Получи документы

Конспект урока в 6 классе «Образные возможности освещения в портрете»

Александра Князева
Конспект урока в 6 классе «Образные возможности освещения в портрете»
▼ Скачать + Заказать документы

Цели и задачи:

• познакомить учащихся с разными решениями освещения при создании художественного образа;

• дать оценку психологической значимости выбора художником того или иного типа освещения;

• научить учащихся выражать эстетические суждения и давать оценки представленным художественным образам.

Оборудование:

• Учитель – репродукции художников, педагогический рисунок, цветовой спектр, детские работы.

• Учащиеся – альбомы, краски, кисти.

Ход урока

1. Орг. момент.

Публикация «Конспект урока в 6 классе „Образные возможности освещения в портрете“» размещена в разделах

Тема нашего сегодняшнего урока «Образные возможности освящения в портрете».

2. Актуализация опорных знаний

Светотень- важное средство изобразительного искусства, позволяющее передать изображаемый предмет объемным, окруженный световоздушной средой. Свет организует изображение, помогая выявить свойства того или иного предмета, внутри картины –отразить прозрачность стекла, блеск драгоценных камней и фактур тканей.

К возможностям светотени прибегали уже античные живописцы. Светотень и ее теория разрабатывались мастерами Возрождения (Леонардо да Винчи) и с этого времени светотень широко использовалась художниками, как одно из средств, определяющих выразительность художественного произведения.

Что такое гризайль? (фр. Серый) (монохром)-однотонная монохромная живопись.

Применяется в учебных целях, для имитации скульптурного рельефа, для декоративных работ. Гризайлью называют однотонную живопись не только серого, но и любого другого цветового оттенка (коричневого, синего, черного и т. д.) В станковой живописи гризайль может применятся для подмалевков и эскизов. Особенно незаменима техника гризайли в процессе создания декоративных росписи или панно, в которых живописными средствами, достигается впечатление объемной рельефной лепки.

Орнаменты и фигуры амуров, выполненные этими средствами, украшают интерьеры многих дворцов эпохи классицизма. А в эпоху Возрождения в Лиможе во Франции в техники гризайли выполнялись расписные эмали.

В 20 веке свет впервые становиться темой живописного произведения. По средствам тончайших градаций от наибольшей до глубокой тени – художник передает не только характер освещения, объем и форму предметов, но и состояние атмосферы, частично поглощающий свет. Отсюда взаимосвязь таких понятий как свет, тени, полутени, рефлекс.

3. Физкультминутка. А теперь ребята встанем, подтянулись 5-6 раз. Сделаем руками волну 6-8 раз. Встряхнули руки, сели.

4. Введение в тему

Примером могут служить картины Рембрандта «Портрет жены брата художника», где с помощью света и тени передаются особенности внешности поведения героя и даже черты его характера. На выделении резких границ светлого и темного, использовании контрастов строит свои композиции Кароваджо «Юноша с лютней»

Совершенно по - новому используют светотень импрессионисты. Они дробят белый цвет на отдельные цвета спектра и наполняют игрой цветовых светотеней. Так Моне строит композицию картин «Завтрак на траве» на передаче игры света и тени, в которой представлены как фигуры так предметы ландшафта. Многие художники при помощи источника света, помещаемого в разных местах, решают композиционные задачи, выделяя главные фигуры. Как пример мастерского применения в живописи эффектов света и тени можно указать на картину Н. Ге. «Тайная Вечеря» художник ярко освятил группу главных персонажей, а предателя Иуду изобразил темным силуэтом, загородившим своей фигурой источник света. Найденный эффект света и тени помог художнику раскрыть и донести зрителю основное в содержании его произведений, создать атмосферу драматической напряженности.

Часто мы встречаемся с произведениями, в которых художники используют дневное и искусственное освещение одновременно. В картине Пукирева «Неравный брак» лучи света через окно неравномерно освещают помещение и находящихся в нем людей. Художник использовал в композиции свет, чтобы прежде всего направить внимание зрителя на лицо и протянутую руку невесты, выделяя ее по сравнению с другими персонажами.

Менее ярко освещен стоящий рядом старик. Эта фигура отодвинута несколько в глубину и поэтому хоты она и занимает почти центральное место, взгляд зрителя к ней обращается уже после лица невесты. Освещение старика верхним светом дало возможность четко выявить складки дряблой кожи, подчеркивающие старость. Остальные фигуры отодвинуты в глубину картиной плоскости и освещены слабее.

Роль цвета в этой композиции очень велика.

Проанализировав работы мастеров какой вывод можно сделать?

Мы можем отметить, что освещение является тем, что освещение является ем художественным примером, который позволяет достичь наибольшей выразительности.

