Ксения Федорова
Тренинг «Эффективное общение» для педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие у сотрудников детского сада навыков эффективного общения с помощью приема «я-сообщение».
Задачи:
1. Мотивировать сотрудников к самораскрытию и взаимодействию друг с другом.
2. Расширить знания педагогов и их помощников о приеме эффективного общения «я-сообщение».
3. Применить на практике использование «я-сообщений».
Длительность: 35-40 минут.
Состав группы: 8-12 человек.
Оборудование: презентация, мяч, карточки с готовыми «ты-сообщениями» (по количеству человек или больше, метафорические ассоциативные карты.
Публикация «Тренинг „Эффективное общение“ для педагогов» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
Тренинг
“Самая главная роскошь на Земле – это роскошь человеческого общения” (Антуан де Сент-Экзюпери).
Сегодняшняя наша встреча будет посвящена общению. Встреча пройдет в форме тренинга, на котором через определенные упражнения и игры мы попробуем осознать себя и особенности своей личности, проявляющиеся в процессе общения, и рассмотрим приемы межличностного взаимодействия.
В тренинге действуют определенные правила, и я хочу обратить на них ваше внимание.
1. Искренность высказываний.
2. Общение по принципу «здесь и теперь» (говорить только о том, что волнует участников в данный момент, и обсуждать то, что происходит в группе).
3. Представление своих суждений в форме: «Я считаю.», «Я думаю.», «Я чувствую…» (отказ от обезличенных и обобщенных высказываний).
4. Активное участие в происходящем.
5. Конфиденциальность: происходящее на занятии не выносится за пределы группы без согласия остальных участников.
Игра «Назови себя»
Цель: создание в группе атмосферы открытости, доверия друг к другу.
Участники передают друг другу мяч, стоя в кругу. Каждый участник, получивший мяч, называет свое имя, положительное качество на первую букву имени (то, что ценит в себе) и придумывает позу, которая передает ваше внутреннее состояние сейчас, а остальные принимают эту же позу. Передача хода…
Обсуждение.
1. Трудно ли было передать свое внутреннее состояние, почему?
2. Легко ли было «примерить» внутреннее состояние другого, почему?
3. Трудно ли было находиться в центре внимания?
4. Как вы думаете, для чего я выбрала это упражнение?
Вывод: чтобы быть готовым к активному общению, человек должен осознавать самого себя – свое состояние, свои сильные и слабые стороны, и учитывать состояние собеседника.
Теперь я предлагаю немного поисследовать себя с помощью метафорических ассоциативных карт. Это карты с различными интересными иллюстрациями, которые могут использовать в своей работе психологи, и какую бы карту вы не вытянули, она будет – про вас, а о чем именно – вы сами расскажете.
Упражнения с картами
Цель: актуализация навыков рефлексии, мотивация к самораскрытию.
1. Участники вытягивают по 1 карте, рассматривают выпавшую картинку и отвечают на вопросы:
– Где Вы там и что делаете в той истории в картинке?
– Что это про Вас в реальности?
Сейчас я предлагаю исследовать ваши качества и умения, способствующие эффективному общению и создающие препятствия для успешного взаимодействия.
2. Участники вытягивают по 2 карты.
На одной из них – внутренние препятствия: что мешает эффективному общению, на другой – ваши ресурсы: что у вас есть, чтобы эффективно общаться и успешно решать проблемные ситуации. Каждый участник комментирует выпавшие карты.
Мини-лекция «Я-высказывания»
Цель: расширение знаний о приемах эффективного общения.
Общение – это деятельность, и как любая деятельность поддается анализу:
– Что я чувствую, что чувствует другой?
– По какому пути идет разговор (сотрудничество или соперничество?
Этот анализ проходит свернуто – в диалоге с самим с собой. Наш ресурс в общении – это постоянная рефлексия: спрашивать себя – на что я рассчитываю, какие чувства я вызываю?
Можно облегчить эту задачу, прямо называя свои чувства, возникшие в ходе ситуации, в форме «я-сообщений».
«Ты-сообщения» задевают чувства другого человека. Кто-то воспринимает их как обвинения и обижается, кто-то раздражается и защищается, а кто-то дерзит. «Я-высказывание» включает в себя описание чувств говорящего, обозначение конкретного поведения, которое вызвало эти чувства, и информацию о том, что, по мнению говорящего, можно в этой ситуации предпринять.
«Я чувствую /эмоция/, когда /ситуация/, и я хочу /потребность, желание/».
Эта простая формула помогает не только выразить свои непосредственные чувства, но и дает человеку возможность ощутить себя ответственным за свои мысли и чувства.
Практический этап
Цель: отработка навыка использования «я-сообщений» на практике.
1. Работа в группе. Участникам предлагаются фразы, которые они должны перефразировать (представлены в презентации). Обсуждаются ситуации и примеры «Я» и «Ты» сообщений, ошибки при составлении «я-высказываний».
2. Индивидуальная работа. Каждый участник вытягивает карточку с «ты-сообщением» и переформулирует его в «я-сообщение», используя формулу и подсказки на экране.
Рефлексия
Что нового вы сегодня узнали о себе и о способах эффективного взаимодействия? Какие качества и навыки вы будете использовать в своей жизни в дальнейшем?