Наталья Немчанинова
Технологическая карта образовательной деятельности «Обитатели прибрежных зон и водоемов города Бердска»
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта образовательной деятельности
№ Этап
образовательной
деятельности Ход образовательной деятельности
Деятельность педагога Деятельность воспитанников
1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Организационный момент
Цель: расширять и закреплять представления детей о жизни обитателей прибрежных зон и водоёмов города Бердска.
Темочки:
Переключение внимания воспитанников на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней. Перед приходом детей воспитатель помещает карту г. Бердска на магнитную доску. Дети подходят к карте, самостоятельно рассматривают, обмениваются мнениями.
Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели образовательной деятельности
Результат организационного момента: дети включились в занятие; у детей сформировался стойкий интерес к происходящему.
Ребята, отгадайте загадку:
На ноге одной стоит
Кружит, вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны.
Что же такое? А что он изображает? Если раскрутить быстро глобус, покажется, будто он разноцветный. Какой краски больше?
Что изображено голубой краской?
Вода занимает большую часть суши.
А как ещё можно изобразить планету?
А что изображено на нашей карте?
Это карта нашего города Бердска. Наш город почти со всех сторон окружён водой. Это река Бердь, Новосибирское водохранилище (мы называем его Обским морем, небольшие речки и озёра. И ещё есть необыкновенно красивое озеро. Это – Голубое озеро.
Слайд 1, 2, 3 (река Бердь, Обское море, Голубое озеро). Озеро очень красивое. От него веет волшебством, манящим к себе. Очень красивы и его берега. Так и хочется там побывать. А как вы на это смотрите?
Предлагаю отправиться в путешествие на автобусе. Давайте возьмём с собой фотоаппарат, чтобы сфотографировать то, что мы увидим.
Прошу занять места в автобусе.
Дети отгадывают загадку.
Отвечают на вопросы: глобус, Изображает модель земли.
Голубой краски больше, чем: коричневой, зелёной, жёлтой, белой.
Вода.
Можно нанести на карту.
Ответы детей.
Дети рассматривают водоёмы.
Дети соглашаются.
2.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам образовательной деятельности
Мы в автобус дружно сели
И в окошко посмотрели.
Наш шофёр педаль нажал
И автобус побежал.
Слайд 4 (прибрежная зона озер.)
Посмотрите, ребята, как красиво. Озеро окружают деревья. Назовите их.
Вот у берега проплывает стайка серых птиц.
А что это за птицы, вы узнаете, отгадав загадку.
Пёстрая крякушка
Ловит лягушек,
Ходит вразвалочку – спотыкалочку.
Слайд 5 (утка кряква.)
Правильно, ребята. Это дикая утка – кряква.
Одна из самых распространённых водоплавающих птиц. Живёт везде, где есть озеро, пруд, речная заводь или другой любой водоём. А знаете ли вы, что крякать умеют только утки – девочки, и утиное кряканье не имеет эха.
Давайте сфотографируем уточек на нашем озере.
Дети приседают на корточки.
Повороты головы вправо, влево.
Одной ногой нажимают на воображаемую педаль.
Бегут на носочках, в руках воображаемый руль.
Дети называют: сосны, ели, берёзы.
Дети отгадывают загадку :
Дикая утка.
Дети с интересом рассматривают утку – крякву. Обмениваются мнениями.
«Открытие» воспитанниками новых знаний, способа действий
А вот на пенёчке в траве притаилась…
Скачет зверюшка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар и мушка.
У воды живёт плутовка
И скрывается так ловко,
Что беднягам мухам, мошкам
Не уйти от этой крошки.
Слайд 6 (лягушка) Ребята, а знаете ли вы, что лягушкам поставлены памятники в Париже и Токио – дань уважения и признания поистине неоценимых заслуг этих животных в развитии науки.
Физкультминутка
На болоте две подружки –
Две зелёные лягушки
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
Ручками хлопали, ножками топали.
Вправо – влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чём секрет –
Всем друзьям физкульт – привет!
Слайд7 (чайка.)
А кто это кружит над водой?
Белокрылая птица
Над морем летает,
Рыбу увидит –
Клювом хватает.
Это самые известные морские птицы – чайки. Они ловят рыбу, выхватывая её прямо из волн. Часто можно увидеть чаек, которые расхаживают по берегу в поисках чего - не будь вкусненького.
Пришло время познакомиться с обитателями подводного мира нашего Голубого озера.
(Воспитатель расстилает голубую скатерть на ковёр)
На чём можно погрузиться на дно озера?
Приглашаю вас занять места в подводной лодке.
На счёт «три» погружаемся.
Внимание! Погружаемся.
Смотрите, справа по борту плывё т:
Слайд 8 (щука.)
Полосатая злодейка
Съест любого малыша:
Пескаря, плотву, уклейку.
Не проглотит лишь ерша.