Рассматривая портреты, вы видели. Характер освещения имеет огромное значение. Умение передавать свет помогает художнику добиваться реального воспроизведения натуры. Тонкое ощущение света и умение пользоваться им помогают художнику создать образы, замечательные по своей психологической характеристике.

Живописное решение характера освещения – одно из таких средств, позволяющих художнику раскрыть его замысел. Благодаря колористическому богатству оттенков, цвета оживают под действием света.

Боковой свет выявляет форму, её объём и глубину пространства – образ модели предстаёт наиболее полно.

Когда источник света находится сзади модели, мы видим её силуэт, а лицо погружается в тень. Все черты и формы при этом смягчаются и приобретают таинственность. Репродукция с картины Н. Пукирёва «Неравный брак» даёт возможность убедиться в этом.

Источник света может быть естественным, то есть солнечным, и искусственным.

Пример освещения модели искусственным освещением сзади модели – образ Христа в картине Рембрандта «Христос в Эммаусе». Фигура Христа словно освещена вспышкой молнии – как известно из Евангельского текста ученики узнали Его только тогда, когда Он преломил хлеб, но Он стал невидим для них. Такое решение освещения позволяет художнику более эмоционально, драматически передать атмосферу происходящего, завуалировать формы, погрузить нас в атмосферу таинственности.

5. Объяснение нового материала

На прошлых уроках вы выполняли изображение головы человека карандашом. Но карандашом не всегда можно точно передать светотеневые переходы, что очень важно для реальности изображаемого.

Работая красками вы можете в данном случае добиться хороших результатов. Старайтесь сразу же подбирать оттенки правильно, т. к. не всегда можно потом исправить аккуратно нечеткости в рисунке.

Рассмотрите фотографическое изображение, опишите освещение модели и сделайте быструю зарисовку красками у себя в альбомах.

В заключение следует сказать, что художники широко и с успехом используют различные приемы освещения для проникновения во внутренний мир модели и всего произведения в целом.

6. Итог урока. Выставка работ учащихся.

7. Домашнее задание. Подобрать рефераты по теме «Жизнь и творчество Репина.

Публикации по теме:

Конспект урока математики в 1 классе «Уравнение» Технологическая карта урока математики Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: 22.01.2014 г. Класс 1А Тема. Уравнение. Тип.

Конспект урока по биологии в 9 классе «Биологические катализаторы» Конспект урока по биологии в 9 классе «Биологические катализаторы». В. В. Пасечник, А. А. Каменский УРОК 11 ТЕМА: Биологические катализаторы.

Конспект урока по изобразительному искусству во 2 классе «Выразительные возможности акварельных красок»Конспект урока по изобразительному искусству во 2 классе «Выразительные возможности акварельных красок» Урок: Изо Класс: 2 «Д» Тема урока: «Выразительные возможности акварельных красок» Тип урока: изучение новых знаний, урок-практикум Цель:.

Конспект урока по математике в 4 классе «Действия с многозначными числами». Тип урока-закрепление Цели: 1. Закрепить вычислительные навыки по теме «Действия с многозначными числами»; совершенствовать умения решать задачи, уравнения; продолжить.

Конспект урока технологии «Фонарик» во 2 классе ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Предмет: Технология Класс: 2 «а» класс Оборудование: доска, учебники по предмету, рабочие тетради, наглядный.

Конспект урока технологии в 3 классе «Почта» Технологическая карта урока технологии Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «24» апреля 2015 года. Тема. Почта Тип урока:.

Конспект открытого урока по математике в 1 классе в формате урока-путешествия «Закрепление. Числа от 1 до 20» ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО МАТЕМАТИКЕ В 1 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «Закрепление. Числа от 1 до 20» МО учителей начальных классов Учитель начальных.

План-конспект урока технологии в 6 классе «Вышивка» Изучение нового материала Учитель Дурова Татьяна Сергеевна Цель Организовать деятельность обучающихся по приобретению знаний и умений по.

«Закрепление изученного». Конспект урока математики в 4 классе Тема: Закрепление изученного Цели: продолжить работу по ознакомлению с умножением на двузначные числа, рассмотрев случаи умножения чисел,.

Конспект урока окружающего мира в 4 классе «Иван III» Тема: Иван Третий Цель: сформировать представления учащихся о Москве времен Ивана III, сравнить со временем правления Ивана Калиты и Дмитрия.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока в 6 классе «Образные возможности освещения в портрете»
Опубликовано: 22 мая 2023 в 15:53
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект урока в 6 классе «Образные возможности освещения в портрете»» (включая файлы) размещена пользователем Александра Князева (УИ 533431) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД