Ольга Скоробогатова
Обогащение словарного запаса детей с ОНР (III) глаголами
▼ Скачать + Заказать документы
Глагол занимает важное место в школьном курсе русского языка. Он является не только широко распространенной, но и наиболее сложной частью речи. Глагол характеризуется большой семантической насыщенностью, богатством и разнообразием лексических значений, широчайшими возможностями в передаче различных оттенков значения.
Обогащение словаря младших школьников глаголами имеет важное значение для речевого развития детей. Невозможно построить предложения, не используя в речи глагольные формы. Овладение языком, точной, правильной устной и письменной речью - необходимое условие формирования успешной личности. Именно из-за бедности словарного запаса и неточности понимания значения многих слов учащиеся общеобразовательных школ нередко оказываются не в состоянии овладеть грамотным письмом. Стандарты второго поколения выдвигают важную цель: умение группировать слова по частям речи, осваивать морфологические признаки слов разных частей речи. В связи с этим возникает необходимость в обогащении речи учащихся глаголами на занятиях в школе.
Публикация «Обогащение словарного запаса детей с ОНР (III) глаголами» размещена в разделах
Ученые указывают на ограниченность глагольного словаря в активном и пассивном плане у детей с недостатками речи, на неумение правильно использовать в речи грамматические формы глаголов, что приводит к многочисленным аграмматизмам. Поэтому темой выступления я определила «Обогащение словарного запаса детей с ОНР(III) глаголами».
Поставила перед собой цель: рассмотреть наиболее эффективные пути и приемы коррекционно-логопедической работы по формированию глагольного словаря у детей.
Чем богаче активный словарь человека,
тем содержательнее,
доходчивее и красочнее его речь.
Термин глагол происходит от латинского verbum (греч. rema, что переводится как слово (в древнерусском языке глаголити – говорить). Общеизвестно, что глагол является основой любой фразы, любого высказывания. Для полноценного овладения ребенком связной речью, прежде всего, необходимо сформировать у него достаточно богатый глагольный словарь.
Трудности в накоплении словарного запаса ярко проявляются у детей с общим недоразвитием речи. Для третьего уровня ОНР характерно неточное употребление глаголов, страдает навык их словообразования. В глагольном словаре детей с ОНР преобладают слова, обозначающие действия, которые ребенок ежедневно выполняет или наблюдает (спать, мыть, умываться, купаться, одеваться, идти, бежать, есть, пить, убирать и др.). Значительно труднее усваиваются слова обобщенного, отвлеченного значения, слова, обозначающие состояние, оценку, качества, признаки и др.
Так же имеется незначительное количество глаголов с приставками, которые чаще всего заменяются бесприставочными глаголами (пришел - шел, перешел – шел). Особенно стойкими являются замены глаголов :
вяжет – шьёт, гладит утюгом – проводит утюгом, купает – моет. Нарушения актуализации словаря у детей с ОНР проявляются также в искажениях звуковой структуры слова (мяукает – мяучает, кудахчет – кудакает). Самые большие трудности вызывает у детей с ОНР группировка глаголов. Дети с ОНР часто выбирают неправильно лишнее слово в таких сериях слов : подбежал, вышел, подошел (подошел); стоит, растет, сидит (сидит); идет, цветет, бежит (идет или бежит). Также вызывает трудности использование глаголов в переносном значении, многозначных слов; ограничение в подборе синонимических рядов, слов с противоположным значением, родственных слов.
В начальной школе учащиеся знакомятся с темой «Глагол». Обучение начинается в 1 классе, углубляется и расширяется в следующих классах. В 1 классе точное определение глагола не дается. Задача учителя в том, чтобы научить детей ставить вопросы : что делает? что делают? что делал?; т. е. находить эту часть речи в ряду других слов по вопросам. В 1 классе заложить прочную основу для последующего овладения знаниями о глаголе. Это слова, обозначающие физические действия (бежит, плавает, летал, трудовые процессы (пилит, копает, шил, а также слова, обозначающие состояние (стоит, светит, думал). Во 2 классе учащиеся знакомятся с термином «глагол» и определением. В 3 классе учащиеся вновь останавливаются на теме: «Глагол», закрепляют данное понятие и рассматривают, какую роль выполняют глаголы в нашей речи. В данном классе дается определение что такое глагол, на какие вопросы он отвечает, углубляется работа над грамматическими категориями глагола. Формирование словарного запаса учащихся - процесс длительный, постоянный, протекающий в течение всего периода пребывания ученика в школе.
Основными задачами коррекционной работы по формированию глагольного словаря у детей с ОНР можно назвать следующие:
• обогащение глагольного словаря (усвоение новых, ранее неизвестных слов-действий);
• закрепление и уточнение глагольного словаря (многократное повторение для их запоминания, усвоение явлений многозначности, синонимии, антонимии);
• активизация глагольного словаря (увеличение количества используемых в речи глаголов, значение которых точно понимается ребенком, включение глаголов в словосочетания, предложения).