Сливина Юлия Николаевна
Нейроигры как средство развитии межполушарных связей у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Нейропсихология - наука, изучающая психические процессы в мозге, такие как восприятие, внимание, пространственная ориентация, речь, память, эмоциональное реагирование, моторика и другие. Психологи, занимающиеся этой наукой, представляют интересные нейропсихологические игры, нейрогимнастику и нейрографику. При использовании в работе нейропсихологических игр и упражнений мы наблюдаем, как решаются следующие задачи:
- Развитие чувства пространства и своего тела у ребенка.
- Улучшение зрительно-моторной координации (связь между глазами и руками, способность точно управлять движениями).
Развивается координация движений ног и рук.
Улучшается слуховое и зрительное внимание.
Ребенок осваивает навык последовательного выполнения действий.
Иван Петрович Павлов
Исследования в области нейропсихологии свидетельствуют о том, что нарушение взаимодействия между левым и правым полушариями мозга может привести к проблемам с речью, чтением и письмом. Межполушарное взаимодействие представляет собой уникальный механизм, объединяющий оба полушария в целостную, интегрированную систему функционирования. Развитие связей между полушариями основывается на специальных упражнениях и играх, которые активизируют оба участка мозга одновременно. Одним из способов стимуляции межполушарного взаимодействия является выполнение движений обеими руками одновременно, что способствует активации обоих полушарий и развитию навыков координации движений рук и глаз. При этом, если совмещать такие упражнения с коррекцией произношения звуков, можно также улучшить координацию языка.
Дети развиваются через игру, наслаждаясь взаимодействием друг с другом, стремясь к победе, учатся соревноваться и учитывать свои ошибки для будущего роста. Педагоги обращают особое внимание на детей с трудностями обучения и поведения, которым бывает сложно концентрироваться, организовывать и запоминать информацию, а также переключаться между заданиями. Этот круг включает детей с дефицитом внимания, гиперактивностью, повышенной импульсивностью, а также различными задержками и дефицитами психического развития.
Игровые технологии играют ключевую роль в стимулировании интереса и мотивации, помогают преодолевать страх перед ошибками и способствуют развитию навыков коммуникации. Игра является естественным состоянием и неотъемлемой потребностью каждого ребенка.
Каждая игра обладает потенциалом для развития. Если игра представлена как нейропсихологическая, то в ее правилах всегда указывается, для какой аудитории она предназначена и какому возрасту она наиболее полезна. Обычно такие игры рекомендуются для детей от пяти лет и старше. Поэтому родители могут приобретать такие игры без специальных рекомендаций, поскольку они всегда будут полезны и увлекательны.
Авторы нейропсихологических игр - практикующие специалисты, которые разрабатывают материал на основе своего профессионального опыта. Иногда сами дети, с которыми работают специалисты, становятся соавторами игр, внося свои идеи и фантазию, что вдохновляет на создание новых увлекательных заданий. Мы применяем нейропсихологические упражнения, известные как нейроигры, - эффективный метод без использования лекарств, помогающий детям с различными нарушениями. Хотим поделиться некоторыми из этих игр и методик, которые мы используем на индивидуальных и групповых занятиях с детьми. Преимущества нейроигр включают:
Игровая форма обучения, эмоциональная привлекательность и многофункциональность - это основные принципы, на которых основаны "нейротаблицы на внимание". Они способствуют не только автоматизации звуков через двигательную активность, но и формированию стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов у детей. Кроме того, использование игровых элементов способствует партнерскому взаимодействию между ребенком и педагогом, а также активизации работы с родителями. Эти упражнения оказывают благоприятное воздействие не только на детей, но и на взрослых, повышая их компетентность в коррекционно-развивающем процессе.
В данных играх необходимо одновременно двумя руками находить одинаковые объекты слева и справа. Объекты могут быть абсолютно разные: дикие и домашние животные, цифры, числа, русский и английский алфавит и т. д. Можно полностью изменить изображения по Вашим педагогическим потребностям. Можно играть всей группой на скорость. Можно делиться на команды или научить детей играть вдвоем. Также в эту игру можно играть одному.
Игра «Соедини точки», цель которой соединить верхние и нижние точки по пунктирным линиям от края к середине или наоборот, и усложненный вариант (без них, затем нужно называть получившиеся сочетание с автоматизируемым звуком. Например: У Савы кактус, а у Алисы сумка.
Для развития межполушарных связей полезно играть со специальными тренажерами (межполушарными досками). Это приспособление сделано из дерева и выглядит как два зеркально отраженных лабиринта. Ребенку нужно передвигать два бегунка одновременно. Эта игра стимулирует работу обоих полушарий головного мозга, влияет на синхронизацию работы глаз и рук, а также развивает концентрацию, усидчивость, внимательность и мелкую моторику.
Похожая игра «Умные дорожки», где нужно также провести одновременно пальцами обеих рук по дорожке.
«Найди такую же цифру».
Перед ребенком выкладываются цифры, вырезанные из разных материалов: дерева, ткани и других. Ему нужно найти одинаковые цифры, например, все 3.
Зеркальное рисование.
Ребёнку даётся рисунок в перевёрнутом виде. Рисунок может быть любой, разного уровня сложности, в зависимости от возраста ребёнка. Желательно, чтобы присутствовало много мелких деталей. Ребёнку нужно внимательно посмотреть на рисунок и нарисовать такой же, но не перевёрнутый.
Еще в своей работе используем кинезиологические упражнения. «Кинезиологические» упражнения направлены на развитие общей двигательной координации, формирование крупных содружественных движений двумя руками и ногами, развитие координации рук и ног, развитие крупной моторики, развитие межполушарных связей в упражнениях по развитию мелкой моторики рук, одновременное использование речи и движений.