Лира Налетова
Конспект занятия для воспитанников детского дома по формированию умений в приготовлении пирога и ухи «Красна изба пирогами»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Красна изба пирогами».
Форма проведения : занятие - практикум
Цель:
формирование умений по приготовлению пирога и ухи (слайд)
Задачи:
Обучающая: Сформировать и закрепить умения и навыки приготовления выпечки пирога
Развивающая: Развивать самостоятельность, предприимчивость, стремление и умение преодолевать трудности в проблемных ситуациях.
Публикация «Конспект занятия для воспитанников детского дома по формированию умений в приготовлении пирога и ухи „Красна изба пирогами“» размещена в разделах
- Детский дом, дом ребенка. Материалы для педагогов детского дома
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Темочки
Воспитательная : Воспитывать умение работать самостоятельно, уверенность, ответственность, уважение и доброжелательность друг к другу;
Коррекционная: корректировать отношение воспитанников к друг другу через формирование практических навыков по приготовлению…
План занятия :
Оборудование:
Мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, набор продуктов для пирога и ухи, набор посуды, фартуки, головные уборы, скалка, ножи, противень, кисточка (для смазки яйцом, стенд, рисунки чемодана, мясорубки, корзины (для рефлексии)
Ингредиенты:
Для теста:
150 мл молока
1 ч. л. (с горкой) сухих дрожжей
1 ч. л. сахара
ч. л. соли
1 яйцо
50 гр. сливочного масла
2-2,5 ст. муки
Для начинки:
400 г капусты
1 луковица
Филе рыбы
яйцо
Соль, специи по вкусу
1 желток (для смазывания кулебяки)
Для ухи:
Для приготовления этого блюда, годится даже не целая рыба, а те её части, которые обычно выкидываются: голова, хвост, плавники, хребет и кости рыбы.
Для приготовления нам понадобятся :
голова рыбы и части (хребет, кости рыбы) — 1 шт.
картофель - 5 шт.
морковь — 1 шт.
лук репчатый - 1 шт.
укроп - 1 небольшой пучок
соль
перец черный молотый
лавровый лист
Предварительная подготовка для детей:
1. Подобрать пословицы, легенды о пирогах, подобрать отрывки из произведений, где упоминается о пирогах;
2. Узнать значение слова «пирог» в словаре Ожегова и «кулебяка» в словаре Даля;
2. Замесить тесто за 2.5 – 3 часа до занятия;
3. Приготовить капусту (обжарить) для начинки;
3. Сварить яйца;
4. Сварить бульон для ухи;
Ход занятия:
Организационный момент
Воспитатель :
Добрый день! Рада видеть вас на занятии.
Обратите внимание на экран, прочитайте слова, которые видите на нем.
( Слова: варить, лепить, печь, солить, убирать, готовить).
Кому присущи эти умения?
Дети: Хозяюшка, рукодельница, жена)
Воспитатель : С древнейших времён место, где готовили пищу, считалось домашним очагом. А женщину - считали его хранительницей.
Воспитатель : ( обращаясь к словосочетаниям на экране: радушие, хлебосольство хозяев при приёме гостей) Каким словом можно объединить эти понятия?
Дети: гостеприимство.
Воспитатель : какой основной закон гостеприимства?
Дети: встретить, угостить, напоить чаем.
Воспитатель : конечно, каждой хозяюшке хочется угостить своих гостей чем- то необычным и вкусным.
Вы знаете, что существует много пословиц и поговорок. Среди обозначенных на экране, давайте определим самую яркую пословицу о гостеприимстве. (Выбрать из нескольких пословиц)
дети: Не красна изба углами, а красна пирогами.
Воспитатель : Вот мы и подошли к теме нашего занятия : «Красна изба пирогами».
Воспитатель : А что означает само слово «пирог»?
Дети: определению пирога дается в словаре Ожегова такое определение. «Пирог - печёное изделие из раскатанного теста с начинкой». (слайд)
Воспитатель : на предыдущем занятии мы познакомились с различными видами теста. Давайте вспомним, какое бывает тесто?
Дети: опарное, безопарное, песочное, бисквитное, слоёное.
Воспитатель : Из какого теста можно печь пироги?
Дети: из опарного, безопарного, слоёного.
Воспитатель : А из какого лучше?
Дети: При опарном способе тесто поднимается выше и пышнее.
Воспитатель : Каких только пирогов не пекли на Руси! (слайд)
С какими начинками пекут пироги?
