наталья золотарева
Нейрографика как метод развития пространственного мышления в коррекционной работе с дошкольниками с ОНР
▼ Скачать
Нейрографика как метод развития пространственного мышления в коррекционной работе с дошкольниками с ОНР
Аннотация
В практике специалистов сегодняшнего дня становится актуальным использование нейропсихологических методов в коррекционной работе с детьми, имеющих ограниченные возможности здоровья. С каждым годом возрастает число практически неговорящих детеи. Причины этого явления разнообразны и многочисленны.
Публикация «Нейрографика как метод развития пространственного мышления в коррекционной работе с дошкольниками с ОНР» размещена в разделах
- Нейропсихологические игры и занятия
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2023
Все чаще логопеду приходится сталкиваться и видеть первичные нарушения, которые связаны с центральной нервной системой, высшей нервной деятельностью, при которых однообразные игровые приемы, артикуляционные упражнения и дыхательная гимнастика на первоначальных этапах невозможна.
Становится системным обращение родителей и необходимость коррекционной помощи детям раннего развития, которые нуждаются в участии специалистов- нейропсихологов. В связи с этим, учителям-логопедам необходимо использовать в работе с детьми с ОВЗ нейропсихологические методы и приемы, внедрять в практику здоровьесберегающие технологии, которые ведут к положительной динамике коррекции развития ребенка с ОВЗ. Одним из таких методов можно использовать нейрографику- это техника рисования без границ.
Нейрографика- метод арт-терапии, рекомендован для учителей-логопедов, педагогов-психологов, педагогов дошкольного образовательного учреждения. В результате использования этого метода происходит координация работы правого и левого полушария мозга ребёнка, развитие мелкой моторики рук, логического и образного мышления. А это является важнейшим компонентом в успешном преодолении нарушений речи.
Спецификой нейрографики является межполушарный синтез, который возникает в ходе рисования, основанный на эмоциональном выражении беспокойства через кисть. Наблюдая за детьми с тяжелыми нарушениями речи, отмечается повышенная тревожность, возбудимость, неуравновешенность нервных процессов: возбуждения и торможения.
Использования нейрографики в коррекционной деятельности логопеда с детьми с ОВЗ решает ряд основных задач:
- Развитие мелкой моторики рук, зрительного гнозиса
-Развитие пространственного мышления ;
- Развитие чувств в детях свободно выражать свой замысел, правильно формулировать в речи умозаключения;
- Развитие умений детей действовать с разнообразным материалом: красками, мелками, карандашами, фломастерами;
- Развитие чувства композиции, ритма, цветоощущения, объёмности;
-Способствует снятию детских страхов;
- Побуждает детей к творческим поискам и решениям.
Пространственные представления связаны с работой височно-теменно-затылочной области коры головного мозга (зоны ТПО). Эти зоны обеспечивают пространственный синтез, объединяя работу нескольких анализаторов. Развивать пространственное мышление у детей с ОВЗ, при котором обеспечивается участие правого и левого полушария также можно использовать в разнообразных видах и приемах:
- «межполушарные дорожки», тренажеры, симметричное рисование для детей
-«рисование» шнурочком; проведение прямых линий крупного масштаба на асфальте мелком или палочкой по песку;
-«рисование» линий, предмета в воздухе, на столе, на собственной ладошке, на спине товарища;
- игры на развитие у ребёнка базовой проприоцепции - понимания положения своего тела и его частей в пространстве : тактильная панель, тактильные подушки, игры с игольчатыми мячами, кольцами и валиками, следочками с шипами, массажными ковриками, «чудо-ковриком».
-использование кинезиологических рядов (нейрокарточек) для формирования моторного планирования, автоматизации звуков в словах, развития фонематического слуха и линейной памяти
Рисование элементами нейрографики
Содержательный компонент.
