Олеся Головатенко
Нейрогимнастика и нейроупражнения в работе с детьми дошкольного возраста, в том числе с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, уважаемые коллеги!
Дети дошкольного возраста, особенно с речевыми нарушениями, часто бывают с неустойчивой психикой, у них наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость. Использование в логопедической практике инновационных технологий служит эффективным дополнением к общепринятым наиболее популярным классическим технологиям и методикам.
Публикация «Нейрогимнастика и нейроупражнения в работе с детьми дошкольного возраста, в том числе с ОВЗ» размещена в разделах
- Нейропсихологические игры и занятия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
Нейрогимнастика-это уже достаточно популярное название двигательной нейропсихологической коррекции. Это немедикаментозный вид помощи детям, имеющим различные неврологические заболевания и синдромы (ЗПР, СДВГ, РАС и другие). А также нейрогимнастика полезна нейротипичным детям для общего нормального функционирования мозга и благоприятного психофизического развития.
В начале 90х гг. американскими психологами Полом и Гейлом Деннисон была разработана программа нейрогимнастики – «Гимнастика мозга», это методика активации природных механизмов работы мозга с помощью физических упражнений, объединения движения и мысли, которая получила широкую известность.
Все началось с изучения того, каким образом происходит формирование мозговой организации психических процессов. На основании найчно-практических исследований был сделан вывод о прямой взаимосвязи незрелости развития мозговых структур и таких явлений, как гиперактивность, соматические заболевания (астма, аллергия, некоторые виды сердечных аритмий и т. д, общее снижение иммунитета, дефицит внимания, сложности в адаптации, задержка речевого развития, агрессивность, неустойчивость психики и склонность к различного рода зависимостям. Научные исследования выявили, что определенные физические движения оказывают влияние на развитие интеллекта человека.
На основании полученных выводов возникла новая система- образовательная кинезиология, направленная на изучение связей ум-тело, и оптимизацию деятельности мозга через физические движения
С помощью специально подобранных упражнений организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта. Под влиянием кинезиологических тренировок происходят положительные структурные изменения. Эта универсальная система упражнений эффективна не только для детей, но и взрослых в любом возрасте. Нейрогимнастика способствует :
*Развитию межполушарной специализации и взаимодействию.
*Развитию межполушарных связей.
*Синхронизации работы полушарий.
*Развитию мелкой моторики, памяти, внимания.
*Развитию речи, мышления.
Для детей с ТНР дополнительно были поставлены задачи:
*Стимулирование речевой активности.
*Развитие слухоречевого внимания.
Нейрогимнастика может проводиться как целостное занятие, так и часть, например, в виде физминутки. Проводятся систематически в спокойной, доброжелательной обстановке. Важно точное выполнение каждого упражнения, поэтому необходимо индивидуально обучить каждого ребенка. Занятия начитаются с изучения упражнений, которые постепенно усложняются, и увеличивается объем выполняемых заданий.
Игры на развитие межполушарного взаимодействия.
Единство мозга складывается из согласованной деятельности двух его полу-шарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон. Благодаря межполушарным взаимодействиям осуществляется передача информации из одного полушария в другое, обеспечивается целостность и координация ра-боты мозга. Упражнения может показывать сам педагог, а могут проводиться с помощью картинок-схем.
1.«Колечко». Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе. Адаптировано упражнение для автоматизации звуков., а также при обучении детей чтению, когда буквы собираются в слоги. На обычную детскую перчатку пришиты липучки, на которые прикрепляются маленькие карточки с буквами, ребенок соединяет большой палец с остальными и читает получившийся слог. Можно выполнять как поочередно руками, так и вместе. Можно, например, одной ладошкой «читать» слоги в прямом порядке, а другой в обратном.
. 2 Всем известное упражнение: «Кулак-ребро-ладошка». Использую эту игру для развития фонематического восприятия, либо для дифференциации звуков. Данные упражнения собраны в картотеку и могут использоваться детьми самостоятельно в свободных играх.
