Ольга Александровна Козлова
Конспект ОД для старших дошкольников «Необычные свойства воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности
по познавательно-исследовательской деятельности
на тему:
«Необычные свойства воды»
(для детей старшего дошкольного возраста"
Цель: познакомить детей с основными свойствами воды : отсутствие собственной формы; прозрачность; вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запаха.
Задачи:
1. Уточнить знания детей о назначении воды в нашей жизни.
Публикация «Конспект ОД для старших дошкольников „Необычные свойства воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
2. Продолжать развивать познавательную активность и интеллектуальные способности в процессе экспериментирования.
3. Закрепить знания безопасного поведения при работе с различными веществами; совершенствовать мелкую моторику рук.
4. Воспитывать бережное отношение к воде, умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера.
Планируемые результаты:
• Дети выделяют проблему и предлагают возможные решения; действуют в соответствии с алгоритмом.
• Выдвигают гипотезы и строят предположения.
• Соблюдают правила безопасного поведения во время экспериментов.
• Дети делают выводы в соответствии с результатом эксперимента, обобщают их.
Целевые ориентиры:
* ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями; склонен наблюдать, экспериментировать.
Обладает начальными знаниями о природном мире, в котором он живет.
Материал. Костюм фокусника, прозрачные баночки с крышками, гуашь разного цвета, кисти для рисования (по числу детей, растительное масло; пластиковые стаканы и вилки, ёмкости; вода, рыбки, маслёнки; салфетки для фокусов.
Содержание образовательной деятельности.
Часть I. Введение в игровую ситуацию
Фокусник: Здравствуйте дети! Это детский сад? Значит, я пришел по адресу. Вы любите цирк?
А я работаю в цирке! Какие номера, по-вашему, самые интересные и запоминающие?
Цирк решил организовать школу фокусников у вас в саду.
Предлагаю стать её участниками. Согласны?
Часть II. Практическое экспериментирование
Фокусник. Школа фокусников приступает к работе. (Звенит колокольчик)
Садитесь удобнее, спину выпрямите, плечи расправьте.
(На столе банка с водой. Фокусник берёт её в руки.)
Фокусник: Что у меня в банке?
Дети: Вода.
Фокусник: Верно. Что вы знаете о воде? Какая она?
Дети: Вода прозрачная, без запаха, без вкуса.
Фокусник: Молодцы! Пробовать на вкус воду мы не будем: она некипячёная. У фокусников существует правило: нельзя пробовать вещества на вкус. Можно отравиться. Даже нюхать нужно осторожно, направляя запах ладошкой.
Дети: Нюхают, убеждаются, что у воды нет запаха.
Фокусник: Ребята, в нашей школе волшебников появился необычный предмет. Давайте к нему подойдем и рассмотрим его.
Дети подходят к фонтану и рассматривают его.
Фокусник: Кто знает, как этот предмет называется? Для чего он нужен? А в нашем городе есть фонтаны, где они находятся? А что льется в фонтане? (вода).
Фокусник: Что можно сказать о воде, за которой мы наблюдаем?
Дети: вода плещется, журчит, переливается, бежит, льется, течет.
Фокусник: А сейчас вы не зевайте,
Не болтайте,
А за мною повторяйте!
(Закрывает банку крышкой и предлагает произнести волшебные слова)
Вы такого волшебства не видали в целом мире.
Посчитаем хором дружно: один, два, три, четыре!
А теперь наоборот: четыре, три, два, один!
Что случилось, поглядим!
Что произошло с водой?
Дети: Окрасилась в красный цвет.
Фокусник: Хотите научиться этому фокусу? (да)
У каждого из вас на столе стоит баночка с крышкой, вода, гуашь, кисть. Откручиваем крышку и кладем ее на стол. Берем кисточку и набираем на нее гуашь. Наносим гуашь на середину крышки, придерживая ее левой рукой. Нальём воду в банку.
Аккуратно и плотно закрываем банку, чтобы вода не просочилась через крышку (Выполняют) Всё готово для фокуса! Накрываем банку салфеткой и произносим волшебные слова:
Один, два, три, четыре!
Четыре, три, два, один!
Что случилось, поглядим!
(При этом быстро и достаточно сильно встряхивают баночку с водой вверх-вниз, чтобы фокус удался, затем убираем салфетку).
Фокусник: Что произошло с водой?
Дети: Вода стала цветной.
Фокусник: Кто догадался, в чём секрет фокуса?
Дети: Гуашь окрасила воду.
Фокусник: Откройте крышку, посмотрите. Куда делась гуашь?
Дети: Исчезла, она растворилась в воде.
Фокусник: Верно, гуашь растворилась в воде и окрасила её. Маша, какого цвета стала вода у тебя? (Синего цвета)
Фокусник: Что бывает такого цвета? (Небо)
Фокусник: А у Влада, какого цвета получилась вода? (Зелёная)
Фокусник: Что бывает зелёного цвета? (трава, листья)
Фокусник: После фокусов настроение стало радостным и весёлым! Но стать настоящим фокусником непросто, надо развивать у себя ловкость, силу, внимание, а для этого нужно тренироваться.
