Марина Лебедева
Обеспечение гендерного подхода в музыкальном развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – важный период для воспитания культуры гендерных взаимоотношений детей. Мужчину в мальчике и женщину в девочке следует воспитывать с раннего детства. В течение пяти первых лет малыш овладевает движением своего тела. Он изучает и познает мир, приобщаясь к нему, проигрывая все то, что видит-наблюдает вокруг. И поэтому мы – взрослые, в этот период должны быть надежными наставниками, помощниками и друзьями.
Публикация «Обеспечение гендерного подхода в музыкальном развитии дошкольников» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2019
Музыкальному руководителю необходимо развивать музыкальные способности детей, используя свои знания о гендерном различии детей, помогать осознавать себя представителями того пола, к какому они принадлежат.
Музыкальные занятия в образовательной программе детского сада являются обязательными наряду с математикой, развитием речи, окружающим миром. (Слайд 1) И это неслучайно, так как влияние музыки на развитие творческой деятельности детей очень велико. Музыка, как и любое другое искусство, способно воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, к активному мышлению.
К тому же на музыкальных занятиях у педагога есть масса возможностей подчеркнуть самые привлекательные черты детей противоположного пола. Так как, все основные части музыкального занятия : музыкально- ритмические движения, пение, слушанье музыки, танцевальная деятельность, игра на музыкальных инструментах и музыкально-дидактическая игры — следует проводить с учетом гендерных различий или гендерного подхода.
В музыкально-ритмических движениях используется дифференцированный подход : мальчики разучивают движения, требующие мужской силы, ловкости (наездники, бравые солдаты).(Слайд 2) У девочек преобладает плавность, мягкость движений (хороводы, упражнения с цветами, лентами, шарами и т д).(Слайд3)
Слушание музыки может быть тоже организовано с учетом формирования гендерной идентичности. На занятиях дети учатся рассказывать о характере музыки, о ее эмоциональном настрое. Тихая, спокойная музыка колыбельной песни характеризует специфические черты девочек: нежность, скромность, терпимость. Бойкий, ритмичный марш – стремительность, активность и решительность мальчиков. Или же например, на одном занятии можно послушать часть «Карнавала животных» К. Сен-Санса «Лебедь», а затем попросить девочек подвигаться под эту замечательную музыку, а мальчиков — понаблюдать за движениями девочек и выбрать самую плавную, нежную лебедушку. (слайд4)На следующем занятии можно прослушать произведение из того же цикла, например, «Вступление и королевский марш льва» и попросить мальчиков изобразить львов, а девочкам выбрать самого важного и мужественного Царя Зверей. (Слайд5)
Пение. (Слайд6) При формировании у детей певческих навыков учитывается то, что особенно мальчики дошкольного возраста, обнаруживают при прослушивании крайне ограниченный диапазон и воспроизводят мелодию голосом более или менее верно в пределах кварты – сексты, в основном в первой и малой октавах. При этом тембры их певческого и разговорного голоса полностью совпадают, т. е. они «поют, как говорят». Так как мальчики говорят, используя преимущественно грудной регистр, а поют фальцетом, то для них большое значение имеет «разогрев» голоса, т. е. распевание, когда происходит торможение речевого двигательного динамического стереотипа. В хоровом пении мальчики и девочки поют вместе, их тембр сливается, но если же поют одни мальчики, их тембр конечно же отличается от тембра ансамбля девочек.
В репертуар дошкольников можно включить следующие песни: «Из чего же. ?» Ю. Чичкова, «Папа может» В. Шаинского, «Капитан» З. Роот, «Мама» В. Гаврилина, «Маленькая мама» Г. Струве и др. Например, для мальчиков 5-6 лет, песни «Бравые солдаты», «Все мы моряки», А, Филиппенко, воспитывают мужественность, и героизм.
Для девочек, песни «Солнышко», муз. А. Ермолаева, «Колыбельная» муз Назаровой, воспитывают такие качества как: доброта,, бережное отношение друг к другу и т. д.
В танцевальной деятельности, особенно в парных танцах, тоже необходимо подчеркивать отличительные движения девочек и мальчиков.
Следует акцентировать внимание детей на таких моментах, как: приглашение на танец исходит от кавалера, или же мальчик наример, как настоящий рыцарь, встает на одно колено и подает руку девочке, в танце она обходит мальчика легкими шажками. Существует ряд специфических различий у мальчиков и девочек в объяснении основных положений в танце, технике и манере исполнения движений:
Положение рук: у девочек - «на юбочке», у мальчиков - «на поясе».
