Наталия Смирнова
Консультация для воспитателей «Нетрадиционные методы рисования на занятиях с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Нетрадиционные методы рисования на занятиях с детьми дошкольного возраста
Дорогие коллеги!
сегодня я хочу рассказать вам о нетрадиционных методах и подходах к развитию творчества у детей дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности.
Темочки:
- ИЗО, поделки. Конспекты занятий
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нетрадиционные техники рисования
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Конспекты
- Рисование. Консультации для родителей
- Рисование. Методические разработки
- Темочки
Не секрет,что мы с вами порой к занятиям по рисованию подходим не серьезно. Математика, обучение грамоте- это да, а вот рисование это как бы развлечение. Согласна, развлечение. Но рисование помогает маленьким детям развивать мелкую моторику, готовит руку старших дошкольников к письму, помогает детям с задержкой речевого развития (т. к. моторика пальцев близко связана с артикуляцией, помогает робким дошкольникам адаптироваться в коллективе и т. д.
Подчас мне приходится слышать от педагогов такой аргумент: "Я не умею рисовать". Ну что ж, талантом истинного живописца наделены не многие. Но ведь нам и не надо создавать мировых шедевров!
Я расскажу о том, как можно создать прекрасный, живописный, творческий образ на занятиях с детьми простыми, но нетрадиционными средствами.
Поверьте, за 18 лет работы мне не встретилось ни одного ребенка, который не умел бы рисовать. А я начинаю учить их совсем маленькими (от 1г. 8м.)
Перед тем, как я начну рассказывать вам о техниках рисования, я хотела бы обратить ваше внимание вот на что: ребенок всегда должен видеть результат своего труда и этот результат должен быть всегда положительным. Наверное все вы сталкивались с тем, что иногда дети еще не начав работу отказываются ее делать: "У меня не получится!". Это последствия отрицательного результата. Так что давайте договоримся: если они рисуют, скажем, зайца- у всех заяц просто блеск! А у этого если и заяц так себе, но зато какие уши!
Теперь перейдем к формату листа бумаги, который мы предлагаем детям на занятиях. Опять же, наверное многие сталкивались- дали ребенку альбомный лист: "Нарисуй, Светочка, цветочек". Светочка нарисовала. Цветочек красивый- красивый, вот только без лупы не разглядишь. Боится Светочка большого, белого, чистого пространства листа бумаги. Чем младше ребенок- тем меньше лист. В 1-ой младшей группе на полном альбомном листе делаем только коллективные работы, для индивидуальных- 1/2 альбомного листа. Со 2-ой младшей можно дать целый лист, но если изображение "измельчало" возвращаемся к 1/2 листа.
Теперь перейдем к собственно техникам рисования.
Самая- самая первая техника, которую осваивают дети это- пальцеграфия.
Как вытекает из самого названия, кисть нам здесь не понадобится, достаточно руки и краски. Посмотрите сами на работы детей- сами видите, здесь не нужен особый талант художника. (Конспект занятия "Ходит осень по дорожке")
Теперь перейдем к технике трафарета. Для старших групп можно использовать готовые, для младших групп придется сделать самим. Для младших групп трафарет должен быть крупным, на весь рабочий лист. Можно сделать трафарет из плотного картона, можно из пластика. Младшие дети закрашиваю поле трафарета кистью, старшим можно предложить губку или марлевый тампон. Работа "Рыбка"
Кстати, по "Рыбке" расскажу еще об одной технике. Сразу скажу, эту технику мы используем только для подготовки фона воспитателем.
Это- акварелография.
Состоит эта техника в том, что рисунок сначала наносится на стекло 9чисто схематически, краска должна содержать большое количество воды, можно даже сказать, что рисуете водой с добавлением краски. На готовый (очень влажный рисунок) на стекле накладываем лист бумаги, прижимаем, затем снимаем протягивая в сторону изображения. Очень хорошо в такой технике делать фоны, где преобладает вода.
Техника штампов.
Начинается она с изготовления собственно штампов (сейчас в магазинах встречаются и готовые наборы). Я уже много лет делаю их из обыкновенной губки. Минимальный набор это штампы основных геометрических форм: круг, квадрат, треугольник. У меня набор штампов шире: листья, яблоки и т. д. (Конспекты "Неваляшка", "Снеговик")
Следующая техника точечная или "Тычки".
Состоит она в том, что рисуем жесткой щетинной кистью без воды, набирая на ворс сухой кисти минимум краски. Кисть держим строго вертикально, резко и быстро опускаем ее на лист- "тыкаем". В этой технике хорошо получается шерсть животных, снег. Вспомните иллюстрации к рассказам Чарушина- они выполнены именно в такой технике
Техника "восковых контуров"- рисунок- сюрприз. рисунок наносится на лист свечой, его не видно. Когда ребенок начинает тонировать лист, рисунок проступает. Старшие дети могут сами наносить рисунок, но я бы советовала при самостоятельной работе детей использовать светлые восковые мелки, что бы дети видели хотя бы тень рисунка. Хотя, конечно, рисунок сделанный прозрачным воском выглядит выразительнее.
Все техники, о которых говорили очень простые, как говориться для самых маленьких. На занятиях со старшими детьми мы используем более сложные техники, такие, как например, монотипия. Отражение. Складываем лист пополам, на одной половине рисуем, например, лес. Вторую половину смачиваем водой и накладываем на первую. Нащ лес стоит на берегу лесного озера.
Еще одна техника для старших это- граттаж. В этой технике очень сложная подготовительная работа. Сначала теплый альбомный лист натираем воском. Можно сначала погреть лист- погладить утюгом, положить на батарею. Затем, когда лист хорошо натерт воском он целиком покрывается черной тушью (можно использовать гуашь, смешанную с мылом). Когда лист полностью высохнет- он готов к занятиям. Рисунок на листе "выцарапывается" (можно использовать деревянную зубочистку).
Техники хорошо сочетать между собой в одной работе (акварелография- трафарет, монотипия- печатки, граттаж- тычки) это поможет вам достичь предельной выразительности детских работ.
Мной и моими коллегами на занятиях используются так же и другие техники: складывание, кляксография, рисование по мокрой и мятой бумаге, набрызг, цветные нити и т. д.
Если я смогла заинтересовать вас, если хотите узнать о других методах и техниках-то в следующий раз я с удовольствием о них расскажу.