешником оттого, что без конца повторяешь: «Грех, Грех, Грех»? Ерунда эта твоя сила Живого Слова!
- Сядь на место, глупец! – отрезал Мастер.
Человека охватила ярость, его назвали глупцом среди сотен учеников! Это слышал каждый! Он стал браниться еще больше, оскорблять Мастера. Гнев совершенно затмил его разум. Мастер выслушал его. А затем с видом раскаяния сказал:
- Прости меня… я погорячился. Искренне прошу прощения. Мне не стоило оскорблять тебя.
Ученик тут же успокоился.
- Вот всем вам и ответ, – подытожил Мастер. – От одного слова человек пришел в ярость, от другого – успокоился.
Общение пронизывает всю нашу жизнь, это такая же человеческая потребность, как вода и пища. Человек без общения не может жить среди людей, развиваться и творить. Успешность работы педагога, сопряженной с постоянными контактами с родителями и детьми зависит от умения общаться. Поэтому общение всегда было значимым в жизни человека и его личностном развитии.
Коммуникативная компетентность - способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми.
Упражнение «Мои качества»
Итак, каждый называет два своих качества, одно из которых помогает, а другое—мешает в деловом общении.
Завершить представление нужно обобщением : «Мы увидели, одни и те же качества одним людям помогают в деловом общении, а другим мешают. Например, эмоциональность некоторым помогает, а некоторым мешает, уверенность в своей позиции также может иметь противоположный эффект» или «Мы увидели, что в нашей группе многим помогает умение слушать (в этот момент тренер должен взглянуть по очереди на тех, кто называл это свое качество, а мешает многим нетерпение (взгляд на соответствующих участников, невнимательность» (взгляд)
Упражнение «Дар убеждения»
Цель: оказание помощи участникам в понимании того, что такое убедительная речь, развитие навыков убедительной речи.
Делимся на 3 команды: по кругу – ниф, наф, нуф.
1 группа – контролеры (у них билетики)
2 группа – потерявшие билет в театр.
3группа – эксперты.
Потерявшие должны убедить контролера, чтобы его пропустили.
Упражнение «Найди пару»
С помощью открытых наводящих вопросов вы должны определить, какая табличка у вас на спине написана.
Пары персонажей: Малыш и Карлсон, Курочка Ряба и Яйцо, Мальвина и Буратино, Красная шапочка и Серый волк, Руслан и Людмила, Лиса и Колобок, кошка и мышка.
Упражнение «Рассказ по кругу»
Цель. Развить умение непринуж денной передачи информации в рамках заданной темы.
Выполнение
Ведущий предлагает группе неза конченную ситуацию, связанную с обще нием. Участники по кругу продолжают рассказ. Минимальный вклад — одно предложение, максимум — одна ми нута рассказа. Ведущий отмечает, что в конце рассказ обязательно должен хорошо закончиться. «Была хорошая погода….»
Анализ упражнения
1. Насколько сложно было вам про должать заданную ситуацию?
2. Нашли ли в рассказе отражение ваши реальные взаимоотношен
Упражнение "Выход из контакта"
Как выйти из контакта? Порой это сделать очень трудно, особенно, если Вы опаздываете.
Участники разбиваются на две группы.
Время: 20 мин.
Инструкция: «Вы встретили не очень близкого знакомого, который заводит с Вами разговор, расспрашивает о делах, семье, проявляет назойливость. Вы вступаете в разговор, но, взглянув на часы, понимаете, что у Вас нет времени. Вы должны достойно выйти из контакта»
Комментарий: Оценку успеха можно провести в баллах от 1 до 10. Оценивает сначала каждый участник группы, а затем "знакомый".
Упражнение «Вера Коркина»
Цель:
Заинтересовать слушателей в получении последующей информации о фильтрах слушания.
Содержание:
Для выполнения этого упражнения трех участников тренинга попросить выйти за дверь, одному добровольцу читают текст «Вера Коркина». Затем этот участник делится полученной информацией с одним из тех, кто стоит за дверью. Далее тот участник делится с другим человеком и т. д. Последний рассказывает, что он понял.
Обсуждение:
1. Как нужно было изменить инструкцию, чтобы лучше запомнить эту информацию?
2. Что мешало слушать более внимательно?
3. Какие моменты запомнились лучше и почему?
У всех людей существуют фильтры слушания, которые искажают смысл услышанного.
Текст к упражнению см. приложение
Текст к упражнению «Вера Коркина»
10 января 1996 года в детском саду № 15, который находится на перекрестке ул. Проф. Попова и Партизана Германа, произошло необычное событие: из канализационной трубы в помещение старшей группы вылез крокодил.
Ваня Петров, увидев крокодила, взял мольберт и начал рисовать с натуры. Федя Иванов начал отбирать крокодила, пытаясь засунуть его в куртку Маши Селезневой. Папа Веры Коркиной, который пришел в это время за своей дочкой от 6-го брака, с перепугу забыл взять её домой и опоздал на собственный бракоразводный процесс, в результате чего его будущая 8- я жена оказалась без мужа, без прописки, а 7-я жена – без алиментов.
На крик прибежали сотрудники ДОУ. Кто - то успел позвонить по телефону 911. Но когда приехала спасательная команда, дети сидели за столом и пили ароматный чай.
Заключение.