Лариса Ивенина
Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством игры
▼ Скачать + Заказать документы
Патриотическое воспитание – процесс освоения наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. С умения видеть красоту родной природы начинается чувство Родины.
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством игры» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Игры для детей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2021
Пристальное внимание воспитателей и родителей должно быть направлено на содержание детской деятельности. Руководя любым видом деятельности, взрослые могут влиять на чувственную сферу ребенка, его нравственные проявления, суждения, отношения к сверстникам, расширять и уточнять знания, формировать у него начальное чувство Родины – правильное отношение к обществу, людям, труду, своим обязанностям.
Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа.
Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. В игре ребенок активно переосмысливает накопленный нравственный опыт. В игре каждому приходится добровольно отказаться от своих желаний, согласовывать свои замысли, договариваться о совместных действиях, подчиняться правилам игры, сдерживать свои эмоции, преодолевать трудности. Игра учит справедливо оценивать собственные результаты и результаты товарищей.
Рассмотрим дидактические игры, которые решают задачи патриотического воспитания именно в младшем дошкольном возрасте. В этом возрасте всё патриотическое воспитание сосредоточено вокруг ближайшего окружения ребёнка, поэтому и игры преимущественно будут связаны с семьёй и детским садом.
В игре «Моих родителей зовут…» закрепляем знание имени и отчества родителей, дедуше, бабушек… Для игры используем мяч, который передаем по кругу и называем имя и отчество своих родных.
К концу младшего дошкольного возраста ребёнок должен знать свой адрес. Проще всего закрепить эти знания в игре «Мой адрес».
В эту игру можно играть как с одним ребёнком, так и с несколькими детьми. Ведущий (взрослый) по очереди бросает мяч детям и произносит: Я живу в городе? Или Я живу на улице? Или: Я живу в доме №? Или: Я живу в квартире №? Или: я живу в стране под названием? Рядом с моим домом находится? И т. д. Играющий, который поймал мяч, должен продолжить фразу и вернуть мяч ведущему. Тот бросает мяч другому ребёнку и игра продолжается. Вопросы можно повторять.
С помощью игры «Добрые слова» воспитываем в детях доброжелательность, положительное отношение друг к другу; закрепляем умение использовать в речи «добрые слова»
Ведущий (взрослый) достаёт поочерёдно картинки с сюжетами. Ребенок рассматривает картинки и определяют, какие «добрые слова» необходимо сказать в увиденной ситуации. За каждый правильный ответ ведущий выдаёт фишку.
Воспитывать заботливое отношение к членам семьи помогает игра «Как я дома помогаю».
В первый раз мы используем сюжетные картинки с разными видами хозяйственно-бытовой деятельности для подсказки. Позже можно играть без картинок.
Ребенок по очереди называет домашние дела, в которых принимал участие дома. Разрешается называть и ту деятельность, которую они просто наблюдали, но хотел бы в ней поучаствовать
Воспитывать интерес к своей семье, уважительное отношение к членам семьи нам помогает игра «Дружная семейка». В которой ребенок развивают умение рассказывать о членах своей семьи.
В начале игры проводится пальчиковая игра «Дружная семья» :
(пальцы ребёнка зажаты в кулак)
Этот пальчик – дедушка (отгибается большой палец руки);
Этот пальчик – бабушка (отгибается указательный палец руки);
Этот пальчик – папочка (отгибается средний палец руки)
Этот пальчик – мамочка (отгибается безымянный палец руки);
Этот пальчик – я (отгибается мизинец)
Вот и вся моя семья! (все пальцы разжимаются и сжимаются в кулак)
Ребёнку предлагается выбрать ладошку (вырезанную из картона) понравившегося цвета и «расселить» на ней дедушку, бабушку, папу, маму и себя (кружочки с нарисованными лицами членов семьи). Выкладывание персонажа мы сопровождаем повторным рассказыванием пальчиковой игры «Дружная семейка».
Дидактическая игра «Профессии» знакомит детей с профессиями людей, что помогает воспитывать уважительное отношение к людям различных профессий и их деятельности.
Ребенку предлагается весь набор карточек. Он выбирает себе представителя профессии, которая ему понравилась, называет эту профессию, и рассказывает кратко, чем этот человек занимается на своей работе. Затем из общей массы выбирает предметы, которые помогают ему осуществлять свою профессиональную деятельность.
Дидактическая игра «Наш детский сад».
Цель: закрепить знаний детей о детском саде, о работниках детского сада. Какие обязанности они выполняют. Где находятся группа, столовая, и т. д. Закрепить умение ориентироваться по плану в пространстве.
Материал: фотографии и иллюстрации детского сада, работников детского сада.
Ход игры : По фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о работниках детского сада.
С родным городом нам помогают познакомиться такие игры как, «Найди герб», где из 6-7 разных гербов должны найти герб своего города.