Щуку называют «речным волком».
Стой плотва и караси!
И пощады не проси!
Я хозяйка здесь, в пруду.
На охоту я иду.
Почему щуку называют «речным волком»?
А в какой сказке она добрая?
От зубатой щуки скрылся, в зарослях он притаился, выплыл с тины серебрясь,
Как зовут его?
Слайд 9 (карась)
Интересно, что у карасей очень прекрасно развито обоняние. Он может почувствовать даже самый слабый запах.
Ребята, не забыли сфотографировать карася?
Внимание! Слева по борту плывёт ещё один житель озера:
Слайд 10 (судак).
Обитает в глубине,
Там же охотится, на дне.
Его чешуйки, как наждак.
Как зовут его?
Родиной судака является Сибирь. Так что судак по праву может считаться исконно русской рыбой, сибирского происхождения.
Я предлагаю поиграть. Д/игра «Собери картинку»
Кто же это?
Ребята, а что это за необыкновенные дома под водой?
Слайд 11 (бобры).
Вот так звери! Нор не роют,
Но зато плотины строят.
Все они одеты в шубы,
Инструмент не пилы – зубы.
Свои подводные дома – плотины бобры строят по-середине пруда – подальше от хищников и любопытных глаз. Высота домов до двух метров. Но как бы надёжно не прятали зверьки свои строения, их можно увидеть из космоса! Да! Да! Плотины бобров – единственное животное сооружение заметное из космоса.
Хотите помочь зверькам в строительстве домов - платин? Молодцы! Бобрам понравятся ваши домики.
Дети слушают загадку - рассказ, называют отгадку.
Фотографируют лягушку.
Дети с удовольствием делают зарядку.
Дети отгадывают загадку.
Рассматривают птицу, фотографируют.
Дети обсуждают вид транспорта и предлагают подводную лодку.
Дети встают друг за другом, считают до трёх, присаживаются на ковёр.
Дети поворачивают голову вправо и видят щуку.
Дети – щука.
Ответы детей: щука хищная рыба, питается другими рыбками.
Сказка называется «По щучьему веленью».
Дети: карась.
Дети фотографируют рыбу.
Дети: судак.
Фотографируют судака.
Дети собирают разрезные картинки. Ответы детей.
Дети обращают внимание на строения, высказывают свои предположения.
Дети: бобры, рассматривают зверька, обмениваются мнениями.
Дети принимают предложение, строят из счётных палочек домики.
й
Самостоятельное применение нового на практике, либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений (выполнение работы) Смена деятельности, направленная на предупреждение переутомление детей.
Продолжим наше путешествие по подводному миру.
Предлагаю поиграть. Детям предлагается выбрать любую карточку с заданием на морскую тему: «Найди отличия», «Чья тень», «Какой рыбке не хватило контура»
Пальчиковая гимнастика.
Мои руки – это волны.
Ветер гонит их вперёд.
Мои руки крылья чаек,
Небо их к себе зовёт.
Мои руки – рыбки в море
Плавают туда – сюда.
Мои руки – это крабы
Разбежались кто куда.
Дети, посмотрите, по – моему песок двигается.
Как вы думаете, что там происходит?
Отгадайте загадку:
В пресной воде обитает,
Ил и песок обожает,
Плавает спиной вперед
И свистеть не может он.
Слайд 12 (раки).
Вопросы к детям:
Почему днём раки прячутся в песке?
Какую пользу приносят?
Да, ребята, раки являются естественными очистителями воды.
Наше путешествие заканчивается. Пора возвращаться в детский сад. Поднимаемся вверх.
(Убирается скатерть)
Занимаем места в автобусе и отправляемся домой.
Дети с удовольствием выполняют задания, отвечают на вопросы.
Дети руками изображают волны
Резко выбрасывают руки вперёд
Плавно поднимают и опускают руки
Тянут руки вверх
Соединяют подушечки пальцев
Выполняют плавные движения
Пальцы направлены вниз
Шевелят ими.
Дети внимательно рассматривают.
Ответы детей: песок двигает вода, прячутся рыбки
Дети: рак.
Дети отвечают на вопросы:
Раки прячутся от хищников.
Очищают воду. Фотографируют.
Дети повторяют движения: «Шофёр»
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
3.
Итог образовательной деятельности.
Систематизация знаний.
Вот мы и в детском саду. Ребята, где мы были? С какими животными вы познакомились? Что интересного вы узнали о них. Понравилось ли вам путешествие?
Ребята, мы с вами всех обитателей фотографировали, поэтому я предлагаю сделать фотографии и оформит альбом «Обитатели прибрежной зоны и водоёмов города Бердска»
Дети отвечают на вопросы, принимают предложение сделать фотографии и оформить альбом.
Рефлексия
Читает стихотворение
«Без лесов, зверей и рек
Жить не может человек. Так давайте сбережём Дом, в котором мы живём!»