Дети: С мясом, рыбой, яйцами, творогом, грибами, кашей, овощами, капустой, фруктами, ягодами, зеленью.
Воспитатель : Пироги были всегда неотъемлемой частью русского стола. Ведь для россиянина пирог - не просто вкусная и сытная еда, это повод для общения, встреч с близкими и друзьями, душевный праздник. Пироги - символ гостеприимства, радушия и доброжелательности. Пирог- праздничный хлеб. А встреча с желанными гостями тоже праздник. Ну а какой праздничный стол может быть без пирога – кулебяки? Давайте прочитаем значение этого слова в словаре.
Дети: В словаре Даля слово «кулебяка» имеет своей основой устаревшее слово «кулебячить», что означает «валять руками, лепить. стряпать». (слайд)
Воспитатель : Заметьте. Ничего о начинке пирога не говорится.
Вот какую кулебяку заказал один из героев произведения Гоголя «Мертвые души»(просмотр слайда с кусочком из фильма)
«Да кулебяку сделай на четыре угла. В один угол положи щёки осетра да визигу, в другой запусти гречневой кашицы, да грибочков с луком, да молок сладких, да мозгов, да ещё чего знаешь там этаково…Да чтоб с одного боку она, понимаешь, зарумянилась бы, а с другого пусти её полегче. Да исподку- то. Понимаешь, пропеки её так, чтобы рассыпалась, чтобы всю её проняло, знаешь, соком, чтобы не услышал её во рту - как снег бы растаяла».
Воспитатель : как вы понимаете выражение «Чтобы не услышал её во рту - как снег бы растаяла»
Дети: сочная, мягкая, пышная…
Воспитатель : И сейчас мы с вами закрепим умения и навыки по приготовлению пирога и как гостеприимные хозяева испечём его. У нас будет тоже на «четыре угла», с капустой, яйцом и рыбой, крупой.
С каким блюдом подают кулебяку?
Дети: С ухой, бульоном.
Прежде, чем приступим к работе, вспомним с вами правила техники безопасности.
Санитарно-гигиенические требования: (слайд)
1. Пищу готовить в косынке и фартуке.
2. Ногти должны быть коротко пострижены, руки тщательно вымыты, волосы спрятаны под косынку.
3. Следить за чистотой рабочего места и помещения, посуды и инвентаря.
4. Пользоваться отдельными досками для сырых и варёных продуктов.
Повторение правил техники безопасного труда с горячими жидкостями, с электроплитой, режущими и колющими инструментами. (ПЛАКАТЫ – на магнитной доске)
Мы с вами закрепили инструкции по технике безопасности и теперь перейдём к выпечке.
Распределение обязанностей.
1группа занимается тестом, 2- начинкой для пирога. Как только приготовим все для пирога, займемся приготовлением ухи.
Приступаем к выполнению
Практическая работа.
( Детям было дано опережающее задание: заранее поставить тесто, так как для приготовления дрожжевого теста требуется много времени, обжарить капусту для начинки, сварить яйца, отварить гречку и бульон из рыбных остатков для ухи)
Воспитатель : как вы приготовили тесто?
Приготовление теста : (дети рассказывают процесс приготовления дрожжевого теста (слайд- пошаговый рецепт)
1. Молоко нужно слегка подогреть, чтоб оно было еле тёплым. Всыпаем сухие дрожжи, сахар и соль.
2. Даём опаре постоять 15-20 минут, затем вбиваем яйцо. Но прежде, чем использовали яйцо, мы его обработали солевым раствором, промыли под проточной водой, разбили в отдельную посуду для проверки свежее оно или нет.
3. Сливочное масло растапливаем
4. По чуть-чуть к опаре подсыпаем муку, затем вливаем слегка остывшее масло.
5. Замешиваем тесто и оставляем его расти в теплом сухом месте, или в духовке при 30 С
Выполняют на занятии :
Дети: раскатываем тесто на рабочей поверхности.
Дети рассказывают как тушили капусту и обжаривали рыбу: (слайд- пошаговый рецепт)
1. Капусту мелко шинкуем.
2. Сковороду разогреваем с растительным маслом. Добавляем капусту и начинаем её тушить.
3. Филе рыбы нарезаем кусочками, солим, перчим, обжариваем до образования золотистой корочки.
4. Луковицу мелко режем и добавляем к капусте
5. Помешиваем капусту, тушим до готовности.
