Надежда Контарева
Общение как стимул развития детей
▼ Скачать + Заказать документы
Общение – основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, одно из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.
Под общением понимается взаимодействие других людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата. Способность общаться – это дар или то, чему можно научиться? Психологи определяют коммуникативные способности как индивидуально – психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми. Способность к общению включает в себя : 1) желание вступать в контакт с окружающими; 2) умение организовать общение, включающее умение слушать собеседника, эмоционально сопереживать, решать конфликтные ситуации;3) знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Темочки
Дети 5 – 6 лет уже умеют согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр, соотносят свои действия с общественными нормами поведения. Группа детского сада – это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из – за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, тормозом на пути развития личности.
Необходимо формировать у детей умение общаться друг с другом, видеть индивидуальные особенности сверстников, проявлять внимание и заботу в отношениях друг к другу.
Отношения ребенка с детьми также во многом определяется характером общения дошкольника с окружающими его взрослыми. Стиль общения взрослого с детьми, его ценностные установки отражаются в отношениях детей между собой.
С возрастом отношение дошкольников к сверстникам меняется, они оцениваются не только по деловым качествам, но и по личностным, прежде всего нравственным. Это обусловлено развитием представлений детей о нормах морали, углублением в понимание содержания нравственных качеств.
А. С Макаренко говорил, что ребенок в игре таков, каким будет, когда вырастет и будет самостоятельно работать. Особенности человеческой психики таковы, что, приобретая знания, сведения, новости, он тут же стремиться поделиться ими.
Детям необходимо общество сверстников не только для совместного развлечения, но и по другим важным причинам: играя с друзьями, они привыкают к совместным действиям, приобретая навыки честного соревнования, учатся подчиняться законам коллектива, находя свое место в нем, и, самое главное, получают более верное представление о жизни. Другими словами, их умственное, психическое, социальное и даже физическое развитие глубоко связано с тем, как складываются их отношения с друзьями.