Лучший педагог года

Консультация «Развитие диалогической речи дошкольников в игре»

Людмила Иванова
Консультация «Развитие диалогической речи дошкольников в игре»
▼ Скачать + Заказать документы

«Развитие диалогической речи дошкольников в игре»

Цель и задачи развития диалогической речи детей

Основная цель работы по развитию диалогической речи у детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы научить их пользоваться диалогом как формой общения

Правила ведения диалога :

—соблюдать очередность в разговоре;

—выслушивать собеседника, не перебивая;

—поддерживать общую тему разговора, не отвлекаться от нее;

Публикация «Консультация „Развитие диалогической речи дошкольников в игре“» размещена в разделах

—проявлять уважение и внимание к собеседнику, слушая, смотреть ему в глаза или в лицо;

—не говорить с полным ртом;

—говорить спокойно, с умеренной громкостью, доброжелательным тоном;

—использовать литературную лексику;

—строить свое высказывание так, чтобы не обидеть собеседника и чтобы оно было понятно ему.

Овладевая родным языком, ребенок должен усвоить многообразие формул и выражений речевого этикета в типичных, распространенных ситуациях общения. Исходя из этого, можно выделить еще одну группу задач по формированию детского диалога :

— ознакомление с правилами речевого этикета, их назначением;

- формирование умений ориентироваться в разнообразных ситуациях общения, усвоение вариативных формул речевого этике-га, обслуживающих эти ситуации, осознанное их использование в соответствии с обстоятельствами и задачами общения.

Таким образом, психолингвистический анализ диалога позволяет выделить три взаимосвязанные и взаимодополняющие группы задач по формированию речевых и социально-этических умений, позволяющих овладеть диалогической речью :

1) формировать умения пользоваться различными единицами диалога в соответствии с их функциональным назначением;

2) способствовать усвоению основных правил ведения диалога, его культуры;

3)обучать дошкольников правилам речевого этикета.

вопросительными словами местоимениями ситуацией общения - в общей беседе говорить по очереди

Сообщение -реакция на сообщение Умение сообщать собеседникам: - свое мнение, точку зрения; - новые факты; впечатления, события; - изменившиеся представления; - о выполнении обещания, сделанном; - о желаниях; намерениях; - о своих чувствах и переживаниях и т. п. Умение толерантно реагировать на сообщения, выражать вежливо: - согласие (несогласие); - удивление; - возражение; - добавление; - разъяснение и т. д. Умение: - сообщать о чем-либо, избегая нескромности и хвастливости; - быть сдержанным при высказывании своих чувств; - избегать категоричности в суждениях; - проявлять толерантность к другому мнению; - обмениваясь мнениями, давать возможность высказываться всем собеседниками

Побуждение -реакция на побуждение Умение вежливо выражать в общении со сверстниками и взрослыми: - побуждения к какому-либо действию; - просьбы, советы; - предложения; - приглашения Умение в социально принятых формах выражать готовность к выполнению побуждения или отказываться от выполнения Пользоваться средствами речевого этикета при выражении побуждений и реакций на побуждение

Использование игр

Игры можно включать не только в занятия и в совместную деятельность воспитателя с детьми, но и в самостоятельную деятельность детей.

К источникам речевого подражания относятся: речь окружающих людей, художественная литература, кукольные и игровые спектакли, фильмы.

Особая роль в этой работе отводится художественной литературе, поскольку встречи с ней ежедневны, а методы приобщения к литературным произведениям содействуют не только восприятию форм диалога, но и их воспроизведению.

Например, читая по ролям потешку про зайца или стихотворения С.

Маршака «Кузнец», Б. Брехта «Зимний разговор через форточку» и др., дошкольники усваивают разные формы реплик из диалогической пары побуждение — реакция на побуждение:

—Ну-ка, зайка, поскачи-поскачи!

—Отчего не поскакать? Поскачу!

—Лапкой, зайка, постучи-постучи!

—Отчего не постучать? Постучу!

В этом шутливом диалоге дети учатся добродушно реагировать на побуждения. В других стихотворных текстах дошкольники заимствуют вежливые формы побуждений:

—Комары, комары! Вы уж будьте так добры, Не кусайте вы меня столько раз средь бела дня.

—Мы и так к тебе добры, но на то мы комары. А кусаем мы тебя хоть до крови, но любя.

Интересными для обыгрывания детьми являются коротенькие фольклорные миниатюры. Тонкий юмор этих произведений раскрывается перед детьми в ходе подготовки небольших театральных этюдов, и они с удовольствием показывают друг другу и малышам сценки по мотивам этих миниатюр. Вот примеры таких произведений: Вопрос - ответ Сообщение - реакция на сообщение Побуждение - реакция на побуждение

ТЫ пирог съел? Мог, не я! Л вкусный был? Очень - Я медведя поймал! - Так веди сюда. - Не идет. - Так сам иди. - Да он меня не пускает - Егор-Егор, укажи свой двор! - А вот мой двор, голубой забор

Где ты, брат Иван? В горнице. Л что делаешь? Помогаю Петру. Л Петр что делает? Да на печи лежит - Я хочу гулять. - Одевайся теплее, там холодно. - Я буду кататься на коньках, не замерзну - Тит, поди молотить. - Брюхо болит. - Тит, поди кисель есть. - Где моя большая ложка?