6. Не забываем посолить, добавить перчик, специи и травы по вкусу.
7. капусту остужаем.
Дети выполняют на занятии :
1. Очищенные яйца нарезаем, добавляем к капусте и всё перемешиваем.
2. Кладём в центр половину капустной начинки, затем жареную рыбу и оставшуюся капусту.
3. Залепливаем нашу кулебяку.
4. Предварительно оставили щепотку теста, чтоб её украсить. Раскатываем тонкую полосу.
5. И произвольно украшаем кулебяку.
Желток взбиваем и смазываем нашу кулебяку с капустой перед отправкой в духовку. Противень, на который кладём кулебяку смазываем подсолнечным маслом.
Воспитатель : Для чего смазываем поверхность пирога желтком?
Дети: для улучшения внешнего вида.
Оставляем кулебяку в духовке при 180 С примерно на 20-30 минут. За это время она должна красиво подрумяниться.
Воспитатель : А пока печётся пирог, мы с вами как все экономные хозяйки из головы и остатков рыбы приготовим уху, к которой и подают наш пирог.
Что для этого нужно?
Дети: рыба, картофель, лук, морковь, укроп, соль, перец чёрный, лавровый лист.
Способ приготовления :
(дети сделали заранее, а теперь рассказывают) (слайд)
1. Голову рыбы и её остатки ополаскиваем в проточной холодной воде. Даем стечь воде и слегка обсушиваем.
2. Обсушенную голову выкладываем на разделочную доску и аккуратно, с помощью острого ножа удаляем жабры и глаза.
Воспитатель : Для чего удаляем жабры (чтобы бульон не был горьким)
3. Голову, с вырезанными не нужными частями, замачиваем в холодной воде на 30-50 минут для удаление крови и слизи.
4. Вымоченные голову рыбы и остатки от рыбы складываем в кастрюлю, заливаем холодной водой, солим, и доведя до кипения, делаем очень маленький огонь. Варим 30 минут, постоянно снимая пенку.
5. Шумовкой аккуратно вынимаем содержимое из кастрюли в тарелку, и даем рыбе немного остыть.
Дети выполняют на занятии :
1. В рыбный бульон добавляем нарезанный кубиками очищенный картофель. Доведя до кипения, опять делаем маленький огонь.
2. Добавляем нарезанную кубиками морковь и мелко нарезанный лук.
3. Опять доводим бульон до кипения, и, снимая пену, варим до готовности овощей на маленьком огне.
4. Пока варятся овощи в бульоне, разбираем голову. Отделяем мясо от костей.
5. Когда картофель с морковкой будут готовы, в уху добавляем мелко нарезанный укроп, а также отобранное мясо без костей. Солим, перчим, кладем лавровый лист и доводим уху до готовности.
Сварилась уха и пирог тоже готов!
Даём немного остыть, затем перекладываем из противня.
Воспитатель : Обратите внимание на ваши рабочие места. (дети убирают рабочие места)
Девочки накрывают на стол: (готовую уху разливают в тарелки, нарезают пирог)
Итог занятия :
Викторина: (слайд)
1. Какое блюдо является визитной карточкой русской кухни и почему? (пироги, символ гостеприимства).
2. Что такое кулебяка? (пирог с капустой).
3. С чем подают кулебяку? (с бульоном, ухой)
4. Как определить готовность пирога? (по цвету корки, при помощи некрашеной деревянной палочки)
5. Какое должно быть правильно вымешанное тесто (гладким и не прилипать к рукам)
6. Какие продукты используют для приготовления дрожжевого теста? (мука, молоко, соль, сахар, дрожжи, яйцо, масло подсолнечное)
7. Почему обязательно надо работать на кухне в головном уборе?
Рефлексия.
Детям предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке. (на стенде рисунки)
«Чемодан, мясорубка, корзина»
(Зовут всех к столу обедать)
Воспитатель : Спасибо девочкам за активное участие, за хорошее настроение.
Пусть все ваши мечты сбываются, а дела спорятся.
Приятного аппетита!
Использованная литература:
1. Учебник по технологии 5 класс. Под редакцией В. Д. Симоненко. - М. :Вентана- Граф, 2004.
2. Технология. 5 класс. Поурочные планы. Попова Г. П., 2009
3. Калаурова М. П. Кулинария. Издательство: Харвест, 2006
4. Интернет-ресурсы.