Елена Луканина
Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Необычными вещами мы рисуем без труда».
Художественно-эстетическое развития детей дошкольного возраста прописана в ФГОС Д О является актуальным средством духовно-нравственного, культурного развития личности.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок восприятия и понимания произведений искусства: мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру, формирование элементарных представлений о видах искусства, восприятие музыки, художественной литературы, реализацию самостоятельной творческой деятельности детей
Публикация «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Художественно - эстетическое развитие является средством формирования эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей, а также способствует наиболее полному раскрытию себя, своих возможностей, ощутить продукт своей деятельности, одним словом реализовать себя как творческая личность. К художественно-эстетической деятельности относится:
- изобразительная;
- конструктивно-модельная;
- музыкальная.
В современном мире востребованы творческие личности, обладающие способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Это отражено в ФГОС к структуре основной образовательной программы дошкольного образования «…содержание и организация образовательного процесса для детей дошкольного возраста должна быть направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств». Именно таких творческих активных людей и должны воспитать педагоги дошкольного образования
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использования нетрадиционных техник рисования связана с тем, что жизнь становится разнообразнее и сложнее и она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а гибкого творческого мышления. Нетрадиционное рисование решает эти вопросы, так как основано на творческой фантазии. Оно предлагает ребёнку пофантазировать, вообразить, подумать, изобрести что-то своё, необычное. Важным в нетрадиционном рисовании является не только конечный продукт – рисунок или поделка, но и развитие личности : формирование уверенности в себе, в своих способностях. Необычное начало работы, применение игровых приемов, все это помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.
Нетрадиционное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, насколько разнообразны материалы для творчества и возможность в любую минуту действовать с ними. Использование в рисовании таких предметов как: зубные щётки, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушки, нитки, свечи, палочки, шишки, листья, камушки вызывает у детей удивление, как можно с помощью бросового материала создать тот или иной образ. Применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании; материалах, их свойствах, способов действий с ними. Интеграция образовательных областей, обеспечивает разностороннее развитие детей, а внесение необычных предметов на занятие, вызовут у детей желание попробовать рисовать нетрадиционным методом.
С учетом федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы рисование с применением нетрадиционных техник проводится в блоке образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации продуктивных видов деятельности детей. Рисование нетрадиционной техникой доставляет дошкольникам истинную радость. Работу с детьми осуществляю в два этапа.
Первый этап (младший возраст) решает следующие задачи:
1. Формировать у детей интерес к рисованию.
2. Способствовать овладению детьми простейшими техническими приемами работы с различными материалами.
Тычок жесткой полусухой кистью.
Рисование ватными палочками
Рисование пальчиками.
Рисунки из ладошки.
Отпечатки листьев.
Оттиск печатками из картофеля.
Оттиск пробкой.
Оттиск поролоном.
На втором этапе (старший дошкольный возраст, когда дети уже овладели некоторыми приемами работы в нетрадиционной технике, ставлю следующие задачи:
1. Продолжать формировать интерес к изобразительной деятельности.
2. Продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками; через овладение более сложными приемами работы.
3. Формировать у детей умение предварительно продумывать содержания образа, способов и последовательности его воплощения.
4. Стимулировать активность, самостоятельность, инициативу детей в придумывании содержания и способов изображения.
5. Побуждать детей к созданию разнообразных и относительно неповторимых, оригинальных замыслов.
6. Развивать эстетическое восприятие, художественный вкус.
7. Развивать у детей навыки самоанализа, необходимые для оценки собственных работ.
Восковые мелки (свеча) + акварель.
Рисование по мятой бумаге.
Рисование по мокрой бумаге.
Набрызг.
Монотипия пейзажная.
Печать по трафарету
Монотипия предметная
Кляксография с трубочкой
Рисование мыльными пузырями
Рисование песком, крупой, солью, скорлупой.
Разрисовка маленьких камешков.
Метод монотипии.
Рисование на мокрой бумаге.
Коллаж
Рисунки кулечками
Каждая из этих техник позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. Для каждого возраста придерживаюсь разных вариантов приемов нетрадиционного рисования, начиная от простого и постепенно переходя к более сложному.
Творческий процесс - это настоящее чудо. Интересно наблюдать, как дети раскрывают свои способности и радуются, когда у них есть результат. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и в их жизни.