Специальные движения: для мальчиков - глубокие приседания с вставлением пятки, присядки, хлопки с притопом, большие прыжки, широко раскрытые руки. Покачивания с руками за спиной.
У девочек - всевозможные вращения, дробные выстукивания, мягкие кружения, плавные ходы, взмахи руками.
Манера исполнения: у девочек – плавная, кокетливая, нежная, кроткая. У мальчиков манера исполнения - мужественная, широкая, чёткая, сдержанная. (Слайд7) После танца мальчик провожает девочку на место. В танцевальных движениях девочек следует поощрять плавность, легкость, пластичность грациозность, изящество, а в движениях мальчиков — строгость и четкость.
С первых музыкальных занятий и до конца обучения в детском саду необходимо объяснять детям, что правильная осанка, это и женская красота, и мужская статность.
Подчеркнуть гендерные особенности на музыкальных занятиях помогут музыкальные игры. Такие, как, например, «Жуки и бабочки», «Роботы и звездочки», «Птички и автомобили», где роль жуков, роботов и автомобилей отводится мальчикам, а роль бабочек, звездочек и птичек — девочкам. Передавая музыкальные образы, движения у мальчиков должны быть соответствующими — четкими и тяжелыми, а у девочек — воздушными, легкими, нежными, плавными.. (Слайд8) В русской народной культуре всегда предусматривалось воспитывать у девочек и мальчиков добрые, нежные отношения друг к другу. Хороводная игра является одним из важных средств воспитания культуры гендерных взаимоотношений детей. Она позволяет ребенку приобщиться к самым разнообразным сферам жизни взрослых. Это особый мир, где есть возможность реализации своих интересов, желаний, предпочтений, фантазий, обретения опыта взаимодействия с представителями обоего пола, свободы выбора, инициативности, самостоятельности. Например, для мальчиков 4-5 лет, хоровод «Ходит Ваня». Дети и воспитатель становятся в круг, ходят по кругу и приговаривают слова. Один ребенок находится в кругу и выбирает себе дружочка на слова: «Нашёл Ваня, нашёл Ваня для себя дружочка». Стоя в кругу, они танцую, а остальные дети хлопают в ладоши. Затем воспитатель меняет ведущего, игра продолжается.
Песни и музыкальные игры о мальчиках и девочках помогают развитию представлений ребёнка о своём поле и формированию средствами музыки позитивного принятия своего пола.
Девочки предпочитают игровые сюжеты, отражающие типично женские интересы: моду, домашние дела и обязанности женщины, женские профессии;
Мальчики предпочитают игровые сюжеты, отражающие мужские черты (смелость, героизм, отважность, интересы, мужские взаимоотношения в мужских профессиях и деяниях.
То есть тематика игр девочек социально-бытовая, а у мальчиков – техническая и общественная. Девочки и мальчики выбирают роли, ха-рактерные для представителей своего пола. Объединение девочек в инсценирование песен, сказок основано на их интересе друг к другу, а у мальчиков – на интересе к содержанию игр, сказок, песен.
Целесообразно на музыкальных занятиях применять музыкальные игры с предметами (с лентами, флажками, султанчиками, мячами). Например: девочки, услышав свое музыкальное проведение, танцуют с лентами, а мальчики под свою маршевую, бодрую музыку исполняют движения с флажками. (Слайд9)
Подчеркнуть женственность, мягкость, доброту, заботу в поведении девочек можно при помощи песни-игры «Веселые медвежатки» Е. Попляновой, где главная роль отведена маме-медведице, а все остальные ребята — это ее медвежатки. На роль медведицы может быть выбрана только девочка, так как это чисто женская роль, мальчики участвуют в игре только в образе детенышей-медвежат. (Слайд10)
Еще к одной составляющей музыкального занятия — игре на музыкальных инструментах можно тоже подойти, опираясь на гендерные особенности детей. Так, например, партию барабана логичней было бы отдать представителю сильного пола, а партию треугольника и колокольчика лучше доверить девочкам. (Слайд11) Если девочки и мальчики играют на одних и тех же инструментах, то хвалить и поощрять можно за разные проявления. Мальчиков — за решительность, точность, девочек — за легкость, тонкость исполнения. Гендерное различие можно выделить и в игре на музыкальных инструментах – ложки, барабаны, коробочки – для мальчиков. Бубны, колокольчики, треугольники – для девочек.
Театрализация Гендерный подход в работе с детьми необходимо учитывать с младшего возраста. Наиболее полно всё это используется при театрализации.
