Екатерина Печкина
Нетрадиционные интерактивные формы работы с родителями как средство взаимодействия семьи и ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Нетрадиционные интерактивные формы работы с родителями как средство взаимодействия семьи и ДОУ
Печкина Екатерина Александровна
Россия, Нижегородская область,
г. Арзамас
e-mail : Pechkina_e@mail.ru
Статья раскрывает сущность взаимодействия педагогов и родителей в тесном сотрудничестве между семьей и дошкольном учреждении. Только совместными усилиями, только опираясь на семью, можно достигнуть главной цели – воспитать настоящего человека. Немаловажную роль в семейном воспитании играет также влияние на ценностные ориентации, мировоззрение ребенка в целом, его поведение в разных сферах общественной жизни.
Публикация «Нетрадиционные интерактивные формы работы с родителями как средство взаимодействия семьи и ДОУ» размещена в разделах
Всем хорошо известно, что семья и детский сад составляют для ребёнка на определённом этапе основную воспитательно-образовательную микросреду – образовательное пространство. И семья, и дошкольное учреждение по - своему передают ребёнку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Путь к диалогу этих двух социальных институтов осложнен тем, что произошла разбалансированность процессов воспитания в семье и ДОУ. Нестабильность общества, социальная напряженность, экономическое давление передвинули воспитательные функции семьи на второе и третье места, а в ДОУ воспитание всегда стоит на первом месте.
Цель: установление партнёрских отношений участников педагогического процесса, приобщение родителей к жизни детского сада.
Задачи:
повышение уровня компетентности родителей и привлечение их к
сотрудничеству в вопросах развития детей;
обеспечение информационно – просветительской поддержки выбора
родителями направлений в развитии и воспитании посредством
выработки компетентной педагогической позиции по отношению к
собственному ребёнку;
создание условий для развития способностей ребёнка в различных видах
образовательной деятельности;
индивидуальная работа с семьями воспитанников, дифференцированный
подход к семьям разного типа;
создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов,
эмоциональной взаимоподдержки;
активизировать педагогическое общение родителей с детьми и обогащать воспитательные умения родителей;
поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических
возможностях.
Семья и ДОУ - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие. В современном мире формы работы с родителями постоянно меняются. Традиционные формы работы, в которых главное место отводилось сообщениям, докладам, утратили своё значение из-за малой их эффективности, из-за недостаточной обратной связи. Все шире используются новые, активные формы работы с родителями, позволяющие вовлечь родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.
Остановимся подробнее на нетрадиционных формах.
Информационно - аналитические : проведение социологических опросов, анкетирование.
Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребёнку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребёнку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-обра-зовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями. Целью первого этапа было изучение семей, выявление их образовательных инициатив, индивидуальных особенностей каждой семьи. Для изучения мной были выделены следующие критерии: интерес родителей к образовательной деятельности и жизни ДОУ в целом, интерес к участию в совместной деятельности, уровень педагогической компетентности. Для определения уровня сформированности того или иного показателя я использовала следующие формы работы : анкетирование, беседа, почтовый ящик,наблюдение за детьми и родителями в различных ситуациях, в совместной деятельности. Проанализировав результаты диагностики (ответы на вопросы анкет, результаты наблюдений и т. д., были выявлены результаты по каждому из критериев: лишь около 30% родителей интересуются образовательной деятельностью детей, около 40% родителей проявляют инициативу к участию в совместной деятельности и предлагают варианты её организации и лишь 20% родителей обладают определёнными знаниями о воспитании и развитии детей.
Досуговые формы работы : совместные досуги, праздники, участие в выставках, конкурсах семейного творчества.
Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям : увидеть изнутри проблемы своего ребёнка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребёнком, но и с родительской общественностью в целом.
Совместный спортивный праздник «Весёлые старты с папами», в котором активно поучаствовали папы. Даже во время проведения праздника некоторые папы из зала выходили, чтобы пополнить ряды команд.
Совместный показ сказки об одиноком красавце дубе для воспитанников нашего детского сада. Силами родителей была придумана сама сказка и сшиты костюмы для представления.
Родителям очень понравилось участвовать в представлении сказки. И поэтому в рамках проекта «Дари добро людям» родители вместе с воспитанниками посетили центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов города Арзамаса, где выступили с концертной программой и показали сказку «Царевна – лягушка».
Совместная шоу-программа, приуроченная ко дню 8 марта – конкурс «Супер-мама и супер-бабушка», в котором была возможность поучаствовать двум поколениям – мамам и бабушкам. Мамы заметно оживились, проявили заметный интерес на предложение принять участие в конкурсе. На этом мероприятии были различные конкурсы, такие, как «Покажи сказку», «Изготовь карнавальные костюмы из газет», «Угадай загадку» и т. д. Дети активно помогали, подсказывали, болели и во время музыкальных пауз исполняли подготовленные творческие номера. В конце программы мамы и бабушки были награждены индивидуальными медалями.
Совместная досуговая деятельность «Бабушкины посиделки», приуроченная ко Дню Матери. На этом мероприятии бабушки делились знаниями о традициях русского народа, рассказывали о народном творчестве (хохломская роспись, о пользе лечебных трав, произрастающих на нашей земле. Всё это было интересно, увлекательно, дети были в восторге, а ещё больший восторг был у родителей, приглашённых на эту встречу.
Познавательные формы : семейная гостиная, семинары-практикумы.
Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. Совместная работа воспитателей ДОУ по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.
В течение года были организованы дни открытых дверей, когда все члены семей имели возможность свободно прийти и провести время в продуктивной творческой деятельности с детьми. Таким был совместный вечер бисероплетения. Это было предложено несколькими бабушками и их дочерьми (мамами). Я с удовольствием поддержала их, и мы вместе подготовили материалы для поделок.
В начале нового учебного года многие родители стали интересоваться родительским собранием. Так как раньше к традиционным родительским собраниям проявлялось мало интереса со стороны родителей, посещаемость их была очень низкая, приходили, как правило, одни и те же, я решила организовать его в форме круглого стола с различными интересными заданиями, обсуждениями. На нём мы вместе обсуждали различные семейные ситуации из жизни, украшали деревце листочками, на которых каждый написал качества своего ребёнка, которые хотелось бы в нём видеть в будущем.
Совместное досуговая деятельность «Чаепитие в осеннем кафе» - в этом мероприятие активно были задействованы семьи. Они наравне с нами, педагогами, готовили творческие номера (песни, танцы, сценки. В восторге были и дети, и родители, все активно проявляли инициативу к совместному творчеству.
Наглядно-информационные формы : выпуск газет, информационные проспекты, организация дней открытых дверей. Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приёмы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.
Участие в образовательной деятельности. Такая форма помогает повысить заинтересованность родителей, которые остаются в тени, не желая участвовать в совместной деятельности, не осознают значение своего включения в жизнь ДОУ. На такое приглашение многие отвечают согласием, ведь от них ничего не требуется, только найти для этого время. Наблюдая за ребёнком в условиях группы, у родителей возникает желание пересмотреть отношение к своей занятости и чаще приходить в детский сад, участвовать в различных мероприятиях.
В один из дней открытых дверей родители и все желающие члены семей были приглашены на драматизацию, где дети разыгрывали сказку про геометрические фигуры (в рамках изучения геометрических фигур). Мы придумали интересную форму взаимодействия детей и родителей – интервью. Дали родителям реквизит – микрофон. Родители задавали детям вопросы о том, каких героев они исполняют, что им больше всего понравилось, какие геометрические фигуры они знают и т. д., а дети отвечали.
В результате профессиональной педагогической деятельности были достигнуты следующие эффекты:
использование разнообразных форм взаимодействия с родителями создало позитивную эмоциональную атмосферу в коллективе взрослых. Родители осознали, что вовлечение в образовательную деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это нужно для развития ребенка. Тем самым начали проявлять больше инициативы. Таким образом, вовлечение родителей в жизнь ДОУ помогло им получить новые знания и умения в плане воспитания и развития собственных детей.
повысился творческий потенциал детей, их активность, инициативность к участию в различных конкурсах. Дети стали более раскрепощёнными, уверенными в себе, эмоционально отзывчивыми, инициативными. Они чувствуют себя ближе к воспитателю, т. к. наблюдают его тесное общение с родителями. Они радуются и испытывают чувство гордости, когда родители участвуют в совместных играх и занятиях, видят их интерес и активную
позицию.
Интерактивные методы ставят родителей в активную позицию, повышают готовность родителей к взаимодействию с педагогом, проясняют родительские ожидания, представления, позволяют углубить воздействие педагога на родителей.
Благодаря интерактивным формам взаимодействия, родители чувствуют себя полноценными участниками воспитательно-образовательного процесса и учатся отвечать за результаты воспитания и обучения ребёнка наравне с педагогами детского сада. Воспитательные функции семьи и ДОУ различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом. Использование разнообразных форм работы помогает родителям из «зрителей» и «наблюдателей» становятся активными участниками образовательного и воспитательного процесса их детей.
Библиографический список
1. Антипина Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ//Воспитатель ДОУ. - 2011. - №12. - С. 88-94
2. Бутырина Н. М. Технология новых форм взаимодействия ДОУ с семьей. – 6. М. : "Белгор. гос. ун-т", 2009. - 177 с.
3. Глебова С. В. Детский сад - семья : аспекты взаимодeйствия. - М. : "Учитель", 2008. - 111 с.
4. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2016. – 304 с. : ил.
5. Куприянова Л. Л. Русский фольклор С-Петербург 2008
6. Лаврентьева Л. С. Культура русского народа Паритет 2007.
7. Лобанок Т. С. Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. - М. : "Белый Ветер", 2011.
8. Мищенко Г. В. Отправляемся в путешествие. Сценарии встреч в семейном клубе. – М. : ТЦ Сфера, 2017. – 128 с. (Библиотека воспитателя).
9. Прищепа С. С., Т. С. Шатверян «Сотрудничество детского сада и семьи в физическом воспитании дошкольников».
10. Прохорова С. Ю., Нигматулина Н. В., Евстигнеева В. И. Нетрадиционные формы проведения родительских собраний в детском саду. – М. : Издательство «Скрипторий 2003» 2012.
11. Соколова Л. В., Некрылова А. Ф. Воспитание ребёнка в русских традициях ОЛМА-ПРЕСС 2009
12. Чиркова С. В. Родительские собрания в детском саду. Подготовительная группа. – М. : ВАКО, 2015.