Чтобы наладить с ребенком контакт, либо переключить внимание, вызвать мотивацию и одновременно начать подготовительный этап коррекционной работы, учитель-логопед может использовать такую технику, как нейрографику. Для этого метода нет возрастных ограничений: ребенок рисует и в процессе учится слушать, понимать речь,затем выполнять доступные речевые инструкции, испытывает новые чувства и познает мир через эмоции. При создания мотивации для рисования учитель-логопед привлекает ребенка красками, фломастерами, восковыми мелками, карандашами, используя в речи качественные прилагательные и понятную, короткую речевую инструкцию. Изначально, логопед может взять инициативу на себя, при работе с малышами или неговорящими детьми и начать рисовать совместно, описывая свои действия в «Нейросказке». Содержание «нейросказок» описывают последовательность действий:
линии, закругления, круги, но, в тоже время, сохраняют в рисовании детьми элементов неповторимости и неожидаемости. «Нейросказки» могут носить тематический характер, которые используются с определенной целью:
- психологические (на возникшую проблему с точки зрения внутреннего мира ребенка, его эмоций, чувств «Семья», «Я и мои друзья», «Мой любимый Детский сад»)
- логопедические («Повтори, не ошибись», «Пой звук и рисуй», «Назови столько (слогов) слов, сколько ручейков», «Придумай свою сказку»)
-ознакомление с окружающим миром («Карта мира», «Мой глобус»)
-познавательные («Круг, линия, угол, пересечения»)
-экспериментирование («Рисуем мыльными пузырями», «Вода и масло»)
Количество таких занятий регулирует специалист. Возможно использование этой техники, как элемента образовательной деятельности, которое позволяет переключить внимание ребенка, снять эмоциональное напряжение, установить контакт. Однако, ведущим направлением коррекционной работы учителя-логопеда должны стоять основные задачи.
Использование этой техники может быть рекомендовано для организации детей с ОВЗ :
- в образовательной деятельности
- досугах,
- «Минутах отдыха»
- консультаций с родителями.
Заключение
Таким образом, метод «нейрографика» способствует:
- созданию заинтересованной, непринужденной обстановки;
-установлению психологически адекватной ситуации общения с ребенком;
- развитию пространственного мышления, мелкой моторики рук, зрительного гнозиса
-помогает решить задачи развития речи детей;
- внедрению в практику здоровьесберегающих технологий
-обеспечивает взаимосвязь и преемственность специалистов в коррекционной работе с детьми, имеющих ОВЗ.
Список литературы:
1. Нейрографика - Рисуем цели и результаты (2016) Вебинар. Константинов Андрей.
2. Нейрографика : линия и всё что нужно знать о методе. Павел Пискарев. Вебинар.
3. Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. М., 2018.
4. Цветкова Л. С. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста. М. : МПСИ, 2017.
5. Филичева Т. Б., Орлова О. С., Туманова Т. В. Основы дошкольной логопедии. М. : Эксмо, 2015.
6. Колганова В. С, Пивоварова Е. В. Нейропсихологические занятия с детьми. //М. ,2015.
Интернет-ресурсы:
2. https://wiselife.ru/nejrografika-dlya-detej/
3. https://fgos.ru/fgos/fgos-do/
Приложение
Нейросказка «Ручейки».
Однажды наступила весна. Светило яркое, весеннее солнышко и на свет появился ручеёк, не простой, а волшебный. Стало совсем тепло, снег таял чаще и появлялось все больше ручейков. Ручейки бежали в разные стороны, каждый по своему пути, которые не повторялись и не находили друг друга. Каждый бежал по своей извилистой дорожке и нёс свой чистый и длинный путь. Дорогой друг! Куда бежит твой ручеёк? В какую сторону? Где будет твой светлый путь? Много ручейков разливались по земле, и у каждого был свой путь: неповторимый и неожидаемый. Ручейки находили себе друзей и знакомились с ними ближе. Как ты думаешь, какими были друзья? Нарисуем друзей кружочками. Посмотри, сколько друзей нашли ручейки! Они стали дружны и появились вот такие дорожки, которые стали встречаться друг с другом, общаться и дружить. А чтобы друзья не ссорились, давай закруглим и соединим плавно получившиеся островки. Соединяя и сглаживая наши островки, еще раз прорисуем по нашим ручейкам. Рисуя, подумай, как ручейки любят своих друзей, как весело с ними играют. А теперь выбери цвет и закрась фигуры, соединяя цветом, как тебе хочется. Получилась вот такая целая картина! Если тебе хочется, ты можешь выбрать цвет и ещё раз пройтись по дорожкам ручейков!