Ирина Пяткова
Обогащение речевого словаря детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики
▼ Скачать
Ирина Владимировна Пяткова
Воспитатель МБДОУ детский сад №19 г. Пензы «Катюша»
«Обогащение речевого словаря детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики»
«Истоки способностей и дарований детей
находятся на кончиках пальцев»
В. А. Сухомлинский
Публикация «Обогащение речевого словаря детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Проблема развития речевого словаря детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна. Мы всё чаще встречаем детей с задержкой развития речи от года до пяти лет. На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, а также свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку.
В раннем возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук. Доказано, что мысль и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Детям очень нравится разучивать пальчиковые игры. Работа по развитию мелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и родителями. Что благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе.
Методологической основой исследования стали научные труды исследователей развития речи детей. Установлено, что проблемам развития речи детей уделялось большое внимание в работах психологов и педагогов, таких как - Г. М Лямина, В. В. Гербова, И. Л. Н. Павлова, М. И. Попова, Г. Г. Григорьева, Г. В. Груба и др. Они отмечают, что определённый успех в развитии ребёнка возможен только в том случае, если заниматься с ним систематически, учитывать не только возрастные особенности, но и индивидуальный уровень развития ребёнка. Также учеными отмечается, что важной задачей и средством развития речевого словаря детей раннего возраста является развитие мелкой моторики рук.
Учитывая всё вышесказанное, мы решили проследить как игры и упражнения по мелкой моторики влияют на обогащение и развитие речевого словаря и развития активной речи.
Начав работу с детьми раннего возраста нашей группы, мы выявили только 20 % детей, которые говорили, могли произносить и повторять слова.
А также выявили следующую закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.
Исследования М. М. Кольцовой доказали, что тренировка тонких движений пальцев является как стимулирующим фактором, так и тонизирующим для коры головного мозга в целом: психических процессов и речи. Все центры головного мозга взаимосвязаны между собой, развивая ручки, мы стимулируем развитие зон, отвечающих за речь ребёнка. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимает умственную усталость.
На основе полученных данных была спроектирована система работы по развитию речевого словаря детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики рук.
Мы определили цель: развивать речевой словарь детей раннего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук.
Наметили следующие задачи:
• Развивать речевые навыки посредством совершенствования мелкой моторики рук в разных видах деятельности.
• Обогащать речевые навыки в процессе сенсорного развития в разных видах деятельности.
• Обучать детей пальчиковым играм в разных видах деятельности.
• Способствовать развитию речевой и двигательной активности у детей.
• Установить эмоционально – положительное взаимодействие воспитателя с детьми и детей между собой.
В своей работе мы постаралась раскрыть взаимосвязь развития речевого словаря детей раннего возраста с развитием мелкой моторики. Для этого нами проводилась индивидуальная работа с каждым ребёнком. Детям предлагались различные задания по мелкой моторике пальцев рук.
Работа строилась по следующим направлениям:
Организация совместной деятельности взрослого с детьми (в непосредственно образовательной деятельности, в ходе режимных моментов, создание условий для самостоятельной деятельности детей и организация взаимодействия с семьями воспитанников.
В ходе организации совместной деятельности взрослого с детьми был разработан комплекс занятий по развитию речевого словаря с использованием пособий и дидактических игр на развитие мелкой моторики.
В совместной деятельности взрослого и детей особое внимание мы уделяли таким методам и способам развития активной речи, как: ежедневные пальчиковые игры со стихами. Повторение и проговаривание вслед за воспитателем четверостиший во время пальчиковых игр, что способствовало совершенствованию речевой активности. Широко использовали игровые персонажи, инсценирование. Наиболее любимы детьми песенки игрового характера: «Сорока - белобока кашу варила», «Этот пальчик – дедушка…». Малыш уже ждёт момента, когда надо будет расставить пальчики и повертеть руками под слова «Вместе дружная семья…».
Мы проводили пальчиковые гимнастики и массаж ладошек с использованием Су - Джок шарика и кольца, массажных мячей, карандашей. Дети очень любят заниматься с данными предметами, ведь они оказывают расслабляющий эффект и вызывают положительные эмоции.
