Наталья Цыганкова
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Обрядовые праздники, Масленица на Кубани»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по теме: «Обрядовые праздники, Масленица на Кубани»
Возрастная группа: подготовительная группа
Виды деятельности : познавательно-исследовательская, коммуникативная, чтение художественной литературы, игровая, двигательная, продуктивная.
Образовательная область :
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности „Обрядовые праздники, Масленица на Кубани“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кубань
- Масленица. Конспекты занятий для детей
- Масленица. Русский народный праздник
- Масленица. Сценарии праздников, развлечений, проводы зимы
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
«Познание». Расширение знаний и воспитание у детей интереса к русским народным праздникам, традициям, связанным с приходом весны, - пробуждением природы через знакомство с обрядовым праздником «Масленица».
«Художественное творчество». Развивать творческие способности детей через их собственную художественную деятельность в различных областях народного фольклора;
Интеграция образовательных областей :
«Социализация». Расширение представлений детей об истории традиций русского народа. Развивать чувство гостеприимства и желание играть в народные игры.
«Чтение художественной литературы». Совершенствование художественно-речевых исполнительских навыков при чтении стихотворений: эмоциональность исполнения, умение интонацией, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы.
Проводил: Цыганкова Н. Н. ,воспитатель.
Программные задачи:
Образовательные : обобщение и углубление знаний воспитанников о русском народном празднике «Масленица».
Специальные: развитие чувства уважения и любви к родному народу через приобщение к истокам русской культуры, её духовно-нравственным ценностям; обогащение эмоционально-эстетического восприятия дошкольников через поэтическое слово.
Воспитательные: Воспитание чувства сопричастности и любви к своему народу, его традициям, обычаям и духовным ценностям.
Материалы и оборудование: интерактивная доска; иллюстрации и репродукции художников с изображением празднования масленицы, кукла «Петрушка», лапоть, русский народный платок, муляж блина, декоративное солнышко, коробка. Пучки соломы, треугольные лоскуты цветной ткани, белые квадратные лоскуты ткани, шпажки, красные ленточки.
Предварительная работа: Заучивание стихотворений, закличек и песен о масленице. Рассматривание репродукций художников: Куплина «Деревенская масленица», Б. Кустодиева «Масленица», В. И. Сурикова «Взятие снежного городка», Дмитрия Холина «Кулачный бой». Показ презентации «Масленица».
Ход непосредственно образовательной деятельности.
I этап: мотивационный.
Стук в дверь. Доставка посылки.
Воспитатель: Ребята, нам принесли посылку. Посмотрим, откуда ее доставили… Краеведческий музей…. Кто знает, что это за музей?
Дети: Музей об истории нашего края).
Рассматриваем предметы из посылки (Петрушка, лапоть, солнышко, блин, платок).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, вы узнали кто это?
Воспитатель: Да, это Петрушка. На каких праздниках выступали Петрушки? О каком приближающемся празднике пришел напомнить нам Петрушка?
Дети: О Масленице.
Воспитатель: Правильно, о Масленице. Сегодня мы об этом празднике и поговорим, а Петрушка вас послушает.
II этап: содержательный:
Воспитатель: Почему этот праздник так называется?
Дети: Так как на этом празднике пекли блины и обильно поливали маслом.
Воспитатель: А почему пекли именно блины?
Дети: Блины похожи на солнце, которого так не хватает зимой. Это символ солнца, солнечных дней, хорошего урожая, здоровья людей).
2. Чтение стихотворений детьми о солнце и масленице :
Ребенок:
Весеннее солнце
Круглое как блин,
Улыбаясь светит.
Рады теплой встрече с ним
Взрослые и дети.
Как на масленой неделе
Из печи блины летели!
С пылу, с жару, из печи,
Все румяны, горячи!
Масленица, угощай!
Всем блиночков подавай.
С пылу, с жару - разбирайте!
Похвалить не забывайте
Воспитатель: Масленицу называли широкой, почему?
Дети: Этот праздник праздновали весело, разгульно и целую неделю.
Воспитатель: А как начинали отмечать праздник?
Дети: Начинали с понедельника, дети и взрослые наряжали чучело из соломы, одевали на нее красивое яркое платье, платок, привязывали лапти и везли ее на ледяную горку.
Ребенок:
Этот праздник к нам идет
Раннею весною,
Сколько радостей несет
Он всегда с собою!
Ледяные горы ждут,
И снежок сверкает,
Санки с горок вниз бегут,
Смех не умолкает.
Дома аромат блинов
Праздничный чудесный,
На блины друзей зовем,
Будем есть их вместе.
Шумно, весело пройдет
Сырная Седмица,
А за ней - Великий пост,
Время, чтоб молиться.
Воспитатель: Ребята, какие заклички кричали дети, обращаясь к солнышку?
Дети: Красное, разожгись!
С весной красною вернись!
Красно-солнышко,
В дорогу выезжай!
Зимний холод прогоняй!
Солнышко-колоколнышко,
Ты пораньше взойди,
Нас пораньше разбуди:
Нам в поля бежать,
нам весну встречать!
Воспитатель: Какие проводились развлечения на масленичной неделе?
Дети:
- катались на санях, запряженных тройкой лошадей;
- играли в игру «Взятие снежного городка»;
- проводили кулачный бой;
- ходили в гости друг к другу, пекли блины,
- водили хороводы, пели песни и заклички, и т. д.
Воспитатель: Я предлагаю поиграть в игру.
«Масленица»
Слова к игре:
А я — масленица
Я не падчерица
Со платочком хожу
К вам сейчас подойду
(между детьми) На плече платок лежит
Кто быстрее побежит?
Воспитатель: Но вот подходит к концу масленичная неделя, как назывался последний день?
Дети: Прощенное воскресенье. Все люди в этот день просили друг у друга прощение, мирились кто был в ссоре. Собирались все вместе, несли чучело через всю деревню на гору, где торжественно ее сжигали, а пепел рассыпали по полю, для хорошего урожая на следующий год.
Переход к художественному творчеству
Воспитатель: Молодцы, как весело и задорно спели. И ваши ладошки разогрелись, можно приступить к изготовлению Масленицы. Кукла, сделанная вашими руками, будет оберегать ваш дом, если вы будете думать о хорошем и говорить с ней о том, что вы ждёте от неё добра, пока её делаете.
Рассматривание и обсуждение поделок детей.
III этап: рефлексивный.
Воспитатель: Что нового вы сегодня узнали? Что больше всего понравилось? О чем хотелось бы еще узнать? Какое у вас настроение от нашей беседы?
Я вам желаю хорошо встретить Масленицу!