Оксана Миляева
О согласовании существительных с числительными в речи старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«О согласовании существительных с числительными в речи старших дошкольников»
(дидактические игры и упражнения)
Дошкольники 5 – 6 лет часто допускают ошибки при согласовании числительных с существительными. Эти понятия и правила согласования трудно усваиваются, поэтому должны отрабатываться ежедневно и повсеместно (на занятиях, в играх, на прогулке и так далее). С дошкольниками с ОНР важно проводить такие игровые задания на хорошо знакомом материале, тем самым – закрепляя ранее усвоенные понятия.
Публикация «О согласовании существительных с числительными в речи старших дошкольников» размещена в разделах
«Много КОГО?/ЧЕГО?»
Каждому ребё нку предлагают ответить на вопрос:
- В доме живёт много КОГО? (людей, жильцов)
- В доме большом много ЧЕГО? (окон, подъездов, дверей, квартир)
- В зоопарке много КОГО? (животных, обезьян, зверей).
- В море много КОГО? (рыб, дельфинов, акул, медуз).
- В море много ЧЕГО (камней, воды, водорослей)
- На дереве много КОГО (птиц, воробьёв, муравьёв)
- На дереве много ЧЕГО? (веток, листьев, гнёзд)
- В конюшне много…КОГО? (коней, лошадей, жеребят)
- В конюшне много ЧЕГО? (сена, места, загонов)
-В курятнике много КОГО? (кур, петухов, цыплят)
-В курятнике много ЧЕГО? (зерна, перьев, гнёзд)
-В лесу много КОГО? (зайцев, животных, ежей)
- В лесу много ЧЕГО? (грибов, ягод, деревьев, травы)
Отвечая на эти вопросы, дети закрепляют разницу между словами КТО – ЧТО (КОГО – ЧЕГО)- дифференцировать «живое – неживое», учатся отрабатывать форму существительных во множественном числе и родительном падеже, тренируют мышление, память, внимание.
«Числа 2 и 5 могут слова изменять!»
Педагог (логопед, воспитатель) : «Сейчас мы будем считать и отвечать на вопрос «СКОЛЬКО?».Мы увидим, как меняются слова, когда «встанут» рядом с числом «2» и «5».»
Считают мальчиков, девочек, кукол и другие предметы, при этом педагог утрированно произносит окончания слов (например - один мальчиК, два мальчиКА, три мальчиКА, четыре мальчиКА, пять мальчиКОВ).
«Считаем по – новому или «Кто самый внимательный?»»
Эта дидактическая игра позволяет тренировать зрительную память, мышление, активизировать словообразование, закрепляет математические понятия, навык счёта. Перед детьми находятся несколько одинаковых предметов (матрёшек, кубиков, мячиков, пуговиц) – но не более семи – десяти штук. Сперва считают, сколько всего предметов, затем дети закрывают глаза, а в это время педагог убирает несколько предметов. Дети должны ответить – сколько предметов было вначале, сколько убрали, сколько осталось ( например: было пять кубиКОВ, убрали два кубиКА, осталось три кубиКА). Педагог утрированно произносит окончания изменяющихся существительных, добивается правильных ответов.
«Математическая зарядка»
На доске изображены последовательно предметы, например: на первой строке – 1 гриб; на второй – 2 цветка; на третьей – 3 бабочки; на четвёртой – 4 яблока; на пятой – 5 зонтов… Задача этой подвижно-дидактической игры в том, чтобы – сосчитать предметы (например «одна бабочКа, две бабочКи, три бабочКИ»), а затем рядом поместить соответствующую цифру (например 3). Когда на всех строках будут расположены цифры, приступают к следующему этапу – необходимо выполнить гимнастические упражнения столько раз, сколько названных предметов, изображённых на доске ( например: присесть в соответствии с количеством зонтов, наклоны в сторону - в соответствии с количеством цветков). Дети обязательно должны проговаривать словосочетание «числительное + существительное».
«Хочу узнать уже давно: ОДИН, ОДНА? или ОДНО?»
Это игровое задание поможет детям лучше понять принцип изменения числительного «один», а точнее – его окончания в зависимости от рода существительного. Здесь важно обратить внимание на то, что количество предметов одинаковое, а слово меняется: при демонстрации куклы мы говорим «ОДНА кукла», при показе гриба – «ОДИН гриб», при демонстрации яблока – «ОДНО яблоко». Отработать этот речевой материал можно на разнообразных предметах и игрушках, можно давать фишки за правильные – безошибочные ответы, в конце подсчитать количество фишек и выбрать победителя.
«Попрошу вас не зевать! Про что же я хочу сказать?»
Эта игра помогает детям развивать слуховое внимание, зрительное восприятие, логику и навык словообразования. Детям демонстрируется предмет или картина ( например: игрушка «КОТ» или пейзаж «Летняя полянка»). Педагог начинает предложение, ребёнок заканчивает ( например: «У кота ОДНА….- голова, мордочка», «У кота ДВА---уха, глаза. ; на полянке ТРИ…- василька, бабочки; на полянке ДВА…- зайчика; на полянке ДВЕ - … белочки, пчёлки;.). Здесь можно также с помощью фишек определить победителя – самого внимательного игрока.
«Чего не хватает?»
Аналог игры «Рассеянный художник». В этой игре дети должны не только выделить несоответствие в изображении знакомых предметов, но и в ответе правильно согласовать числительное с существительным, отвечая на вопрос «ЧЕГО не хватает?» (карточки с изображением пары предметов/объектов). Например: на одной картинке у кошки не хватает «ДВУХ ЛАП», на другой – «ОДНОГО УХА», у божьей коровки – «ТРЁХ ТОЧЕК, у котёнка – «ОДНОЙ ПОЛОСКИ».
«Сосчитай – ка!»
В этой игре необходимо напомнить детям, что слова "рядом" с числительными немного изменяются. Каждому ребёнку предлагается карточка с изображением нескольких одинаковых предметов, либо карточка с тремя полями, где в одном поле несколько предметов (существительные) женского рода, во втором несколько предметов (существительные) мужского рода, в третьей – (существительные) среднего рода. Ребёнок считает предметы, особое внимание уделяется согласованию числительных с существительными, уделяется внимание изменению окончаний существительных. За каждый верный ответ ребёнок получает фишку, выигрывает тот, у кого наибольшее количество фишек.
«А что у тебя?»
Дети выбирают себе карточки (они лежат вниз изображением). Должны ответить на вопрос «А что у тебя?», сосчитав предварительно изображённые предметы, ответ – предложение должен начинаться со слов «У меня …. на тарелке пять слив;…в аквариуме три рыбки;…в кошельке пять монет;). В этой игре совершенствуем навык словообразования, счёта, закрепляем умение согласовывать существительные с числительными и составлять предложения.
«Поможем Незнайке»
Педагог (логопед) зачитывает «записки от Незнайки», просит детей исправить ошибки и сказать правильно. Например:
- Купить, мама, торт, одно.. (мама купила / купит один торт)
-Бабушка, приехать, неделя, один, через (бабушка приедет через одну неделю)
- Ученик, взять, книга, пять (ученик взял пять книг)
- Серёжа, слепить, снеговик, одна (Серёжа слепил одного снеговика)
- Кошка, у, котята, пять (у кошки пять котят)
- Пират, у, два, сундук (у пирата два сундука)
- Аня, у, косичка, два (у Ани две косички)
«Курочка и цыплята»
(авторская разработка)
В этой подвижной игре «Курочка» никак не может сосчитать и собрать своих цыплят. Выбирается ловящий – «Курочка», остальные дети – «цыплята». Сперва все стоят в кругу, ловящий – в центре, и, загибая поочерёдно пальчики, произносят вместе с педагогом:
-Разбежались цыплятки – разбежались ребятки! (сжать – разжать кулачки)
ПРАВАЯ РУКА
- Один (Первый) – на полянке (загнуть мизинец)
- Два (второй)– за банькой (безымянный палец)
- Три (третий)– за кусточком (средний)
- Четыре (четвёртый) – за бочкой (указательный)
- А (пятый) на кочке – это пять (большой)
- Ох, как трудно их считать! (круговые движения кулачком)
ЛЕВАЯ РУКА
- Шесть (шестой) – на опушке (мизинец)
- Семь (седьмой)- в избушке (безымянный палец)
-Восемь (восьмой) – на печке (средний)
- Девять (девятый)– у речки (указательный)
- Десять (десятый)– прыгнул на кровать (большой)
- Тяжело цыплят считать! (круговые движения кулачком)
Когда счёт заканчивается – «цыплята» разбегаются, а «Курочка» их ловит/осаливает (пойманный – «замирает»).
Таким образом – закрепляется счёт до десяти, работают мышцы кистей рук, развивается координация движений и соответствие их проговариваемому тексту, работают мышцы общей моторики, улучшается общий эмоциональный фон.