Долбнева Марина
Консультация «Об игре и игрушках»
▼ Скачать + Заказать документы
Взрослым кажется, что стоит обеспечить ребенка нужными игрушками, и он будет играть. На самом деле все гораздо сложнее: на первом месте стоят его знания и впечатления о мире, игровой опыт, свобода самовыражения, игровое взаимодействие со взрослыми и сверстниками, и лишь потом – посредник игровых действий – игрушка
Сегодня я не буду упоминать дидактические, развивающие, досуговые и прочие игрушки, которые также составляют развивающую предметно-игровую среду детства, но не определяют особенности собственно сюжетной игры, которую в разные периоды времени называли творческой, сюжетно-ролевой, а сейчас – самодеятельной игрой. Именно эта игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. На протяжении дошкольного возраста сюжетные игры претерпевают значительные изменения Сюжеты игр, отношения персонажей, игровые пространства усложняются. Соответственно должна изменяться и предметная среда игры, которая имеет достаточно четкую возрастную адресность.
Публикация «Консультация „Об игре и игрушках“» размещена в разделах
Ранний возраст (2-3 г.)
Игровое пространство. В раннем возрасте малыш воспроизводит знакомые действия взрослых, которые он видит и хочет осуществлять самостоятельно. Поэтому развивающей игровой средой для такого ребенка будут разные сюжетные игрушки и бытовая атрибутика к ним (посуда, мебель, одежда, наборы «магазин», «поликлиника»). Главное – чтобы все игровые предметы были знакомы ребенку по его непосредственному опыту: кастрюлька – чтобы варить суп, машинка – катать или возить игрушки, палочка – проверять горлышко. А вот что делают с весами или ракетой, малыш еще не знает. Такие игрушки оставим на потом.
Что делать взрослому? В первую очередь, «оживлять» игрушки и любые предметы, говорить с ребенком и с собой от их имени, устраивать разыгрывание разных сценок, побуждая ребенка к выполнению игровых действий, эмоционально поддерживать их, помогать развивать самостоятельные игровые действия.
Младший дошкольный возраст (3-4г.)
Игровое пространство. Предметная среда, по сути, остается той же, однако расширяется тематический спектр сюжетных игрушек, а также атрибутов для изображения различных знакомых детям профессий, так как в этом возрасте начинается становление ролевого поведения: принятие на себя какой-либо роли и деятельность от ее лица. Необходимо учитывать, что в этом возрасте игрушка чаще «запускает» и направляет игру. Обилие игрушек может иметь разрушительный для развития игры эффект, так как ребенок больше изучает возможности новых игрушек, экспериментирует с ними, чем использует для сюжетной игры.
Что делать взрослому? Помочь развить сюжет, предложить разнообразные игровые проблемные ситуации, выстроить из них последовательные цепочки, создавать смешные и забавные игровые сценки, в которые дети включаются эмоционально, просят их повторить или переигрывают и видоизменяют сами.
Средний дошкольный возраст (4-5 лет)
Игровое пространство. Это возраст бурного развития игровой деятельности. Сюжетные игрушки сохраняются, но их тематика уже неизмеримо расширяется, так как игры детей опираются уже не только на непосредственный, но и опосредованный опыт, почерпнутый из книг, мультфильмов и т. п. Большое значение приобретают различные атрибуты, которые позволяют ребенку почувствовать себя «в образе», принять на себя ту или иную роль. Важна не столько «реалистичность» или «обозначенность», сколько образность. Чтобы почувствовать себя бабочкой, ребенку не нужно прицеплять громоздкие крылья, достаточно накинуть на плечи яркий легкий платок и, удерживая концы руками, махать, как крыльями. Случайно найденный пузырек может вдохновить ребенка на роль доктора, а найденная в шкафу старая непритязательная юбочка (собранная на резинку ткань) «превратит» девочку в балерину…
Что делать взрослому? Дети в этот период охотно включают взрослого в свои игры, и его задача – практическая помощь в развитии диалогов.