Часть III. Физкультминутка
Раз, два, три, четыре, пять!
Начинаем приседать.
Влево-вправо повернулись
И друг другу улыбнулись.
Наклонились вперёд,
А теперь наоборот.
Потянулись, удивились
И на место приземлились.
Фокусник: Настоящий фокусник должен владеть не одним секретом волшебства, и в запасе у меня много интересного! Хотите научиться ещё одному фокусу? (Да)
Не зевайте, не болтайте,
А за мною повторяйте!
Фокус «Живая рыба»
(В пластиковой ёмкости налита вода. Я опускаю рыбку на поверхность воды, и произношу с детьми волшебные слова, капая на воду масло)
Фокусник: Что произошло с рыбкой?
Дети: Рыбка поплыла.
Фокусник: Попробуйте сами сделать этот фокус. Берём рыбку, аккуратно кладём ее на вилку и осторожно опускаем на поверхность воды. Вилку нужно утопить глубже и аккуратно вытащить из воды. Теперь необходимо капнуть масла, для этого воспользуемся маслёнкой. (Дети выполняют).
Фокусник: Что происходит с рыбкой?
Дети: Рыбка поплыла.
Фокусник: Почему она поплыла, как вы думаете?
Фокусник: Масло растворилось в воде.
Дети: Масло осталось на поверхности.
Фокусник: Правильно! Масло в воде не растворилось. Растекаться в стороны ему не даёт рыбка. Под действием масла рыбка поплыла вперёд.
Дети рассаживаются на свои рабочие места. Воспитатель спрашивает 3 - 4 человек, что у них находиться в желтых баночках, а что в зеленых.
Фокусник: Возьмите две баночки с водой. В одну положите ложечку сахарного песка.
Затем, в другую баночку положите соль. Размешайте её. Сахар исчез. Почему?
Дети: Сахар растворился в воде.
Фокусник: Возьмите другую баночку и насыпьте в неё ложечку соли. Размешайте её. Что теперь произошло?
Дети: Соль растворилась в воде.
Фокусник: А теперь выполним следующий фокус. Давайте посмотрим, что станет с солью и сахаром, если мы добавим в них воду и размешаем ложкой. У вас на столе подносы со стаканами, в которых находятся разные вещества. Будьте внимательны: в стакане с красной полосой находится сахар, в стакане с оранжевой полосой - соль, а в стакане с синей полосой - мука. Дети, вы запомнили в каком стакане, что находится?
На столе находятся стеклянные баночки с водой.
Фокусник: Попробуем растворить вещества в воде. В стакан с солью нальем воду и хорошо её размешайте ложкой. (дети размешивают соль в воде)
Фокусник: Что случилось с солью?
Дети: Соль растворилась в воде.
Фокусник: Теперь в стакан с сахарным песком налейте воды и размешаем. Что случилось с сахарным песком?
Дети: Он растворился в воде.
Фокусник: А теперь налейте воду в стакан с мукой и размешайте. Что произошло с мукой?
Дети: Мука тоже растворилась в воде.
Фокусник: Значит, и соль, и сахар в воде растворяются. При этом вода, какая в стакане?
Дети: Вода в стакане прозрачная.
Фокусник: Верно. Мука тоже растворилась в воде. Какая вода в этом стакане?
Дети: Вода мутная.
Фокусник: Да, вода мутная, но её можно очистить с помощью фильтрованных салфеток, которые лежат на подносах. Это самый простой способ очистки воды.
Давайте проведём фокус. (Дети выполняют работу)
Фокусник: Устанавливаем салфетку в воронку, затем вставляем воронку в чистую банку. У всех получилось правильно. Понаблюдаем, как работают наши фильтры. Осторожно, понемногу будем лить мутную воду в баночку с фильтром.
(Самостоятельная работа детей).
Фокусник: Аккуратно уберите фильтр и посмотрите на воду. Какая она стала?
Дети: Вода стала чистой.
Фокусник: Куда делась мука?
Дети: Вся мука осталась на фильтровальной салфетке.
Фокусник: Сегодня мы хорошо потрудились, многому научились.
Вспомним: какой фокус мы делали первым?
Дети: Окрашивали воду в разные цвета.
На каком свойстве воды основывается этот фокус?
Дети: Гуашь растворилась в воде и окрасилась в разные цвета.
Фокусник: Какой способ очистки воды мы изучили в школе фокусников. Дети: Фильтровали воду через салфетку.
Фокусник: Дети, какой был второй фокус?
Дети: Оживляли рыбку.
На каком свойстве основан этот опыт?
Дети: Масло в воде не растворяется. Оно растекается тонкой плёнкой или плавает в воде в виде жёлтых капелек.
Часть IV. Подведение итогов
Вот и завершилось обучение в нашей школе-школе Фокусников.
Я сейчас выдам диплом мага-волшебника, который подтверждает, что вы прошли обучение в школе.