Наталья Кузнецова
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы
«ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ НА ЭТАПЕ ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»
Кузнецова Н. А., старший воспитатель МБОУ Петровская средняя общеобразовательная школа имени Героя РФ Д. В. Межуева Наро-Фоминского городского округа
Слайд 2
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях образовательной организации» размещена в разделах
В майских Указах 2018 года Президент РФ В. В. Путин обозначил главную задачу дошкольного образования следующим образом : «Воспитание гармонично развитой и социально-ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций».
Слайд 3
А в Федеральном законе РФ «Об образовании» приоритетной задачей системы образования в целом стоит задача «Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к своей Родине - России, уважение к государственным символам, почитание народных традиций, нетерпимости к любым антиконституционным и антиобщественным проявлениям».
Слайд 4
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. В течение последних десятилетий радикально переосмыслено само понятие патриотического воспитания дошкольников, его содержание, цели и задачи. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. В. П. Астафьев писал: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина – он еще не сирота. Все проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда – никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине…».
Воспитание гражданина, любящего свое Отечество, испытывающего чувство гордости за свою страну – одна из наиболее важных задач сегодня.
Слайд 5
Что же такое «патриотизм»?
Патриотизм – сложное человеческое чувство. Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите С. И. Ожегов определял патриотизм, как «…преданность и любовь к своему отечеству и своему народу». В работе с детьми дошкольного возраста мы определяем патриотизм как любовь к родным и близким людям, к детскому саду, к родному городу и к родной стране. Очень важно еще до школы сформировать у детей первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, пробудить интерес к ее изучению в будущем.
Слайд 6
Цель патриотического воспитания – развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становления граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечение его жизненно важных интересов и устойчивого развития.
Слайд 7
Направления и Задачи патриотического воспитания дошкольников
Какие же задачи ставим мы – дошкольники в работе со своими воспитанниками.
Работа по нравственно-патриотическому воспитанию ведется в двух направлениях: формирование у детей представлений и воспитание патриотических чувств.
Задачи:
- историческая преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
-проявление доброжелательного внимания к окружающим, стремление оказать помощь, поддержку другому человеку;
-бережное отношение к окружающей природе, результатам труда других людей, чужим и своим вещам.
-формирование элементарных знаний о правах человека;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн) ;
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской активности: в организованной образовательной деятельности, в играх, в досуговой деятельности, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, формируют качества личности дошкольника.
Нравственно-патриотическое воспитание согласно ФГОС ДО является одним из компонентов образовательной области «Социально - коммуникативное развитие», содержание которой обозначено как позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
В Основной образовательной программе дошкольного образования задачи патриотического воспитания и духовно-нравственного развития интегрируются с задачами всех образовательных областей : «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие». Реализация данных задач ведется во всех видах и направлениях воспитательно-образовательной работы по всем образовательным областям. Некоторым опытом данной работы мы сегодня поделимся.
Слайд 8
Содержание работы по патриотическому воспитанию усложняется и расширяется по мере взросления дошкольника согласно логике «от близкого к далекому».
Академик Д. С. Лихачев отмечал: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»
Слайд 9-10
Формы и методы работы по патриотическому воспитанию.
- оформление патриотических уголков в ОО, в группах;
- организация тематических мероприятий (праздники, утренники, соревнования, конкурсы, выставки) ;
- проведение тематических досугов и занятий,
- чтение соответствующих произведений, заучивание стихотворений, просмотр фильмов, передач, слайдов, прослушивание аудиозаписей (гимн страны, патриотические песни о Родине);
- организация мини – музеев;
- организация экскурсий к достопримечательностям родного края; к памятникам, посещение музеев, выставок,
- беседы о родном городе, стране, её истории;
- ознакомление с устным народным творчеством (пословицы, поговорки, игры русские народные, сказки, песни, потешки, заклички);
- ознакомление с русским народным декоративно – прикладным искусством (роспись, игрушки, вышивка);
-знакомство с творчеством известных русских поэтов, художников, композиторов;
- участие детей в посильном общественно – полезном труде;
- проектная деятельность по теме;
- проведение и участие в социальных и благотворительных акциях
Годовой план включает мероприятия, посвященные государственным и народным праздникам, физкультурно-спортивные, тематические досуги, познавательные занятия по ознакомлению с историей и достижениями страны, культурным наследием народа, с государственной символикой, природой родного края, проведение социальных и благотворительных акций, конкурсы, выставки и т. д.
Слайд 11-14
Иллюстрации форм работы
- оформление патриотических уголков
- проведение тематических досугов
- проведение праздников
- проведение социальных и благотворительных акций
Слайды 15-17
Взаимодействие с родителями
Мы активно взаимодействуем с семьями воспитанников по нравственно-патриотическому воспитанию, привлекая родителей к участию в праздниках и досугах, в выставках семейного творчества, в различного рода акциях, конкурсах. Хорошей традицией стало проведение совместных экскурсий выходного дня в музеи и библиотеки Селятино, Петровского, Наро-Фоминска, к памятникам Героям Великой Отечественной войны. Полезными и плодотворными были тематические встречи в Семейном клубе.
Слайд 18
Взаимодействие с социальными партнерами
Мы успешно сотрудничаем с Дворцом культуры и спорта «Тамань», с сотрудниками библиотеки дворца, проводим совместные литературные праздники, конкурсы чтецов. Педагоги нашего учреждения ежегодно участвуют в праздновании Дня Калининца, проводя с детьми и взрослыми игровую программу, основанную на фольклорном материале.
Давнее сотрудничество у нас и с библиотекой и Залом боевой славы Селятино, с которыми мы проводили интересные совместные мероприятия, приуроченные к памятным датам и праздникам.
Хотелось бы возобновить сотрудничество со Школой искусств «Классика», которое прервалось из-за пандемии. Совместные творческие вечера и концерты, посвященные Дню матери, Дню пожилого человека были интересны и нам и нашим партнерам.
В завершении хотелось бы пожелать всем коллегам успехов в деле духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения, ведь от нас с вами во многом зависит, какими гражданами своей страны станут наши воспитанники, а значит – будущее России в прямом смысле находится в наших руках.