Дети младшего дошкольного возраста с радостью изображают в небольших сценках повадки животных, имитируя их движения и голоса. Педагоги распределяют роли для мальчиков и для девочек. Известно, что для мальчиков предлагаются такие роли, как Медведь, Волк, Ежик, Ворон, Старичок-Лесовичок, Кот и т. д. Для девочек же – роли Лисички-Сестрички, Бабочки, Белочки, Кошечки. (Слайд 12)
Неоценимую помощь в решении задач воспитания детей с учётом их гендерных особенностей оказывает народный фольклор (потешки, пестушки, дразнилки поговорки, народные игры) Даже в колыбельных песнях присутствует обращение не просто к маленькому ребенку, а к девочкам и мальчикам: «Гуркота, гуркота, а Митеньке дремота», «Моя доченька уснёт», «Спи, доченька маленька», «А баиньки, баиньки дочку маненьку», «Спи Ванюшка, спи родной», «Сынко, голубочек».
При этом очевидно, что в данных традициях был заложен глубокий смысл передачи гендерных ролей, которые по женской линии несли в себе терпимость, сдержанность, любовь и доброту, а по мужской – стойкость, мужество, ответственность и многое другое, о чем могли мечтать родители при рождении своего ребенка. (Слайд13) Овладению традиционными свойствами личности: мужественности – у мальчиков и женственности у девочек помогают и такие средства воздействия, как художественное слово (сказки, былины, стихи, рассказы, и элементы мужских и женских костюмов. (Слайд 14)
Важными, опорными моментами мужского воспитания для мальчиков старшего возраста являются патриотические праздники - «День Защитника Отечества», «День Победы», «День Независимости», «День Космонавтики», где дети знакомятся с историей Российского государства, его традициями и устоями.
Для девочек – «Международный женский день»,»День матери» где девочки учатся воспринимать внимание мальчиков, а мальчиков приучают оказывать им знаки внимания.
При проведении этих праздников дети показывают все свои умения, приобретенные знания и навыки внимательного отношения друг к другу.
Неоценима роль родителей в воспитании мальчиков и девочек. Большую помощь оказывают родители, являясь прямыми участниками проводимых праздников, развлечений. Папы, своим личным примером, показывают при выполнении заданий силу, мужественность, находчивость и т. д.
Мамы, бабушки – хозяйственность, мудрость, свое мастерство в рукоделии.
Программу детских праздников, развлечений, оживляют аттракционы, конкурсы на лучшую хозяйку, на умелого помощника. (Слайд15)
Родители и педагоги должны стремиться развить у детей, прежде всего положительное эмоциональное отношение к своему полу, чувство гордости за принадлежность к нему, соответствующие полу предпочтения и интересы; начальные качества мужественности и женственности и, конечно же, добрые взаимоотношения между мальчиками и девочками.
Вот так, развивая музыкальные способности детей, открывая им чудесный мир музыки, танца, театра, музыкальный руководитель может использовать свои знания о гендерном различии детей, помогая осознавать себя представителями того пола, к какому они принадлежат.
Подавая образцы настоящего мужского и женского поведения, мы создаем те условия, которые необходимы маленькому человеку для успешного социального развития; помогаем нынешним девочкам стать женственными, нежными, заботливыми, любящими матерями и женами, а мальчикам — порядочными, надежными мужьями, не боящимися ответственности, отцами, и настоящими защитниками Отечества (Слайд 16)
Литература
1. Абраменкова В. В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе // Вопросы психологии. 1987. № 5.
2. Градусова Л. В. Воспитание мужественности у мальчиков в игре // Воспитание детей в игре. М., 1993.
3. Ледовских Н. К. Педагогические условия полоролевого развития в старшем дошкольном возрасте. М., 1988.
4. Островская Л. Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника. М., 1987.
5. Репина Т. А. Роль половых психических особенностей в становлении личности ребенка // Как помочь ребенку войти в современный мир? / Под ред. Т. В. Антоновой. М. ,1995.
6. «Девочки и мальчики — два разных мира» В. Д. Еремеевой, Т. П. Хризман
7. https://ru.wikipedia.org/wiki Материал из Википедии — свободной энциклопедии
8. https://www.twirpx.com/file/17072/?rand=2318416
9. https://pedlib.ru/Books/6/0249/6_0249-1.shtml педагогическая библиотека.
10. www.grani.vspu.ru А. Н. Харчевникова Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург)
11. https://biblios.newgoo.net Библиотека