Людмила Иванова
Консультация «Развитие диалогической речи дошкольников в игре»
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие диалогической речи дошкольников в игре»
Цель и задачи развития диалогической речи детей
Основная цель работы по развитию диалогической речи у детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы научить их пользоваться диалогом как формой общения
Правила ведения диалога :
—соблюдать очередность в разговоре;
—выслушивать собеседника, не перебивая;
—поддерживать общую тему разговора, не отвлекаться от нее;
Публикация «Консультация „Развитие диалогической речи дошкольников в игре“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
—проявлять уважение и внимание к собеседнику, слушая, смотреть ему в глаза или в лицо;
—не говорить с полным ртом;
—говорить спокойно, с умеренной громкостью, доброжелательным тоном;
—использовать литературную лексику;
—строить свое высказывание так, чтобы не обидеть собеседника и чтобы оно было понятно ему.
Овладевая родным языком, ребенок должен усвоить многообразие формул и выражений речевого этикета в типичных, распространенных ситуациях общения. Исходя из этого, можно выделить еще одну группу задач по формированию детского диалога :
— ознакомление с правилами речевого этикета, их назначением;
- формирование умений ориентироваться в разнообразных ситуациях общения, усвоение вариативных формул речевого этике-га, обслуживающих эти ситуации, осознанное их использование в соответствии с обстоятельствами и задачами общения.
Таким образом, психолингвистический анализ диалога позволяет выделить три взаимосвязанные и взаимодополняющие группы задач по формированию речевых и социально-этических умений, позволяющих овладеть диалогической речью :
1) формировать умения пользоваться различными единицами диалога в соответствии с их функциональным назначением;
2) способствовать усвоению основных правил ведения диалога, его культуры;
3)обучать дошкольников правилам речевого этикета.
вопросительными словами местоимениями ситуацией общения - в общей беседе говорить по очереди
Сообщение -реакция на сообщение Умение сообщать собеседникам: - свое мнение, точку зрения; - новые факты; впечатления, события; - изменившиеся представления; - о выполнении обещания, сделанном; - о желаниях; намерениях; - о своих чувствах и переживаниях и т. п. Умение толерантно реагировать на сообщения, выражать вежливо: - согласие (несогласие); - удивление; - возражение; - добавление; - разъяснение и т. д. Умение: - сообщать о чем-либо, избегая нескромности и хвастливости; - быть сдержанным при высказывании своих чувств; - избегать категоричности в суждениях; - проявлять толерантность к другому мнению; - обмениваясь мнениями, давать возможность высказываться всем собеседниками
Побуждение -реакция на побуждение Умение вежливо выражать в общении со сверстниками и взрослыми: - побуждения к какому-либо действию; - просьбы, советы; - предложения; - приглашения Умение в социально принятых формах выражать готовность к выполнению побуждения или отказываться от выполнения Пользоваться средствами речевого этикета при выражении побуждений и реакций на побуждение
Использование игр
Игры можно включать не только в занятия и в совместную деятельность воспитателя с детьми, но и в самостоятельную деятельность детей.
К источникам речевого подражания относятся: речь окружающих людей, художественная литература, кукольные и игровые спектакли, фильмы.
Особая роль в этой работе отводится художественной литературе, поскольку встречи с ней ежедневны, а методы приобщения к литературным произведениям содействуют не только восприятию форм диалога, но и их воспроизведению.
Например, читая по ролям потешку про зайца или стихотворения С.
Маршака «Кузнец», Б. Брехта «Зимний разговор через форточку» и др., дошкольники усваивают разные формы реплик из диалогической пары побуждение — реакция на побуждение:
—Ну-ка, зайка, поскачи-поскачи!
—Отчего не поскакать? Поскачу!
—Лапкой, зайка, постучи-постучи!
—Отчего не постучать? Постучу!
В этом шутливом диалоге дети учатся добродушно реагировать на побуждения. В других стихотворных текстах дошкольники заимствуют вежливые формы побуждений:
—Комары, комары! Вы уж будьте так добры, Не кусайте вы меня столько раз средь бела дня.
—Мы и так к тебе добры, но на то мы комары. А кусаем мы тебя хоть до крови, но любя.
Интересными для обыгрывания детьми являются коротенькие фольклорные миниатюры. Тонкий юмор этих произведений раскрывается перед детьми в ходе подготовки небольших театральных этюдов, и они с удовольствием показывают друг другу и малышам сценки по мотивам этих миниатюр. Вот примеры таких произведений: Вопрос - ответ Сообщение - реакция на сообщение Побуждение - реакция на побуждение
ТЫ пирог съел? Мог, не я! Л вкусный был? Очень - Я медведя поймал! - Так веди сюда. - Не идет. - Так сам иди. - Да он меня не пускает - Егор-Егор, укажи свой двор! - А вот мой двор, голубой забор
Где ты, брат Иван? В горнице. Л что делаешь? Помогаю Петру. Л Петр что делает? Да на печи лежит - Я хочу гулять. - Одевайся теплее, там холодно. - Я буду кататься на коньках, не замерзну - Тит, поди молотить. - Брюхо болит. - Тит, поди кисель есть. - Где моя большая ложка?
Заимствование детьми форм диалогического взаимодействия происходит также в дидактических и подвижных играх с готовыми диалогическими текстами. В них дети воспроизводят наизусть готовые реплики различных видов и осваивают разные диалогические единства :
единство реплик вопрос — ответ содержится в дидактических играх: «Почта», «Маковое зернышко», «Фанты», «Вот так»; и в подвижных играх: «Король», «Коршун», «Лиски», «Краски», «Птицы» и т. д. ;
- взаимосвязь реплик сообщение — реакция на сообщение присутствует в играх: «Садовник», «Как у тетушки Ирины», «Колпачок», "Пчелки и ласточки», «Фокины дети», «А мы просо сеяли» и т. д. ;
- реплики из пары побуждение —реакция на побуждение представ-
лены в словесных играх: «Передай письмо», «Вежливые поиски», «Волшебный ключ»; и в подвижных играх: «Змея», «Волк», «Яша», «Хлоп-
хлоп, убегай!», «Барашек», «Стадо» и др.
Воспроизведение готовых литературных диалогов помогает детям осваивать не только формы диалогических реплик, вопросительную, повествовательную и побудительную интонации, но и приучает выполнять основные правила диалога : очередность, поддержание и развитие темы разговора.
На втором этапе задача обучения диалогической речи усложняется. Для этого используются игры, в которых дошкольники оперируют не только заученными (репродуктивными) репликами, но и самостоятельно построенными (продуктивными). Такие виды театральных игр, как пересказ по ролям, инсценирование прозаических литературных произведений и режиссерские игры по мотивам произведений, используются для постепенного перевода детей от использования готовых реплик к построению своих.
На третьем этапе используются игры, которые должны побуждать детей к самостоятельному построению диалогических реплик. Это словесные игры без готовых текстов, телефонные игры-импровизации, творческие виды игр (театральные и режиссерские игры по придуманными сюжетами). Особую роль играют словесные игры, поскольку они позволяют педагогу направлять речевое поведение детей на создание тех или иных реплик.
Закрепление умений детей задавать вопросы и отвечать на них происходит в таких играх, как «Да и нет», «Вопросы с подсказкой», «Запрещенные слова», «Смешинка», «Турнир знатоков», «Ты мне - я тебе». Участие в подобных играх требует от дошкольников усилия мысли, памяти, активизации знаний детей о предметах, природе, родном городе и т. п