Игра «Наш город», закрепляет знания детей о своем городе, о зданиях, построенных в ближайшем окружении детского сада В игре по фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о своем городе, о зданиях, построенных в ближайшем окружении детского сада.
Дидактическая игра «Где находится памятник?» знакомит детей с памятниками, учит ориентироваться в родном городе.
Взрослый демонстрирует изображения памятников, просит вспомнить и рассказать, где установлен этот памятник.
Дидактическая игра «Птицы нашего края», помогает познакомить детей с птицами родного края, прививает любовь к родине, родному краю, к животному миру, желание помочь и ухаживать за братьями меньшими. В ходе демонстрации карточек с изображениями птиц, взрослый просит назвать и определить, живет птица в нашем городе или нет.
В дидактической игре «Флаг России», ребенок должен из 3 полосок разного цвета, собрать флаг своей страны. Эта игра помогает узнать основные цвета российского флага, ну и, естественно, формирует знания о флаге своей страны.
В игре «Герб России», дети должны из кусочков (8 шт.) собрать картинку- герб России. Эта игра способствует формированию знаний о гербе своей страны – России.
В игре «Назови кто это?», дети знакомятся с главными людьми РФ.
У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности : добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Так, в дидактической игре «Отгадай сказку» знакомим детей с русскими народными сказками, героями, прививаем интерес к сказкам своей Родины.
Каждый народ имеет свою национальную одежду, которая отличает их от других народов. В дидактической игре «Подбери наряд кукле», знакомятся с разными национальными костюмами. Среди них они должны найти русский народный костюм для бумажной куклы.
Интерес к русскому творчеству мы прививаем в игре «Народные промыслы», где ребята в форме игры-лото знакомятся с различными видами русских промыслов.
Благодаря дидактическим играм, ребенок, постепенно, знакомится с детским садом, своей улицей, городом, со страной, ее столицей и символами, главными личностями страны, национальной культурой (одеждой, промыслами, народным творчеством (сказки).
Воспитывая будущее поколение, мы должны не забывать, что обществу нужен здоровый, полный сил и энергии создатель нашего государства, и от того, как мы будем решать задачи гражданско-патриотического воспитания, во многом зависит будущее нашей страны. История человечества свидетельствует, что любая страна может выдержать самые суровые испытания, пока живы традиции, и историческая память. Наша современная жизнь показывает и доказывает, что необходимо возвращаться к приоритетам любви к родине и отечеству. И этот процесс необходимо начинать с раннего возраста, посредством воспитания любви и уважения к своей Родине.
Нaродные игры являются неотъемлемой частью нравственно-патриотического воспитания дошкольников, они формируют начало любви к своему народу, своей стране. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. В конце игры следует положительно оценить поступки тех детей, кто проявил смелость, ловкость, выдержку и взаимопомощь.
Мы используем игры : «Колечко, колечко», Хоровод-игра «Со вьюном я хожу», «У медведя во бору», «Гуси-лебеди» и т. д.
Словесные игры также используются при воспитании нравственных чувств. Например, игры «Вежливые слова», «Цветик – семицветик»
Цель: загадывать желание, рассказать о нем другим можно только тогда, когда лепесток облетит весь свет. Каждый, сорвав лепесток, может задумать одно заветное желание. Если загаданное желание связано с удовлетворением его личных потребностей– ребенок получает желтую фишку, если оно имеет общественное значение – красную. Собрав в конце игры фишки, можно определить уровень нравственного развития группы.
Игра «Хорошо – плохо» Цель: оценить поступки и действия с двух позиций: хорошо это или плохо? Красными фишками оцениваются хорошие поступки, черными – плохие.
Дидактические игры занимают особое место в формировании нравственно-пaтриотических качеств дошкольника. В дидактических играх развивается умение самостоятельно решать поставленную задачу, согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры.
Д/Игра «Герб города»
Материал: фрагменты герба города, дети по памяти собирают герб родного края, объясняя, что означает тот или иной элемент. В конце самостоятельно проверяют правильность выполнения при помощи карточки-образца.
Д/игра «Путешествие по городу»
Материал: фотографии (открытки) с изображением достопримечательностей города.
Ход игры : педагог показывает фото детям, дети называют, что изображено.
Д/ игра «Моя семья»
Данная игра включает в себя нравственно – патриотическое воспитание в детском саду и формирование гендерной идентичности.
Игра «Иностранец» или «Кто и в какой стране живет?»
Цель: расширить знания детей о мире, людях,которые населяют его.
Игра: «Деревья и кустарники» (ближайшего нас окружения.)
Цель: находить на иллюстрациях, узнавать и называть их. –от какой ветки детка -гербарий)
Чувства уважения и гордости прививают дидактические игры с национальным колоритом: «Укрaсим одежду национальным узором», «Сложи одежду», «Сортируй узоры», «Исправь ошибку» (национальные куклы одеты неправильно).
В заключении, мне хотелось бы сказать, что суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей.