Марина Ерёмина
«Необыкновенное путешествие». Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Цель: приобщение детей к ценностям музыкальной культуры и ознакомление с миром профессий через эксперимент с водой.
Задачи:
Образовательные :
Закрепить знания о струнных инструментах, о вальсе как о бальном танце.
Дать новые сведения о композиторе И. Штраусе.
Выявить через опытно-экспериментальную деятельность схожесть звука мокрого стекла со звуком скрипки.
Развивающие:
Публикация «„Необыкновенное путешествие“, Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
С помощью музыкально-дидактической игры «Музыкальные загадки» развивать внимание, продолжать развивать вокально-хоровые навыки. Обучая петь естественным звуком, без напряжения, сохраняя напевность фраз; закрепить умения детей через движения передавать характерные особенности вальса.
Воспитывающие:
формировать стремление к самостоятельному мышлению, проявлению песенного творчества; прививать стойкий интерес к лучшим образцам классической музыки; воспитывать эстетический вкус.
Интегрирование образовательных областей : художественно-эстетическая (музыка, рисование, познание (формирование целостной культуры мира, ФЭМП.
Оборудование: музыкальный центр. Медиапроектор с экраном. Слайдшоу с фотографиями, иллюстрациями, портретами.
Музыкальный материал: И. Гайдн, сл. П. Синявского «Мы дружим с музыкой», звучание скрипки - сравнение со звуком мокрого стекла, И. Штраус вальс «Весенние голоса».
Предварительная работа: проведение бесед о композиторе, музыкальных инструментах, просмотр фильма о симфоническом оркестре, разучивание песенного материала.
Ожидаемый результат: хорошо умеют определять на слух звучание скрипки, исполнять движения вальса, проявлять интерес к опытно-экспериментальной деятельности с водой, сравнивать с музыкальными звуками.
План образовательной деятельности :
1. Мотивационный этап - загадки.
2. Основной этап:
2.1. «Отгадай профессии»
2. 2. Дыхательная и артикуляционная гимнастика
2.3. Исполнительская деятельность.
2.4. Иоганн Штраус
2.5. Слушание музыкального произведения.
2.6. Опытно - экспериментальная деятельность с водой.
2.7. Продуктивная деятельность.
2.8. Исполнение вальса
2.9. Рефлексия.
Ход образовательной деятельности:
1. Дети заходят в зал под музыку (И. Гайдн «Мы дружим с музыкой», проходят к стульчикам. Детей встречает Музыкальная фея.
Музыкальное приветствие
Фея музыки: «Здравствуйте дети!»
Дети: «Добрый день!»
Фея: Я очень рада видеть вас. Я - Фея Музыки. Ребята, я хочу обратить ваше внимание, что у нас в зале находятся гости. Поприветствуем уважаемых гостей.
Дети: Здравствуйте гости!
Гости: Добрый день!
Фея: Сегодня мы c вами отправимся в необыкновенное путешествие - волшебную страну музыкальных профессий, а поможет нам в этом моя волшебная палочка (взмах волшебной палочкой. Звучат звуки арфы). (появляется слайд №2)
2.1. Дидактическая игра.
Фея: Я загадаю вам загадку. О ком идёт речь?
Как будто девушка запела,
И в зале словно посветлело. (Слайд№3)
Скользит мелодия так гибко.
Затихло всё : играет…
Д: скрипка
(слайд №4)
Фея: Ребята, а как вы думаете,как называют человека который играет на музыкальных инструментах (на скрипке, альте, на виолончели, контрабасе?
Дети: музыканты-исполнители.
(слайд №5)
Фея: Я предлагаю подойти к столу, и показать тот предмет, который может принадлежать исполнителю?
(вызвать ребёнка).
Фея: А кого ещё мы называем музыкантами?
Фея: Слушаем следующую загадку:
Взмахнёт волшебник палочкой и музыка звучит.
Палочка застынет и весь оркестр замолчит.
Палочка подскажет, кому пора вступать, (слайд №6)
Палочка укажет, как музыке звучать.
Палочка волшебная оркестром управляет,
А как назвать волшебника? Кто, ребята, знает?
Дети: Дирижёр
(На экране появляется слайд с дирижёром – слайд №7)
Фея: Я предлагаю подойти к столу, и показать карточку с предметом, который может принадлежать дирижёру (вызвать ребёнка).
Ребё нок: берёт картинку и прикрепляет к городу.
Фея: А ты не хочешь подирижировать?
Дети: да, хочу
Фея: Хорошо, молодец. Следующая загадка:
Пел с душою, молодец!
Будешь знатный ты ….
Дети: певец.
Ребёнок берёт карточку (певец) и прикрепляет её на стенд с городом.
(На экране появляется слайд с певцом – слайд №8)
Фея: мы сейчас превратимся в певцов и певиц, и исполним песню (взмах волшебной палочкой- звуки арфы).
Мы прежде чем исполнить песню, мы должны распеть наш с вами инструмент—голос.
2. 2 Распевания:
1. Упражнения на дыхание-«свеча», «насос»
2. Упражнения на дикцию. Скороговорка «Ехал грека через реку…»
3. Упражнение на различие высоты звука «Динозаврик».
2.3. Исполнение песни «Мы дружим с музыкой» И. Гайдн
Вы большие молодцы, настоящие певцы.