Заимствование детьми форм диалогического взаимодействия происходит также в дидактических и подвижных играх с готовыми диалогическими текстами. В них дети воспроизводят наизусть готовые реплики различных видов и осваивают разные диалогические единства :

единство реплик вопрос — ответ содержится в дидактических играх: «Почта», «Маковое зернышко», «Фанты», «Вот так»; и в подвижных играх: «Король», «Коршун», «Лиски», «Краски», «Птицы» и т. д. ;

- взаимосвязь реплик сообщение — реакция на сообщение присутствует в играх: «Садовник», «Как у тетушки Ирины», «Колпачок», "Пчелки и ласточки», «Фокины дети», «А мы просо сеяли» и т. д. ;

- реплики из пары побуждение —реакция на побуждение представ-

лены в словесных играх: «Передай письмо», «Вежливые поиски», «Волшебный ключ»; и в подвижных играх: «Змея», «Волк», «Яша», «Хлоп-

хлоп, убегай!», «Барашек», «Стадо» и др.

Воспроизведение готовых литературных диалогов помогает детям осваивать не только формы диалогических реплик, вопросительную, повествовательную и побудительную интонации, но и приучает выполнять основные правила диалога : очередность, поддержание и развитие темы разговора.

На втором этапе задача обучения диалогической речи усложняется. Для этого используются игры, в которых дошкольники оперируют не только заученными (репродуктивными) репликами, но и самостоятельно построенными (продуктивными). Такие виды театральных игр, как пересказ по ролям, инсценирование прозаических литературных произведений и режиссерские игры по мотивам произведений, используются для постепенного перевода детей от использования готовых реплик к построению своих.

На третьем этапе используются игры, которые должны побуждать детей к самостоятельному построению диалогических реплик. Это словесные игры без готовых текстов, телефонные игры-импровизации, творческие виды игр (театральные и режиссерские игры по придуманными сюжетами). Особую роль играют словесные игры, поскольку они позволяют педагогу направлять речевое поведение детей на создание тех или иных реплик.

Закрепление умений детей задавать вопросы и отвечать на них происходит в таких играх, как «Да и нет», «Вопросы с подсказкой», «Запрещенные слова», «Смешинка», «Турнир знатоков», «Ты мне - я тебе». Участие в подобных играх требует от дошкольников усилия мысли, памяти, активизации знаний детей о предметах, природе, родном городе и т. п

Публикации по теме:

Развитие диалогической и монологической речи детей старшего дошкольного возраста «Развитие диалогической и монологической речи детей старшего дошкольного возраста» В диалогической речи развиваются умения необходимые.

Развитие диалогической речи в разных видах деятельности «Развитие диалогической речи в разных видах деятельности» 1. Разговор с детьми – основной путь формирования диалогической речи. 2. Беседа.

Консультация для педагогов «Развитие диалогической речи детей с ОНР. Дидактические игры и приемы» Проблема формирования связной диалогической речи детей остается одной из актуальных, поскольку речь, являясь средством общения и орудием.

Консультация для воспитателей «Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста» Целью работы педагога по развитию речи детей дошкольного возраста яв-ляется становление начальной коммуникативной компетентности ребен-ка.

Курсовая работа «Развитие диалогической речи младшего дошкольного возраста» КУРСОВАЯ РАБОТА По дисциплине МДК 03.02 «Теория и методика развития речи у детей» На тему: Развитие диалогической речи детей младшего дошкольного.

Обобщение опыта работы на творческой площадке «Развитие диалогической речи у детей младших дошкольников» 1. Семененко Юлия Андреевна окончила Орский педагогический колледж по специальности «Дошкольное образование». Опыт работы воспитателем 10лет.

Проект Развитие диалогической речи детей с ОНР посредством элементов театрализованной деятельности Актуальность работы Заключается в том, что театрализованная деятельность помогает решать одну из важнейших задач развития речи, развитие.

Консультация «Развитие диалогической речи дошкольников» Значение речи в жизни человека сложно переоценить. И очень горько, когда замечаешь у детей большие сложности с овладением ею. Напомним,.

Консультация «Развитие речи дошкольников в игре» Речь является одним из важных источников познания окружающего мира, необходимым компонентом общения, в процессе которого она формируется.

Консультация для педагогов «Развитие диалогической речи в общении, игры» Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в работе с детьми по развитию диалогической речи. Задачи: 1. Освежить знания педагогов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Развитие диалогической речи дошкольников в игре»
Опубликовано: 21 октября 2019 в 07:46
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Развитие диалогической речи дошкольников в игре»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Иванова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД