Наталья Пиюк
Конспект занятия «Необычное рядом» по теме «Свойства бумаги»
▼ Скачать
«НЕИЗВЕСТНОЕ - РЯДОМ»
Цель: Формировать и расширять представление детей о бумаге, её свойствах, показать с помощью опыта еще одно ее характерное свойство : впитывание жидкости, капиллярный эффект
Программные задачи:
Образовательные:
- расширять представления детей о значении бумаги в повседневной жизни.
-учиться видеть возможности преобразования объекта, проявлять стремление
Публикация «Конспект занятия „Необычное рядом“ по теме „Свойства бумаги“» размещена в разделах
преобразовывать окружающую действительность.
- учить проводить опыты и эксперименты.
Развивающие:
- развивать умение обследовать предмет и устанавливать причинно–следственные связи в процессе выполнения с бумагой различных действий (впитывает воду, издает звук, шершавая, плотная, гнется, мнется, рвется).
- развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой.
- развивать словесно-логическое мышление, воображение и творчество.
- развивать кругозор и наблюдательность
- формировать и поддерживать интерес детей к миру природы
Воспитательные:
- воспитывать интерес к свойствам окружающих нас предметов, любознательность, бережное отношение к природным ресурсам.
- поощрять самостоятельные «открытия» детьми свойств материалов
Предварительная работа:
Беседы:
«История возникновения бумаги» ( цель: познакомить детей с историей возникновения бумаги).
«Применение бумаги» ( цель: развивать познавательную активность детей, поисковую деятельность).«Вторя жизнь бумаги».
Просмотр видеороликов:
«История возникновения бумаги» (из серии «Шишкин лес»,
«Фиксики» (серия «Бумага»,
«Современное производство бумаги».
Чтение художественной литературы:
Стихи:
• «Я листок бумажный»
• «В сказочном царстве»
• «Лист бумаги» С. Михалков
• «Смешной цветок» Агния Барто
Сюжетно – ролевые игры
• «Магазин бумажных изделий».
Физкультминутки
• «Бумажные фантики»,
• «Мы бумагу мяли, мяли»
Дыхательная гимнастика
• «Бумажный комочек»
Материалы и оборудование:
• 2 стакана;
• фломастеры; (красный, синий, зеленый, розовый, желтый)
• салфетка;
• вода;
• ножницы;
• сундучок, ножницы
• бумага, картон, бархатная, цветная
образцы разных видов бумаги, альбомный лист,
Ход НОД:
Воспитатель:
- Ребята, сегодня у нас необычное занятие, немножко даже волшебное. Мы продолжаем с вами экспериментировать.
- Я принесла вот такой чудесный сундучок. А что в нем лежит нам подскажет загадка:
Она бывает документом,
плакатом, фантиком, конвертом,
письмом, обоями, листовкой,
альбомом, книгой, упаковкой.» (Бумага.)
(Лежат в сундучке разные виды бумаги.)
- Правильно ребята, это бумага.
- Сейчас просто невозможно представить себе жизнь без бумаги.
-Для чего нужна бумага? Вспомните, где применяется бумага
(ответы детей)
-Ребята, мы с вами знаем, что очень большим количеством бумаги пользуемся в жизни, что без бумаги очень трудно обходится человеку. И чтобы не рубить понапрасну деревья в лесу, нам нужно бережнее относиться к бумаге.
Физминутка.
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгали как зайки.
Стоп. Немножко отдохнем.
И опять пешком пойдем.
Экспериментальная часть. Изучение свойств бумаги.
-Воспитатель
- А вот какими свойствами обладает бумага, мы сейчас узнаем и для этого проведем ряд экспериментов:
Воспитатель. Итак, ребята, вы садитесь за столы, а сейчас мы с вами сможем выяснить, что можно с ней сделать с бумагой
(разрезать, приклеить, нарисовать на ней, смять, сложить, намочить и т. д.).
-Возьмите в руки бумагу, которая лежит у вас на столах, потрогайте ее. Что вы можете сказать о ней, какая она? (Дети по очереди пробуют бумагу на ощупь, определяют ее на ощупь и описывают свойства).
Опыт 1. Дети рассматривают бумагу и называют её признаки: гладкая, тонкая, цветная, лёгкая.
Опыт 2. Предложить детям взять бархатную бумагу. Вывод: бумага шершавая, не гладкая, а значит бумага есть гладкая и шершавая
Опыт 3. Белый лист попробовать смять. Вывод: бумага мнется, значит она тоненькая, при сминании издает звук.
Опыт 4. Возьмите в руки лист картона, и попробуйте смять его? Мнется? Скрутите? Согните? (скручивается, сгибается). (Ответы детей).
Вывод: чем толще бумага, тем она труднее мнется, скручивается, сгибается.
-Воспитатель: Заключительный этап эксперимента (дети сидят за столами)
А сейчас ребята, мы узнаем еще одно свойство : впитывание жидкости. На примере с салфеткой оно проявляется как нельзя лучше.
У нас будет необычное рисование на салфетке
По краям на салфетке у вас нарисованы, разноцветные полоски, раскрашенные фломастерами
Разрисованную полоску одним концом нужно зацепить за край стакана, а второй конец опустить в воду.
Затем необходимо просто наблюдать. Вода впитывается, поднимается по полоске вверх и «рисует картину». Это иллюстрация капиллярного эффекта, проявление рисунка.
Вот мы наблюдаем с вами рисунок, из-за пористой структуры салфетки (она изготовлена из целлюлозы, жидкость без затруднений поднимается вверх и размывает рисунок.
Просмотр рисунков «Капиллярного эффекта»
- Вот какие замечательные рисунки у нас с вами получилась! Молодцы, хорошо потрудились!
Игра «Волшебная бумага»
- Я буду бросать вам мяч. Тот, кто его поймает, должен сказать, что можно делать из бумаги (книги, тетради, коробки, аппликацию обои и т. д.).
- А теперь называем, что можно делать с бумагой (рисовать, резать, клеить, мять, рвать и т. д.).
- Молодцы! Ну, что ж, наше исследование подошло к концу Закроем глаза и скажем слова: Раз, два, три, снова в группу заходи. Мы снова очутились в группе.
Рефлексия
- Интересно было исследовать? А что вам больше всего понравилось? Какие свойства бумаги вы узнали?
Использованная литература:
1. Инновационная программа «От рождения до школы» дошкольное образование (6-е издание) Под редакцией Н. Е. Вераксы Т. С. Комаровой
Э. М. Дорофеевой 2021 г
2. Н. В. Веракса, О. Р. Галимов «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4–7 лет»
3. О,В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом»
Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников 2018 г.
4. Джилл Франкель Хаузер «Играем в науку» 2017 г
5. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации