Ольга Сагель
Презентация «Научная экспедиция в поисках времени» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия «Научная экспедиция в поисках времени». Подг. группа
Программные задачи:
Образовательная область «ФЭМП»
Продолжать учить детей ориентировке во времени :
- Называть и различать части суток (утро, день, вечер, ночь);
- Называть и различать дни недели;
- Закрепить времена года;
Образовательная область «История вещей, человек в истории»
- Знакомство с историей измерения времени в разные времена;
- Знакомство с разными видами «древних» часов;
Публикация «Презентация „Научная экспедиция в поисках времени“ в подготовительной группе» размещена в разделах
Образовательная область «Экспериментирование»
- Демонстрация модели солнечных часов;
- Экспериментирование с ориентировкой во времени длительностью 1 минута;
Образовательная область «Здоровье»
- Упражнять детей в умение выполнять движения, согласно тексту стихотворения.
Образовательная область «ИЗО деятельность: аппликация»
- Совершенствовать навык вырезывания и изготовления современных часов.
Образовательная область «Развитие речи»
- Продолжать учить давать ответы на вопросы полными предложениями;
- Упражнять в подборе признаков предметов;
- Упражнять в преобразовании предложений;
- Продолжать учить обобщать, классифицировать предметы.
Предварительная работа: Д. /и. «Времена года», д. /и. «Дни недели», д. /и. «Части суток»; посещение «музея часов».
Демонстрационный материал: слайды; модель солнечных часов, песочные часы на 1(3) минуты, карточки с цифрами от 1 до 7 (дни недели, письмо от Фиксиков, посылка от Фиксиков, разрезные карточки «Части суток», разрезные карточки «Время года».
Раздаточный материал: по количеству детей:
- рюкзаки;
-красные конверты с плоскостными изображениями часов для вырезания, ножницами;
- синие конверты с изображениями старинных и современных часов;
- красные конверты с карточками от 1 до 7 кругов; семь карточек цвета радуги (дни недели).
Ход занятия.
Орг. момент
«Колокольчик»
Давайте поприветствуем друг друга с помощью колокольчика. Дети, называя имя соседа в ласковой форме, передают друг другу колокольчик. Например:
– Здравствуй, Настенька! Дин-дон-дон!
– Здравствуй, Сашенька! Дин-дон-дон!
И так далее, пока колокольчик не обойдет весь круг.
(СЛАЙД № 1)
Воспитатель:
Ребята, сегодня мне на телефон пришло аудиосообщение Мне интересно, кто же нам его прислал и о чем в нем говорится? А вам, ребята, интересно?
Дети: Да.
Воспитатель: Ваши предложения.
Дети: Будем слушать
Воспитатель: Хорошо, давайте послушаем
(СЛАЙД № 2)
Здравствуйте, дорогие наши ребята!
Это говорят ваши любимые Фиксики, а точнее - Нолик. Мы с Симкой поссорились. А причина нашего спора – время. Мы никак не можем разобраться, какие часы были самыми первыми, а какие самыми точными. И чтобы разрешить наш спор я решил отправиться в научную экспедицию в поисках времени. Предлагаю вам отправиться вместе со мной в экспедицию.
Воспитатель: А вы, ребята, что скажете?
Дети: Да. А что такое экспедиция, кто знает? (Ответы)
Воспитатель: Тем более, что мы с вами тоже пока не знаем, как люди измеряли время в прошлом. А здесь дальше Нолик еще что – то написал. Слушаем? (Слушаем)
P.S. Если вы согласны, то я отправляю вам посылку со всем необходимым. -Что будем делать? (Встречать посылку)
(В группу вносят посылку. Я ее открываю. А в ней рюкзаки для всех детей).
Воспитатель: Ребята, давайте вы наденете рюкзаки и мы с вами будем готовы отправиться в научную экспедицию.
(Пока ребята надевают рюкзаки, начинает играть музыка – заставка из мультфильма «Фиксики» и появляется Нолик).
Нолик: Здравствуйте, ребята, я вижу, что вы получили мое письмо и мою посылку. И уже готовы отправиться со мной в научную экспедицию.
Дети:Да.
Нолик:Тогда в путь?
Воспитатель: Закройте глаза. А теперь откройте. Отправляемся в экспедицию (Музыка перестает играть). Ребята, а как вы думаете, раньше, давным-давно, когда не было часов, как люди определяли время?
Дети: По звездам, по солнцу и т. д.
(СЛАЙД № 3)
Нолик: Когда-то часов электронных не ведали.
По солнцу вставали, по солнцу обедали.
Капризней часов не знавали в природе
Но все ж опоздания были не в моде.
Нолик: Да, ребята, самые древние часы, которыми пользовались люди, чтобы примерно знать время – солнечные часы.
Циферблат таких часов помещали на открытом ярко освещенном солнцем месте, а стрелкой часов служил стержень, отбрасывающий тень на циферблат. Вот представляете в давние времена, когда не было часов, люди определяли время по солнцу. Солнце вставало - люди просыпались, солнце садилось за горизонт и люди ложились спать. И человек придумал солнечные часы. Их было очень легко сделать: начертил круг, поставил палочку в середину круга, отметил цифры. Вместо стрелок была тень от палочки. Солнце движется по небу и тень движется по циферблату. Так определяли время.
Воспитатель: А давайте мы проверим с помощью лампы работу солнечных часов (показываю с помощью лампы как движется тень от палочки).
Нолик:- Ребята, а как вы думаете, удобно было пользоваться такими часами? (Ответы детей.)
- Почему часы солнечные называют капризными? (Ответы детей.)
- Всегда ли можно определить время по этим часам и почему? (Ответы детей.)
Как вы думаете, могли ли такие часы работать ночью? А в пасмурную погоду? (ответы детей)
(СЛАЙД № 4)
Нолик: Шли годы. Часы появились иные -
Клепсидрою звались часы водяные.
Ораторам время считали они.
Лить воду в речах запрещалось в те дни.
Воспитатель: Здесь вы видите водяные часы, сохранившиеся до наших дней.
- Как же работали водяные часы? В высокий узкий сосуд с отверстием у дна наливали воду, делали на сосуде пометки-черточки. Сколько воды вылилось - столько времени и прошло.
- - Но чтобы они постоянно работали, что нужно было делать? (подливать в них воду)
- Не случайно с тех пор говорят о времени : «Сколько воды утекло»
Воспитатель: Ребята, а что же собой представляли огненные часы?
(СЛАЙД № 5)
(Ответы детей)
Свечу расчерчивали полосками сверху донизу, как зебру, зажигали фитиль, воск таял и вместе с ним исчезали полоски. (опыт) Сколько полос исчезло - столько времени прошло. Одновременно с водяными существовали песочные часы.
(СЛАЙД № 6)
Нолик:
И вот появляются более точные -
Их называют часами песочными.
Впрочем для лодырей и лежебок
Время всегда уходило в песок.
Нолик: А у меня есть для вас задание. Я вам рассказал то, что знаю, а сейчас я хочу проверить что умеете вы. И для этого вам понадобятся ваши рюкзаки. Достаньте ножницы и красные конверты с изображениями часов и постарайтесь вырезать их так, чтобы успеть по времени и чтобы у вас получилось красиво и аккуратно. А я буду следить за временем с помощью песочных часов на 3 минуты. Договорились?
Дети: да.
Воспитатель: А нашим гостям я предлагаю сделать то же самое, только за одну минуту. Ну что, Нолик, справились наши ребята с заданием?
Нолик: Ребята справились с заданием.
Воспитатель: И гости тоже справились. А сейчас послушайте, что же было дальше?
(СЛАЙД № 7)
Уже намного позднее появились механические часы. Усовершенствованный механизм таких часов люди используют и сейчас.
(СЛАЙД № 8)
Нолик:
Хитрый будильник придуман в Китае.
Тонкая нить равномерно сгорает.
Падает шар, и гремя, и звеня…
Сони боялись часов, как огня.
Нолик: Вот мы с вами, ребята и познакомились с историей возникновения часов.
Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами представим, что мы превратились в часы. Нолик присоединяйся. Выходите.
Физкульт. минутка.
А часы идут, идут (Ноги на ширине плеч, руки на поясе, движения бедрами вправо – влево)
Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт.
А в часах сидит кукушка, (Дети садятся в глубокий присед)
У неё своя избушка. (Показывают крышу избушки над головой)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью, (Закрыть руками лицо)
Стрелки движутся по кругу. (Вращение туловищем вправо.)
Не касаются друг друга.
Повернёмся мы с тобой (Вращение туловищем влево.)
Против стрелки часовой.
А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (Дети останавливаются.)
А зачем людям нужны часы?
Дети: Чтобы измерять время.
Воспитатель: А для чего человеку нужно измерять время?
Дети: Чтобы не опаздывать. Чтобы знать, во сколько вставать на работу, в детский сад, во сколько уезжает поезд, во сколько начинается любимый фильм.
Нолик: Верно, ребята. Очень-очень давно люди всего мира, во всех странах, всех-всех национальностей договорились измерять время : коротенькое – «секундой», более продолжительное время – «минутой», и еще более длительное – «часом». Хлопните в ладоши – это «секунда». Скажите: «раз» - и это время «секунда». А хотите, поэкспериментируем с минутой и проверим, насколько вы проворны, как вы используете время?
Дети: да.
