Марина Борисовна
Консультация «Ребёнок развивается в игре»
▼ Скачать + Заказать документы
Ребёнок развивается в игре
Игровая деятельность – это «психический витамин, необходимый для здоровья ребёнка».
Детский врач и педагог Е. А. Аркин.
Игра сравнивается с зеркалом социального статуса ребёнка, его физического, психического и эмоционального состояния и развития. Свободная, естественная, инициируемая самим ребёнком самостоятельная игра – это показатель его зрелости, компетентности, культуры.
Публикация «Консультация „Ребёнок развивается в игре“» размещена в разделах
Ребёнок развивается в игре. Но вот как, когда, где, с кем и сколько, в какие игры он должен играть? Нужна ли ему при этом помощь взрослого, если да – то какая?
Иногда педагоги из самых лучших побуждений «активно» учат ребёнка игре, контролируют правильность и последовательность его действий, соответствие их «современным методическим рекомендациям», акцентируя внимание на «обучающем компоненте». В результате такого излишнего внимания и руководства игра для малыша становится просто скучной и неинтересной, ведь он и не подозревает о необходимости выполнения серьёзных образовательных программ!
Какие же условия нужны для того, чтобы дети сами стремились играть, а игры были разнообразными, помогали осваивать и познавать окружающий мир?
Одни специалисты считают, что необходимо создавать соответствующие условия именно в групповых помещениях. Другие полагают, что в группах для игры зачастую просто не хватает свободного пространства, «личной территории», неприкосновенности, что один ребёнок разрушает (не всегда преднамеренно) игровую среду, созданную другим. Даже каждодневная уборка игрушек на свои места может отбить у малыша интерес к игре со сложным сюжетом : ведь он только создал свою «среду», а воспитатель уже требует вернуть всё на свои места, так как близится приём пищи.
Мы смогли выделить достаточно комфортное, стационарное место для разных видов игр детей. Здесь можно сохранить создаваемую ими игровую среду, моделировать её содержание. Это мобильный игровой центр. Центр игры расположен так, что играющие дети находятся в поле зрения воспитателя.
Вот что центр даёт ребёнку :
- обеспечивает место и время для разнообразных игр, возможность выбора их тематики, содержания, игрового материала, партнёров по играм;
- создаёт условия для самостоятельной организации и длительного сохранения пространственно-предметной среды игры;
- даёт возможность свободного объединения со сверстниками по интересам, личному игровому опыту;
- помогает планировать, моделировать, последовательно развивать свою игру;
- предоставляет комфортные условия для коллективных игр разной динамики и содержания, позволяющие ребятам двигаться, снимать напряжение;
- играть с куклами и друг с другом в уютном уголке мягкой мебели.
В центре собраны игры, игрушки, игровые пособия и оборудование, соответствующие возрасту наших детей.
В нашей групповой комнате также имеются центры: логического развития, дидактических игр, театрализованной деятельности, изодеятельности, художественной литературы, центр ухода за растениями и проведения опытов, игровой комплекс «Коврограф Ларчик», многофункциональный куб.
Отведено место для занятий на детских тренажёрах, со спортивным оборудованием.
Не все дети и не всегда выбирают для проведения свободного времени именно игровой центр. Кто-то из них идёт рисовать, кого-то привлекают дидактические настольные игры. Большинство же детей чередуют свою деятельность.
Мы постоянно ведё м работу в игровом центре:
- подбор и комплектование игротеки;
- изготовление пособий, атрибутов;
- организуем поддержку в развитии тематики, сюжетов и содержания детских игр;
- сохраняем среду, придуманную детьми для своей игры;
- оказываем компетентную поддержку играющим детям;
- обеспечиваем необходимую комфортность и безопасность игры;
- проводим санитарно-гигиеническую обработку игрушек, игрового оборудования.
Мы принимаем активное участие в организации игр, особенно с малышами. Наблюдаем за играми старших детей, стараемся вовлечь в иргу малоактивных, стеснительных детей.
Зная, что для полноценного развития детей нужны разнообразные виды игр, мы наблюдаем за тем, какие именно игры и как часто выбирают разные дети, стараемся ненавязчиво обучить правилам и способам игрового действия, взаимодействия в тех видах игр, которые не привлекают внимания ребят. Особое значение придаём характеру взаимодействия между играющими детьми, их эмоциональным проявлениям. Отмечаем деструктивные элементы в поведении ребёнка.
Мы считаем, что эмоционально-положительное отношение воспитателя к содержанию и характеру игры является эталонным, оценивающим для детей. Его интерес к событиям, происходящим в центре, к играм, которые выбирают дети, к проблемам, которые при этом возникают, стимулирует как поступательное движение самой игры, так и общее развитие воспитанников.
Мы формируем положительный образ Человека Играющего, получающего удовольствие от игровых действий, умеющего принимать игровую позицию, согласовывать свои действия с партнёрами, действовать и взаимодействовать, общаться в контексте выбранной роли (не обязательно главной, решать спорные вопросы.