Пели все вы на отлично, ведь для вас это привычно.
Загадаю вам загадку: вы ответьте чётко, кратко
Сочиняет всё поэт- нужен мне другой ответ,
Музыку кто сочиняет? Пусть быстрее даст ответ….
Дети: Это композитор.
2.4. Беседа с использованием ассоциативных предметов.
Фея: Кто же такой композитор? Мы сегодня поговорим о великом композиторе….
(появляется слайд-портрет И. Штрауса №9)
Фея: Это Иоганн Штраус. Ему исполнилось 190 лет со дня рождения.
Примерные ответы детей…
Это великий Венский композитор-король вальса. У его отца, то же композитора, было много детей. Но только один сын, тоже Иоганн, стал музыкантом….
Фея: Я вам предлагаю перенестись в город Вену, в котором жил и творил Иоганн Штраус. Это самый музыкальный город из всех городов. (Взмах волшебной палочки-звуки арфы)
(слайд с видами Вены №10, дом-музей №11 ,.
Дети: Необычность этого музыканта в том, что он был композитором, скрипачом, дирижером. Но у него не было дирижерской палочки. Он во время звучания оркестра играл на скрипке, а затем дирижировал смычком. (Слайд №12-Штраус дирижёр)
Когда отец умер, сын стал дирижёром в его оркестре. Он прославился на весь мир.
(На столе расположены ноты с вальсами, дирижёрская палочка, иллюстрация оркестра,танцующая вальс пара, иллюстрация скрипки).Дети берут вещи и рассказывают о нём, последний говорит о скрипке.
Фея: Я предлагая вам послушать этот удивительный инструмент- скрипку.
(взмах волшебной палочкой- звуки арфы).
Фея: мы превращаемся в слушателей. Закроем глазки и внимательно слушаем.
2.5. СЛУШАНИЕ
Фея. Ребята, расскажите, пожалуйста, какой характер у этой скрипки?
Какое у неё настроение? А с чем мы можем сравнить звук скрипки? (с голосом человека).
Фея: Ребята, я приготовила вам сюрприз. Я надеюсь, что но вам понравится.
3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТ-ТЬ
С ВОДОЙ
Цель: учить различать, сравнивать и обобщать различные материалы в экспериментальной деятельности.
Материал: стеклянные бокалы из тонкого стенка с широким горлышком, с разным количеством воды (от минимума до максимума).
Предполагаемые результаты: дети умеют слушать, обсуждать, сравнивать. Учение пользоваться «музыкальными бокалами». Умение провести опыт из подручных материалов.
4. Продуктивная деятельность.
Загадка об оркестре.
Коллектив музыкантов, что вместе играют,
И музыку вместе они исполняют.
Бывает он струнный и духовой,
Эстрадный, народный и всякий другой. (Оркестр)
(Выходит ребёнок и прикрепляет иллюстрацию на стенд).
(Слайд №13- оркестр) Попадаем в город Оркестров. (Слайд№14- город Оркестров)
Ф. м. Ребята, я пригласила к нам занятие волшебных музыкантов (фея подходит к занавесу- открывает его….? Ой, ребята! Что произошло?
Д. : Музыканты есть, а инструментов нет.
Ф. м. : Что же делать, как же быть?
(на столе лежат инструменты). Что же с ними можно сделать?
Д. : Их нужно покрасить и возвратить музыкантам скрипки.
(дети раскрашивают скрипки и прикрепляют их на лист ватмана).
Ф. м. : Слышите – это зазвучал наш оркестр (фоном звучит вальс Штрауса)
Выходят 2 ребёнка и читают стих о вальсе, дети выстраиваются парами на вальс. (Слайд №15)
(девочка и мальчик читают стихотворение)
Игривых вальсов плавный звук,
Круженье ног, паренье рук —
На сказочный волшебный бал
Нас Штраус музыкой позвал.
Вот дружно струнные звучат,
И вторят им тарелки в лад.
Порхают пары там и тут,
Всех вальсы танцевать зовут.
Как его музыка светла!
Как за мгновение смогла
Она всех к жизни вдохновить,
Всех взбудоражить, окрылить?
Он жизни силой полон был
И чувство это в звуки влил,
Он в монотонность наших дней
Принес кружение огней. Авторы: А. Лопатина, М. Скребцова
(мальчики приглашают девочек)
Ф. М. И так (взмах волшебной палочкой -звуки арфы) и мы попадаем с вами на бал (слайд №16- бал).
(дети танцуют «Вальс»).
Дети поворачиваются к экрану.
6. Рефлексия
Ф. м. ребята, я предлагаю ещё раз вспомним, в какой стране мы побывали? Чем запомнилось вам это путешествие? С какими музыкальными профессиями мы встретились? (Слайды № 17-певец,композитор,исполнитель) .
Д: певец, композитор, исполнитель. (поворачиваются к гостям)
Ф. м. : Пришло время прощаться друг с другом и гостями.
«До свидания, дети!»
Д: «До-сви-да-ни-я!», «До свиданья гости!»
Гости: «До-сви-да-ни-я!»
(слайд №18-спасибо за внимание)
На память гостям Фея музыки дарит медальки.
Дети парами выходят из зала.