Напалкова Наталья
Опыт работы «Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду в условиях ФГОС»
▼ Скачать +Заказ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д/с «Здоровый ребёнок» №86 г. Таганрога
Доклад на тему
«Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду в условиях ФГОС ДО»
Авторы: Напалкова Наталья Петровна, Приставка Ольга Юрьевна, Слепцова Ольга Ивановна.
Публикация «Опыт работы „Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду в условиях ФГОС“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Воспитание детей, формирование личности ребёнка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Семья влияет на ребёнка, приобщает его к окружающей жизни. Главными воспитателями своих детей являются родители.
Поэтому так необходимо совершенствовать педагогическую культуру каждого родителя.
В соответствии с этим изменяется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй. Первейшей задачей работников дошкольных учреждений является формирование у родителей воспитанников детского сада и других взрослых членов семьи глубокого убеждения, что только единство семейного и общественного воспитания приведёт к должному воспитательному эффекту.
Поэтому нам, педагогам, необходимо организовывать такие мероприятия, чтобы они были интересней и важней повседневных дел родителей. Стало совершенно необходимо применять нетрадиционные формы взаимодействия с семьями воспитанников с целью совершенствовать педагогическую культуру каждого родителя.
Можно выделить несколько форм работы с родителями :
Формы познавательной деятельности
Формы досуга
Формы трудовой деятельности
Формы активизации
Наглядные формы
Формы познавательной деятельности – это общественные смотры знаний, умений и навыков, творческие отчёты по направлениям деятельности, праздникам знаний и творчества. Турниры знатоков, Дни открытых дверей и т. д
Формы досуга – подготовка, проведение и обсуждение спектаклей. Праздников, соревнований, конкурсов, КВН; различных клубов и др.
Формы трудовой активности – оформление помещения групп, трудовой десант по благоустройству и озеленению двора, посадка аллеи в связи со знаменательным событием в жизни детей и их родителей, создание библиотеки и т. п.
Формы активизации – дискуссии, диалоги, обсуждения ситуаций, решение кроссворда, анализ детских высказываний или детского творчества, тренинги. Метод игрового моделирования и др.
Наглядные формы – библиотеки и папки - передвижки, видеофильмы, памятки – рекомендации для детей и родителей, открытки – приглашения, визитки, выставки книг. Оборудования, настольных игр, детских и совместных рисунков, поделок с родителями, фотовыставки. Газеты. Уголки для родителей и др.
Из самых современных форм - это конечно общение с помощью интернета, создание группы для родителей в социальных сетях и мессенджерах, консультации, рекомендации, лекции на сайте детского сада и др.
Мы работаем в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР. Наша группа называется «Сказка». Наш девиз: «Сказка» - группа не простая, «Сказка» - группа речевая, здесь мы учимся дружить и красиво говорить».
Специфика нашей работы и определяет необходимость использования нетрадиционных форм и методов работы с семьёй.
В нашей группе ежегодно разрабатывается план совместной деятельности с родителями воспитанников. Мероприятия составлены таким образом, чтобы они отвечали годовым задачам ДОУ, интересам и потребностям родителей, возможностям педагогов.
В своей работе большое внимание мы уделяем наглядно – информационному направлению : родительские уголки, групповые выставки, папки – передвижки, буклеты, памятки для родителей, выставки детских работ и рисунков. Такая форма работы даёт возможность донести до родителей любую информацию в доступной и интересной форме. Напомнить родителям в тактичной форме об их обязанностях и ответственности.
С большим удовольствием родители принимают участие в создании фотовыставок, стенгазет, поделок для групповых выставок, изготовлении книжек – самоделок. Очень увлекательный и творческий процесс, сближающий детей и родителей, позволяющий раскрыть творческий потенциал семьи, в таких творческих работах принимают участие не только мамы, но и папы, а зачастую бабушки и даже дедушки.
Очень полюбилась детям и родителям такая форма проведения досугов, как совместные развлечения, музыкальные праздники, спортивные досуги, КВН, всевозможные викторины, сначала родители неохотно откликаются на просьбы и предложения сделать что – то или провести какие – либо совместные мероприятия, но со временем, благодаря великой силе социальных мессенджеров, где родители делятся впечатлениями и фотографиями, желающих принять участие становится большинство. «Что нам осень принесёт?»; «Знаете ли вы сказки?»; «Мама, папа, я – читающая семья»; «Папа и я – большие друзья»; «Мы разные, но мы вместе»; «Зимние, жаркие, твои»; «Большие гонки»; «Спасатели вперёд» - это только малая часть мероприятий проведённых нами для родителей за годы нашей работы.
Специфика работы компенсирующих групп состоит в том, что дети, как и родители, приходят к нам только на два года. То есть, за этот достаточно небольшой срок, мы должны сдружить не только детей, но и превратить взрослых в своих единомышленников и сплотить их в один дружный коллектив.
Хорошо сближают детей, родителей и воспитателей совместные посещения музеев, картинных галерей, библиотек, заодно прививаются правила поведения в общественном транспорте и общественных местах.
А сколько радости и гордости для детей приносит совместный с родителями труд на участке : высадка цветов на клумбы, замена песка в песочнице. Как ребята потом старательно ухаживают за цветами, поливают их, берегут, чтобы никто случайно не сломал. С какой гордостью они в маленьких ведёрках вместе с папой (с большими вёдрами) носят песок, как потом хвастаются друг перед другом, кто больше принёс песка.
Вся наша работа направлена на объединение двух воспитательных систем – детского сада и семьи. Главное в работе – завоевать доверие и авторитет, убедить родителей в важности и необходимости согласованных действий семьи и дошкольного учреждения для того, чтобы создать оптимальные условия для гармоничного развития личности ребёнка.