Пальчиковая гимнастика с «Су-джок шариком» и карандашом
Также формированию мелкой моторики рук и обогащению сенсорного опыта способствовала и работа с различными предметами и материалами: вместе с детьми мы создавали постройки из конструктора; дети собирали и разбирали различные сортеры, цветные стаканчики, пирамидки; активно использовали в своей работе прищепки в таких дидактических играх, как «Дополни картинку», «Развесим одежду», «Соответствия»; нанизывали бусины, пуговицы на верёвочки; строили дорожки и фигуры из счетных палочек и др. Детям предлагали игры - вкладыши, различные виды игр-шнуровок, игрушки, предполагающие надевание и нанизывание отдельных элементов.
Активно в своей работе организовывали игры с сенсорными коробками: контейнер с цветным рисом, гречкой – «прячем ручки», «пересыпаем крупу», «дождь и град», «вкусная каша», «найди игрушку»; игры с водой: наполняем стаканчик, переливаем, играем в рыбки; а также световой стол с песком и манкой, которые обладают расслабляющим действием для детских пальчиков.
Мы использовали макароны, различные крупы, бобовые, а также природный материал в играх, где активно задействованы в работе пальчики. Такие, как: «разложи по цветам», «разложи по тарелочкам», «покорми птичек», игра «Золушка» и другие.
Мы заметили, что лепка из пластилина и солёного теста также способствует активной работе пальцев рук и всегда вызывает большой интерес у детей, поэтому также часто использовали данный вид деятельности.
Применяли в совместной деятельности с детьми и работу с бумагой – складывание, сминание, обрывание, выкладывание узоров, аппликации, а также работа с пальчиковыми красками.
Часто использовали дидактические игры и пособия на липучках для обогащения сенсорного опыта с помощью активной работы пальцев рук, что способствует расширению и обогащению речевого словаря, совершенствует координацию рук и глаз.
Обязательным условием для решения поставленных задач было создание необходимой развивающей предметно – пространственной среды. Для пополнения и разнообразия среды дополнительно разработали самодельные дидактические игры и пособия, которые пополнили картотеку игр и пособий на развитие мелкой моторики рук.
Такие как:
«Накорми зверят», целью которого, помимо развития мелкой моторики рук, является развитие звукоподражания, желания отвечать на вопросы воспитателя.
«Игры на липучках», пособие, которое направлено на развитие умения подбирать предметы по форме, величине, цвету, развивать активную, пассивную речь.
«Цветные коробочки», «Сенсорные коробочки», «Сортеры из макарон, мягких помпонов разной величины» и др., целью которых является обогащение сенсорного опыта и тактильных ощущений.
С целью обеспечения обратной связи с родителями была организована следующая работа:
- Раскрыть особенности развития речевого словаря детей раннего возраста помогла консультация «Развитие речи у детей от года до трех».
- Консультация «Этот пальчик – я» повысила родительскую компетентность в вопросах значения развития мелкой моторики в раннем возрасте.
- В ходе мастер – класса на родительском собрании «Пальчиками играем – стихи повторяем!», «Развитие моторно-двигательной координации руки ребёнка раннего возраста» родителям в ходе игр и упражнений, была показана взаимосвязь развития речевого словаря от развития мелкой моторики рук, а так же познакомили с методикой использования пальчиковых игр в домашних условиях. Также привлекали родителей к созданию пособий и дидактических игр.
- Благодаря социальной группе ВКонтакте, мы демонстрируем всю свою работу с детьми, а также размещаем полезную информацию и консультации, чтобы обогатить опыт и знания родителей по данной теме.
Таким образом, в ходе систематической, целенаправленной и планомерной работы с детьми по развитию речевого словаря посредством развития мелкой моторики рук мы смогли добиться положительных результатов. У большей части детей нашей группы расширился словарный запас, улучшилось понимание устной речи, обогатился сенсорный и тактильный опыт.
Использование пособий, способствующих развитию мелкой моторики, помогло не только развить речевой словарь детей, но и действовать с предметами окружающей действительности, ориентироваться в пространстве.
В перспективе мы также будем продолжать активную работу в данном направлении. Расширять перечень самодельных пособий на развитие мелкой моторики рук, разработав новые, а также активно включать пособия на развитие мелкой моторики рук в занятия по развитию речи, в образовательную деятельность по ознакомлению с окружающей действительностью.
Список литературы
1. Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – АСТ, 2011. – 64с.
2. Анищенкова Е. С. Речевая гимнастика для развития речи дошкольников. – Профиздат, 2007. – 62с.
3. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. – М. : Просвещение, 2004. – 213 с.
4. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М. : Просвещение, 2005. – 160 с.
5. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 224 с.
6. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М. : Эксмо, 2006. – 25с.
7. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. 2-е издание. – СПб: Корона-Век, 2007. – 32 с.