Ольга Чурикова
Опыт работы «Новый подход к активизации мыслительных процессов у старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Представляю Вашему вниманию материал из опыта работы по применению гимнастики для мозга на активизацию мыслительных процессов. Для сосредоточения внимания, повышения мотивации и интереса к познавательной деятельности.
Во время образовательной деятельности у старших дошкольников значительную нагрузку испытывают их органы зрения, слуха, мышцы кистей рук и всего туловища, часто длительно находящегося в статическом положении. Как правило, через некоторое время после начала занятий, дети начинают проявлять повышенную отвлекаемость, слабую концентрацию внимания, выражено слабое запоминание, что говорит о снижении умственной работоспособности и как следствие этого, умственное переутомление. Малейшие признаки поведения малышей, подобные перечисленным, являются очевидным сигналом для воспитателя, что детям срочно требуется физкультминутка! Физкультурные минутки — необходимая составляющая любой непосредственной образовательной деятельности в ДОУ. Над данной проблемой работали такие авторы как Казакова Галина Николаевна, Зиновьева Ольга Николаевна. «Физкультминутки нам нужны, для детей они важны!»
Публикация «Опыт работы „Новый подход к активизации мыслительных процессов у старших дошкольников“» размещена в разделах
Они помогают детям отдохнуть, развлечься, снять напряжение, получить ощущение физической разрядки, улучшают кровообращение, снимают утомление мышц, нервной системы, активизируют мышление детей, создают положительные эмоции и повышают интерес к занятиям. Формы проведения физкультминуток бывают следующих видов:
ОРУ- подбираются по тем же признакам, что и для утренней гимнастики. Используется 3-4 упражнения для разных групп мышц, закончить физкультминутку можно прыжками, бегом на месте или ходьбой;
В форме подвижной игры - подбираются игры средней подвижности, не требующие большого пространства, с несложными хорошо знакомыми детям правилами;
В форме дидактической игры с движениями-хорошо вписываются в занятия по ознакомлению с природой. По звуковой (фонетической) культуре речи, по математике;
В форме танцевальных движений- под звукозапись, пение воспитателя или самих детей. Больше всего подходят мелодии умеренного ритма. Негромкие, иногда плавные;
В форме выполнения движений под текст стихотворения;
В форме любого двигательного действия и задания
Мной апробирован новый подход к организации физкультминуток - гимнастика для мозга. Гимнастика для мозга - объединение движения и мысли, что позволяет активизировать мыслительные процессы и развивать способности человека.
Активизация мыслительных процессов описана в трудах : Елены Викторовны Авдониной, Эльвиры ИвановныАлександровой, Леонида Григорьевича Афанасьева, Валерий Васильевич Давыдова, и других.
Современная нейрофизиология досконально изучила устройство головного мозга и нейронов – клеток, отвечающих за психические процессы. Эти процессы, в том числе и мышление, не что иное, как обмен электрохимическими импульсами между нейронами. Причем перемещается этот импульс с, весьма приличной скоростью – 100 м/сек. Чем больше импульсов, тем сложнее нейронные сети и сложнее наша психическая деятельность (и мышление в том числе).Цельгимнастики - развитие межполушарного взаимодействия, произвольности и самоконтроля. Снижениеутомляемости, повышение способности к произвольному контролю, развитие мелкой и крупной моторики. ПолДеннисон – основатель Образовательной кинезиологии, в 1982 г. Деннисон разработал программу восстановления координации и включил в нее наряду с детьми и взрослых.
Образовательная кинезиология "Гимнастика мозга" в основном применяется в педагогических целях. Она оказывает помощь, как детям, так и взрослым, в ситуациях, требующих ясного мышления или связанных с проблемными областями. Основателем прикладной кинезиологии в России считается профессор, доктор медицинских наук Васильева Людмила Федоровна- заведующий кафедрой мануальной терапии Российского Государственного Медицинского Университета. В настоящее время кинезиологиейзанимается врач-психотерапевт Чобану Ирина Константиновна.
Проведядиагностику, я выяснила, что установление элементарных причинно – следственных связей между объектом и явлением, осуществление выбора способов исследования объектов и действия в соответствии с алгоритмом развито у детей не достаточно.
Таким образом, ведущая идея моего опыта-«активизация мыслительных процессов у старших дошкольников с применением нового подхода в организации физкультминутки в форме гимнастики для мозга» Я адаптировала и внедрила гимнастику для мозга в основную образовательную деятельность. Которая имеет несколько типов:
• Занятия на усвоения нового материала
• Занятия на закрепления ранее приобретённых знаний
• Занятия на творческое применение знаний при решении поставленных задач
• Комбинированные занятия
Опираясь на значении гимнастике для мозга (активизации мыслительных процессов) основной упор я сделала на занятия по ознакомлению воспитанников с новым материалом.
Начиная работу по данной проблеме, я познакомилась с теоретическим и практическим материалом, разработала картотеку упражнений. В нее входят такие упражнения (фото слайда). Подбирала я их по принципу доступности, сложности выполнения, картотека помогала детям визуально отрабатывать движение рук. Планирование на год, с учетом сложности выполнения упражнений, от простых - к сложным. Что дало свои результаты, как мы видим на диаграмме.
Работу я начала с разучивания упражнений самой. После апробации выбрала 18 упражнений - 2 упражнения в месяц,указала это в планировании. Начала я работу с упражнения фонарики, сначаласимметрично (так проще детям, затем ассиметрично,что является сложным для детей. Закрепляли действия в свободной деятельности. После игр-тренировок дети разделились на 2 группы. Те,у кого хорошо получались упражнения и те, у кого упражнения вызвали трудности. С ними я играла в течение дня, включали, выключали фонарики (симметрично - он не выключался,строили лодочки. Разучив все упражнения, отработав до автоматизма, я спросила детей "как можно играть, используя эти упражнения. Дети предложили играть с закрытыми глазами, на скорость, отгадывали, что такое они показывают или как показать ежа, дом, сарай и т. д. И самым интересным оказалось придумывание сказок.
И тут начали задавать вопросы родители, что означают слова детей "гимнастика для мозга", " ассиметричное движение", "ежик", "фонарик". На фоне этого был организован мастер класс для родителей, удивление родителей вызвало то, что у них не сразу получалось выполнить упражнения.
Итогом кропотливой и длительной работы – стала совместная с воспитанниками сказка «В гости к ежику». Эту сказку дети сочинили и показывали сами. Самое ценное, что при показе дети следили за четким выполнением движений.
Уважаемые коллеги, представляю Вашему внимаю эту сказку, а Вы повторяйте за мной движения.
Сказка.
Светило солнышко. Заяц из дома поплыл на лодке к своему другу ежу. На реке он увидел волны. Вдалеке на берегу стоял сарай, а за ним домежа. Заяц вышел на берег и увидел змею. Заяц испугался и побежал к ежу в дом, закрыл дверь на замок. Ежик проводил зайца до лодки и подарил ему фонарик.
Упражнение «Зеркальное рисование»
Так же я Вам предлагаю попробовать нарисовать рисунок двумя руками, сначала попробуем зеркальное рисование, а затем нужно правой рукой рисовать один предмет, а левой другой предмет.
В перспективе я планирую привлечь разработать картотеку для младшего дошкольного возраста, разработать творческие упражнения с детьми, сочинять сказки руками. Продолжать и дальше осваивать кинезиологические упражнения и использовать их в своей практике.