Татьяна Петровна Иванова
Консультация для родителей «Нужно ли готовить дошкольника к обучению грамоте?»
▼ Скачать +Заказ
Нужно ли готовить дошкольника к обучению грамоте?
Не одно десятилетие педагоги задают себе этот вопрос. В разные исторические периоды методы обучения грамоте в русской школе менялись. Самым древним является буквенный метод, суть которого сводилась к запоминанию буквы с её названием и начертанием. Буквенный метод впоследствии сменился слоговым и был предложен русским классиком и педагогом Львом Николаевичем Толстым. Метод по сути был слогослуховым и за единицу грамоты был принят слог. В тридцатые годы двадцатого века отечественная методика использовала метод целых слов, а чуть позже применялся звуковой метод, основанный на анализе звучащей речи. Но не все эти методы были совершенны. Давайте вспомним, что сейчас предъявляет современная школа к будущим школьникам. Это, прежде всего: сформированный фонематический слух, умение членить слова на слоги, умение членить простые предложения на слова, умение составлять предложения из 3-5 слов, умение составлять рассказ по серии картинок. Если посмотреть в суть проблемы, то современный дошкольник, который идёт в школу, должен обладать специальными речевыми умениями, а именно:
Публикация «Консультация для родителей „Нужно ли готовить дошкольника к обучению грамоте?“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Консультации
- Темочки
1. Владение аналитико-синтетическими операциями с языковыми единицами, то есть уметь анализировать и синтезировать;
2. Наличие представлений об основных единицах языка, таких как: звук, слог, слово, предложение, текст;
3. Высокий уровень сформированности фонематического слуха и фонематического восприятия.
Опыт показывает, что дети, у которых сформированы вышеперечисленные специальные речевые умения, успешно овладевают грамотой и остальными учебными дисциплинами. Сразу возникает следующий вопрос: «Что формировать и как грамотно сформировать специальные речевые умения?». Современный метод обучения грамоте – звуковой аналитико-синтетический и основан на связи устной и письменной речи. Ребёнка старшего дошкольного возраста необходимо учить анализировать звуковой состав слова, чтобы впоследствии он различал такие понятия, как «звук» и «буква» («Звуки мы слышим и говорим, буквы мы видим и пишем»); учить анализировать слоговую структуру слова, так как основной единицей чтения является слог; учить анализировать словесный состав предложения для того, чтобы в дальнейшем ребёнок правильно записывал предложение.
Понятие «Звук»
Дошкольник может овладеть следующими характеристиками понятия «звук».
1. Звуки бывают гласные и согласные (Гласные звуки состоят из голоса, воздушная струя при их произнесении проходит свободно. Согласные звуки состоят из шума и голоса, воздушная струя при их произнесении встречает преграду в ротовой полости). Для формирования этого понятия активно используется метод моделирования. Гласный звук – красная фишка, согласный звук – жёлтая. На этом этапе ребёнок будет учиться чтению со зрительной на гласный звук.
2. Согласные звуки бывают твёрдые и мягкие (Твёрдость и мягкость различается по степени подъёма языка. При произнесении твёрдых согласных язык прямой, при произнесении мягких согласных язык «горочкой»). Для обозначения твёрдых согласных используется синяя фишка, для обозначения мягких согласных – зелёная.
3. Согласные звуки бывают звонкие и глухие (Звонкость и глухость определяется работой голосовых связок. При произнесении звонких согласных они работают, а при произнесении глухих согласных – нет). Определить звонкость/глухость звука можно с помощью тактильно-вибрационного контроля. Усвоение ребёнком дифференциации понятий «звонкость/глухость» в дальнейшем помогает ему успешно освоить звуко-буквенный анализ слова.
Понятие «Слог»
Способом деления слова на слоги старший дошкольник овладевает самостоятельно. Выделяют 2 способа деления слова на слоги: послоговое проговаривание (сопровождается движением руки) и использование односложных слов. Мы должны помнить, что обращение к слоговой структуре слова помогает ребёнку в дальнейшем успешно овладеть механизмами письма и чтения. Допустимо дать первичное представление ребёнку, что слогов в слове столько, сколько гласных звуков.
Понятие «Слово»
Дошкольник вполне может овладеть такими признаками слова, как:
1. Номинативность, то есть каждое слово всегда имеет определённое значение;
2. Звуковой состав слова, то есть слово состоит из звуков;
3. Синонимия/антонимия, то есть слова могут быть близкими и далёкими по своему значению.
В современной методике применяется большое количество игр по формированию этих признаков (отгадывание загадок, договаривание слов, выделение слова в потоке речи, игры на классификацию, обобщение, и так далее). При формировании этих признаков дети, в первую очередь, учатся сопоставлять слова с их лексическим значением.
Некоторые методисты спорят: «Нужно ли учить ребёнка в дошкольном возрасте определять ударение в слове или нет?». Я считаю, что ребёнок старшего дошкольного возраста может овладеть этим умением. Педагогу необходимо выделять ударный гласный с помощью голоса. Вводя понятие «ударение», педагог «готовит почву» для успешного овладения звуко-буквенным анализом в младшем школьном возрасте.
Понятие «Предложение»
Не надо полагать, что ребёнок – это неразумное существо. Ребёнок многое может и педагогу, в первую очередь, необходимо опираться на «зону ближайшего развития», описанную Львом Семёновичем Выготским. Дошкольнику вполне доступно осознание и понимание основных характеристик предложения. Это:
1. Предложение выражает законченную мысль.
2. Первое слово в предложении пишется с большой буквы.
3. Имена людей, клички животных пишутся с большой буквы.
4. Предложение состоит из слов, которые отделяются друг от друга.
5. В конце предложения всегда ставится знак, указывающий на то, что предложение закончено.
При формировании представлений о характеристиках предложения активно используются графические схемы, которые понимаются детьми.
Понятие «Текст/Рассказ»
При успешном освоении понятия «предложение» дети без особых проблем усваивают понятие «текст/рассказ». Текст – это, прежде всего, совокупность нескольких предложений, объединённых одной темой. При этом внимание дошкольников фиксируется на таких вопросах, как: «О чём говорится в тексте?», «Что об этом говорится?».
Давайте вернё мся к нашему вопросу: «Так нужно ли готовить дошкольника к обучению грамоте или нет?». Конечно, необходимо готовить дошкольника к обучению грамоте. Но эта подготовка должна заключаться не в тупом повторении букв, а в целенаправленном формировании у ребёнка специальных речевых умений, которых говорилось выше. Нужно также иметь в виду, что дошкольная подготовка имеет свои отличительные признаки от школьного обучения. Это, прежде всего:
1. Подготовка к обучению грамоте предполагает формирование готовности к овладению графикой, которая имеет свои характерные особенности, а школьное обучение предполагает овладение графикой и подготовку к овладению орфографией.
2. На этапе дошкольной подготовки порядок знакомства с буквами определяется степенью сложности артикуляции звука, которая обозначается данной буквой, то есть в основе лежит принцип речевого онтогенеза (более простые по артикуляции звуки появляются в речи раньше, более сложные – позже). На этапе школьного обучения порядок знакомства с буквами определяется частотностью буквы в языке.
3. На этапе подготовки к обучению грамоте у ребёнка формируется представление об основных единицах речи (звук, слог, слово, предложение, текст, а при школьном обучении происходит формирование понятия «язык» как системы.