Инна Слотина
Развлечение с элементами ХТД в старшей группе «Масленичные гулянья»
▼ Скачать + Заказать документы
Развлечение с элементами ХТД в старшей группе
«Масленичные гулянья»
Цель:
сформировать у детей представление о народном празднике «Масленица».
Задачи:
обучающие:
- приобщать детей к русской истории;
- продолжать обогащать и активизировать словарный запас, развивать монологическую речь;
- продолжать учить детей конструировать лоскутных кукол бесшовным способом; формировать универсальные действия: скручивание, складывание, обматывание, завязывание узла.
развивающие:
- обогатить духовный мир;
- развивать смекалку, выносливость;
-развивать пальчиковую моторику, координацию речи с движениями, темп и ритм речи, творческое воображение.
воспитательные:
- воздействовать на положительный эмоциональный настрой на протяжении занятия, используя русскую народную музыку.
- воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа, умение и желание применять их в жизни; любовь к родному краю.
Предварительная работа:
1. Знакомство с русским народным фольклором (пословицы, потешки, скороговорки, заклички)
2. Беседа о традициях Масленичной недели
3. Разучивание русского народного хоровода «Веснянка».
4. Рассматривание иллюстраций по теме
5. ХТД по теме – рисунок Масленицы
Материалы, инструменты, оборудование: презентация «Празднование масленицы», кукла Масленицы большого размера, макет костра, лоскутки ткани белого цвета 20*20 по количеству детей, лоскутки светлой ткани размером 10*10 и по 2 цветных лоскутка ткани по количеству детей, лоскут яркой ткани для платочка на каждого ребенка, вата, нить, ножницы.
Ход организованной обучающей деятельности
Воспитатель: -Ребята, вы уже знаете, что у нас прошла Масленичная неделя. Это самый весёлый и шумный праздник, означает он проводы зимы. И сегодня наш праздник будет посвящен Масленице. Поэтому мы в таких красивых костюмах.
- Что делали люди во время праздника? Как встречали?
Ответы детей (все веселились, катались с гор, на лошадях, пели песни, танцевали).
Воспитатель: -Масленицу праздновали целую неделю с понедельника до воскресенья. Каждый день имел своё название. Давайте вспомним, как называется и что означает каждый день Масленичной недели. Начнем с понедельника. Ответы детей
Это первый день. И он называется «встреча».
Люди целый год с нетерпеньем ждали встречи с гостьюшкой масленицей. В этот день из соломы делали чучело. Надевали на него старую женскую одежду, насаживали это чучело на шест и с пением возили на санях по деревне.
Следующий день Вторник – «заигрыш».
С этого дня начинались разного рода развлечения: катание на санях, народные гулянья с плясками, вождениями хороводов, песнями и представлениями, где главными героями были петрушка и скоморохи.
Под музыку входит Петрушка
Петрушка: Здравствуйте ребята, вы меня узнали, я Петрушка весельчак, пришел Масленицу встречать!
Собирайся, народ!
Весна красная идет!
Надо зимушку спровадить,
Дружно Масленицу сладить!
Собирайся, стар и млад,
Выходите из палат.
До поста одна неделя,
Там уж нам не до веселья.
Так что пой, гуляй, пляши
Семь денечков от души!
Будем праздник продолжать! Зиму вместе провожать, а весну встречать! Чтобы зиму нам прогнать, а весну призвать, давайте все через огонь скакать!
Игра «Костёр».
Реквизиты: «огонь», сделанный из бумаги. Музыкальное оформление.
На середину зала ставится «огонь» Дети парами прыгают через «костёр».
Петрушка: Молодцы, ребята!
Воспитатель: Петрушка, спасибо, что ребят повеселил! Хочешь еще повеселиться, тогда оставайся у нас на празднике!
Петрушка: Да! Конечно, если ребята не против!
Дети: Оставайся!
Воспитатель: Следующий день недели - среда – «лакомка». Как вы думаете, почему его так назвали? Ответы детей
Среда открывала угощения во всех домах блинами и другими яствами. В каждой семье накрывали столы с вкусной едой, пекли блины.
Воспитатель: На что похож блин? Ответы детей
Блин – символ солнца, красных, тёплых дней и хорошего урожая. Этот праздник посвящён проводам зимы, пробуждением природы, наступлением нового тёплого времени года.
Воспитатель: Продолжаем путешествие по дням недели Масленицы. В четверг, пятницу и субботу люди ходили в гости к своим родственникам.
Воскресенье - проводы масленицы, прощеное воскресенье. Как вы думаете, что люди делали в этот день? Ответы детей
В этот день все собирались на площади плясали, играли, водили хороводы. А под вечер сжигали чучело масленицы с песнями и закличками.
Воспитатель: -Давайте вспомним какими закличками звали Масленицу.
Дети отвечают, сидя за столом:
«Пришла масленица годовая», «Пришла гостьюшка дорогая».
Гори, Солнце, ярче -
Лето будет жарче!
А зима теплее,
А весна милее.
В лесу вырастут грибы,
В огороде бобы,
В поле рожь и ячмень,
Во саду зелен хмель.
***
Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью,
С радостью, с огромною милостью:
Со льном большим,
С корнем глубоким,
С хлебом великим.
Воспитатель: - Ребята, смотрите, а вот и Масленица! (указывает на большую Масленицу в центре зала). Хочу сказать вам по секрету, что раньше делали еще и домашнюю Масленицу. Ее называли дочкой или младшей сестрой Масленицы и хранили ее у себя в доме целый год. Давайте мы сейчас попробуем сделать дочку Масленицы.
Объяснение и показ последовательности выполнения работы.
Техника выполнения:
1. Возьмём большой белый квадрат сложим по диагонали, в центр вложим кусочек ваты.
2. Обмотаем голову из ваты ниткой.
3. Для ручек возьмем лоскуток белой ткани поменьше и скрутим его, обмотаем ниткой. На руках ниткой обозначим ладошки.
4. Получившиеся ручки приматываем ниткой к шее.
5. Делаем юбочки из двух разных ярких кусков ткани. Квадраты цветной ткани складываем по диагонали. Кладем получившиеся треугольники друг на друга, как показано на рисунке.
6. Далее сгибаем левый уголок цветного квадрата к центру куклы.
7. Потом сгибаем правый уголок цветного ситца к середине. Закрепим всё ниткой вокруг шеи.
8. Подвяжем платочек на голове куколке и завяжем под подбородком
Кукла готова
Выполнение работы детьми.
Воспитатель: А теперь, когда наши дочки-сестрички Масленицы готовы, можно поставить их рядом с большой Масленицей и повеселиться. Предлагаю поводить хоровод.
Дети водят хоровод «Веснянка»
Программное содержание: передавать движением характер песни.
1. Ой, бежит ручьем вода,
Нет ни снега, нет ни льда (дети идут по кругу, держась за руки)
Припев. Ой, вода, ой, вода,
Нет ни снега, нет ни льда (хлопки в ладоши)
2. Прилетели журавли
И соловушки малы. (дети машут руками, как крыльями)
Припев: Журавли, журавли
И соловушки малы (хлопки в ладоши)
3. Мы весняночку поем,
Весну красную зовем. (дети то сужают круг, то расширяют)
Припев: Ой, поем, ой поем,
Весну красную зовем. (хлопки в ладоши)
Воспитатель: Ребята, а вам понравился праздник масленица? А какое у нас блюдо считается символом праздника? Ответы детей. Храните своих сестричек Масленицы весь год. Теперь нам пора в группу.