Старший дошкольный возраст (5-6 лет)
Игровое пространство. Если ребенок владеет высшими формами развития сюжетной игры, значит, у него сформированы психические механизмы и мотивы перехода к учебной деятельности – залог успешного обучения в школе. К старшему дошкольному возрасту, дети предпочитают играть сами, взрослых в свою игру они пускают в исключительных случаях. Поэтому влияние на детскую игру будет уже большей частью косвенным: через расширение представлений детей и через организацию соответствующей предметно-игровой среды. В этом возрасте наблюдается довольно жесткий отказ от условно-образных игрушек – теперь ребенку нужна реалистичная игрушка, маленькая модель большого мира. Расширяются представления ребенка о мире, поэтому иметь соответствующие игрушки на все случаи жизни просто невозможно. Дети, которые в среднем дошкольном возрасте получили достаточный опыт замещения, начинают конструировать игрушки и игровые среды сами из подручных средств. Это особая линия развития игровой деятельности, которая достигает своего расцвета уже за пределами дошкольного возраста, у младших школьников, но истоки ее лежат (или, увы, не лежат) именно в дошкольном детстве.
Что делать взрослому? Обеспечить достаточное количество поделочных и бросовых материалов (пластилин, бумага, проволока, фольга, пенопласт и т. п.).
Играющий взрослый: учитель или партнер?
Выше говорилось о том, что следует добиваться усложнения игровых сюжетов, кроме того, любой педагог и родитель знает, что нужно пресекать «плохие» игры, ведь часто, оказавшись случайными свидетелями детской игры, мы вдруг обнаруживаем, какая же каша в голове у ребенка, и нашим естественным порывом бывает все объяснить, растолковать. Все это можно сделать по-разному – как убив игру на корню, так и дав ей новые перспективы развития. Существует безусловное правило: если дети играют увлеченно – никакие вмешательства недопустимы, все воспитательные воздействия оставляем на потом. Ребенку надо дать возможность прожить свою жизнь, а не ту, которую взрослый считает «правильной». Но и это «потом» должно быть предельно корректным. Нельзя вламываться во внутренний мир ребенка с фразой: «Вот я слышал, ты в прошлый раз играл.» – и дальше подвергать критике услышанное. Игра – это окошко в мир ребенка, он готов принять в свой мир партнера, соучастника, сочувствующего, но не критика. Иначе в следующий раз это окошко окажется наглухо закрытым. А что делать, если сюжет явно асоциальный или носит сексуально окрашенный характер? В своей игре ребенок осмысляет то, что видит вокруг. И раз уж подобная информация попала в головку ребенка, головка будет с ней что-то делать. Главное – не зафиксировать это содержание, не придать ему какую-то особую окраску. Поэтому от такой игры ребенка лучше всего просто отвлечь, переключив на что-то другое и не фиксируя ее содержание какими бы то ни было оценками.
Оказывать влияние на усложнение игры можно только одним способом – давая ребенку образцы и непосредственно включая его в подобную игру. Дать образец может только носитель соответствующей игровой культуры. Это может быть и старший ребенок, и хорошо играющий сверстник, и взрослый. Но – взрослый-партнер, а ни в коем случае не учитель!
Нужно ли бороться с «монстриками»?
Многих взрослых пугает интерес детей к агрессивным по внешнему виду игрушкам. Запрещать детям играть в такие игрушки бесполезно. Их можно просто игнорировать, спокойно объясняя, чем и почему они вам не нравятся. Разумеется, при этом нужно предлагать детям другие игрушки, но не просто предлагать, а – и это самое главное! – затевать с ними интересные игры. Ведь игрушка, как и любая вещь, значима для ребенка не сама по себе, а своими возможностями, эмоциональными связями с теми или иными ситуациями, людьми, играми. Если же ребенок продолжает отдавать предпочтение «монстрикам» – поиграйте с ним в эти игрушки. В развернувшейся игре могут более или менее открыто обнаружиться проблемы ребенка, объясняющие его предпочтения и привязанности. И тогда взрослому нужно будет подумать о том, как устранить эти причины, вместо того, чтобы бороться со следствиями. Потому что даже самый энергичный запрет не приведет к желаемому результату, а лишь прибавит «очарования» такой игрушке, вызовет повышенный интерес к ней и создаст прекрасные условия для активного социального экспериментирования ребенка (а как отреагируют взрослые).