3. «Симметричные рисунки или двуручное рисование». Важно, чтоб руки обводили картинку одновременно (если одна из рук остановилась, нужно этот момент проконтролировать и возобновить процесс обведения уже совместно правой и левой рукой). Можно подключить проговаривание, например, поставленного звука.
Для дифференциации звуков использую вот такие дорожки (видео с Егором).
4. «Зеркало». Станьте напротив ребёнка и выполняйте любые движения руками или ногами, или одновременно и руками и ногами, подключайте голову, язык и т. д. Сделайте ребёнка своим отражением. Его задача – повторять ваши движения, как в зеркале. Данный вид упражнений активно используется педагогом на занятиях по физической культуре.
По этому же принципу строится нейроигра : «Попробуй повтори», в которой используются печатные карточки, а также карточки-схемы. Для развития чувства ритма используются карточки с чередующимися символами. Данные карточки также адаптированы к автоматизации и дифференциации звуков. Помогают согласовывать зрительное, речеслуховое восприятие и движения рук. (видео с Машей)
• Игры на мозжечковую стимуляцию.
Мозжечковая стимуляция - система упражнений, направленная на тренировку когнитивных функций головного мозга и нормализации психических, физических и эмоциональных функций ребенка. Такие виды упражнений проводятся с применением следующего инвентаря:
-балансировочной доски, балансборда
- различными мячиками (обычными, прыгунами, кинезиологическими, кинезиомешочками.
Основные виды движений с мячами или мешочками:
-броски вниз двумя руками, вверх двумя руками;
-броски вниз правой, левой рукой, используя разные виды захвата при броске и ловле мяча; с хлопками, отстукиванием, перекрестная передача, по кругу в разных направлениях.
-следы-ножки, следы-ладошки. У нас съемные, на липучках ножки и ладошки, прикрепляются к ковролину. Например, на занятии, для того чтобы приступить к выполнению следующего задания, необходимо пройти по дорожке с трудностями.
Такие виды упражнений активно используются педагогами групп общеразвивающей направленности на занятиях по речевому, экологическому развитию в играх: «Живое-неживое, Один-много, Назови ласково, Большой-маленький, Чей детеныш, Скажи наоборот и т. д. А также как самостоятельные игры на прогулке и в свободной деятельности.
3. Упражнения, поднимающие тонус коры полушарий мозга (дыхательные, самомассаж).
-массаж ладоней и пальцев рук выполняется по показу или с опорой на схему;
-самомассаж. Взявшись за мочки ушных раковин, потянуть их вниз, вверх. Взявшись за среднюю часть ушных раковин, потянуть их вперед, потом назад и в стороны. Указательными и средними пальцами обеих рук одновременно «рисовать» круги по контуру щек, 2рисовать» вокруг глаз очки (глаза в это время открыты).
4. Артикуляционные упражнения с биоэнергопластикой.
Синхронизирует работу полушарий головного мозга, улучшая внимание, память, мышление, речь.
Принцип биоэнергопластики-сопряженная работа пальцев и кистей рук и артикуляционного аппарата, движения рук имитируют движения речевого аппарата. Комплекс упражнений, согласно принципу биоэнергопластики, способствует развитию подвижности артикуляционного аппарата, что, в свою очередь, оказывает влияние на точность в усвоении артикуляционных укладов.
Таким образом, использование нейроигр и приемов способствует не только преодолению и коррекции имеющихся у детей речевых, поведенческих, двигательных расстройств, но и развитию интеллектуальных, творческих способностей, благоприятно влияет на формирование базы для успешного развития и обучения детей в дальнейшем.
И в заключении вашему вниманию предлагаю небольшой видеоролик физминуток, на котором хорошо видно, как у маленьких детей согласовывается работа зрительного, слухового анализаторов, общей и мелкой моторики.
Спасибо за внимание