Татьяна Куцина
«Не красна изба углами, а красна пирогами». НОД по ознакомлению с окружающим
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: продолжать знакомить детей с предметами быта русской избы.
Задачи:
- активизировать познавательную деятельность детей, расширяя словарный запас новыми словами (кочерга, ухват, миска и т. д.);
- развивать интерес к предметам рукотворного мира прошлого;
- воспитывать бережное отношение к ним.
Словарная работа: кочерга, чугунок, лавка, ухват, лавка, печка, миска.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок, посещение мини-музея, игры с матрешками, отгадывание загадок.
Темочки:
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пирог, пирожки
- Пирог, пирожки. Конспекты занятий
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
Оборудование: атрибуты мини -музея - ухват, горшок, кочерга, самовар, лавка, матрешки.
Ожидаемый результат: расширятся представления детей о предметах быта в русской избе; появится интерес к предметам, сделанными руками людей; дети будут использовать в речи новые слова; бережно относиться к предметам.
Ход НОД:
(Бабушка Марьюшка встречает детей)
- Здравствуйте, гости дорогие, милые детушки. Проходите и рассаживайтесь
поудобнее.
-Скажите, пожалуйста, как называется мое жилище? (горница, изба)
- Дети, как выдумаете, что же в избе было самым главным?
Послушайте, да отгадайте мою загадку:
Летом спит,
Зимой горит,
Рот открывает,
Что дают – глотает» (печь)
- Печь- это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали маленькие детки и старики, сушили одежду и даже купались. Как встанет утром хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку.
Печка - деревенская кормилица.
-Чем же могла печь накормить своих хозяев?
- В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.
Давайте посмотрим, что там, в печке? (Горшок с картошкой или с кашей.)
- Как же нам достать из печки горшок, ведь он горячий, можно обжечься? У хозяйки есть помощники. Попробуйте найти отгадку в избе.
Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идет. (ухват)
- Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей. Хотите попробовать, легко ли было хозяюшке?
(Достает ухватом горшок и ставит на стол. Дети рассматривают горшок, а хозяйка рассказывает о его назначении).
Попробуйте пустой горшок ухватом переставить с лавки на стол.
(можно предложить выполнить это действие 2-3 детям).
Отгадайте загадку:
«Железный конь скачет в огонь». (кочерга)
Кочерга - важная помощница. Без нее с печкой не справиться.
(Показывает, как пользоваться кочергой.)
Слушайте следующую загадку:
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может - три, а может- шесть.
Разрумянилась немножко - эта русская ….(матрёшка).
(показывает матрёшку)
- Матрешка появилась очень давно. Это красивая, расписная кукла. Сделана она из дерева.
- Из чего делается матрёшка?
- Фигурку матрешки вытачивают из деревянного бруска. Она состоит из двух частей. (рассказ сопровождается показом)
- В каждой матрёшке есть секрет - в ней ещё сидят матрёшки.
- Раньше, ребята, девочек в основном называли Матрёнами, вот и назвали эту красавицу Матрёшкой. На ней одет сарафан, на голове платочек.
(дети перечисляют детали костюма: платок, фартук, сарафан.)
-Давайте потанцуем с Матрёшкой.
Танец «Весёлые матрёшки»
Мы весёлые матрёшки – ладушки, ладушки.
На ногах у нас сапожки – ладушки, ладушки
Завязали мы платочки – ладушки, ладушки.
Раскраснелись наши щёчки – ладушки, ладушки.
Бабушка-Марьюшка:
-Молодцы ребята, все мои загадки отгадали, танец станцевали. Очень мне с вами было весело, и на прощанье хочу вам подарить по матрешке, чтобы вам о моей избе, да о старинных русских традициях напоминала. А еще вам в дорожку по пирожку с пылу, с жару от печки-матушки.