Нолик: Тогда задание № 2 с карточками: достаньте синие конверты. В них одинаковое количество карточек. Вы должны отложить карточки со старинными часами в правую сторону, а карточки с современными часами в левую сторону. (Песочные часы и звуковой сигнал. Следить по песочным часам и закончить вовремя. Оценить своевременность окончания).
Воспитатель: Какие молодцы у нас ребята! И с этим заданием вы справились?
Нолик: А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Назови часы одним словом» (с мячом)
1. Часы, которые носят на руке? (Наручные.) (СЛАЙД № 9)
2. Часы, которые носят в кармане? (Карманные.) (СЛАЙД № 9)
3. Часы, которые висят на стене? (Настенные.) (СЛАЙД № 10)
4. Часы, которые стоят на столе? (Настольные.) (СЛАЙД № 10)
5. Часы, которые стоят на домашнем камине? (Каминные) (СЛАЙД № 11)
6. Часы, которые стоят на полу? (Напольные.) (СЛАЙД № 11)
7. Часы, которые находятся на башнях? (Башенные или куранты.) (СЛАЙД № 12)
8. Часы, которые находятся на кораблях? (Морские.) (СЛАЙД № 12)
9. Часы, которые будят нас по утрам? (Будильник.) (СЛАЙД № 13)
Нолик: И с этим заданием вы замечательно справились, молодцы, ребята. А теперь садитесь на свои места и попробуйте разгадать мои загадки:
Солнце яркое встаёт,
Петушок в саду поёт,
Наши детки просыпаются,
В детский садик собираются (Утро)
С зарёй родился,
Чем больше рос,
Тем меньше становился (День)
Спешат на ночлег пешеходы,
Нигде не увидишь ребят.
И только заводы, вокзалы,
Часы и машины не спят. (Вечер)
Спят луга, спят леса,
Пала свежая роса.
В небе звёздочки горят,
В речке струйки говорят.
К нам в окно луна глядит,
малым деткам спать велит. (Ночь) (СЛАЙД № 14)
Воспитатель: О чём были загадки?
Дети: О частях суток. (Показать плакат)
Словесная игра: «Я начну, а ты продолжи» (с мячом)
Солнышко светит днём, а луна (ночью)
Днём я гуляю, а ночью (сплю)
Мы завтракаем утром, а обедаем (днём)
Спим мы ночью, а делаем зарядку (утром)
Делаем зарядку утром, а ужинаем (вечером)
Ужинаем вечером, а тихий час у нас (днём)
Назовите части суток по порядку. (утро, день, вечер, ночь)
Воспитатель: Верно, а вместе они называются сутки или еще люди говорят целый день. Семь таких дней составляют неделю. (СЛАЙД № 15)
Физ. минутка.
В понедельник мы играли,
А во вторник мы писали.
В среду полки протирали.
Весь четверг посуду мыли,
В пятницу конфет купили
А в субботу морс сварили
Ну а в воскресенье
будет шумный день рождения.
Нолик: А сейчас я предлагаю вам выполнить задание№ 3. Достаньте, ребята, из рюкзаков конверты зеленого цвета, в них вы найдете карточки с изображением от 1 до 7 кругов. Почему?
Дети: Потому что в неделе 7 дней.
Нолик: А теперь нужно разложить карточки так, чтобы все дни недели шли в нужном порядке.
Дети раскладывают семь карточек с цифрами по порядку.
Воспитатель:Умницы, все карточки разложили правильно. Счет от 1 до 7 и названия каждого дня недели. Ну, вот теперь все в порядке. Зажмурьте глазки (убрать одну из цифр). Ребята что случилось, один день недели пропал. Назовите его. Проверяем, называем все цифры по порядку и дни недели, и находится затерявшейся день. Меняю цифры местами и предлагаю детям навести порядок.
Воспитатель: Выходит тот ребенок, у которого в зеленом конверте есть карточка с загаданным днем недели.
— Первый день нашей недели, трудный день, он… (понедельник).
Встает ребенок у кого красный круг.
— Вот жираф заходит стройный говорит: «Сегодня… (вторник)».
Встает ребенок с оранжевым кругом.
— Вот к нам цапля подошла и сказала: Сейчас? … (среда).
Встает ребенок, у которого круг желтого цвета.
— весь почистили мы снег на четвертый день в… (четверг).
Встает ребенок, у которого круг зеленого цвета.
— А на пятый день мне подарили платьице, потому что была… (пятница).
Встает ребенок с голубым кругом
— на шестой день папа не работал, потому что была … (суббота).
Встает ребенок с синим кругом.
— Я у брата попросил прощения на седьмой день в … (воскресенье).
Встает ребенок, у которого круг фиолетового цвета.
Умницы, со всеми заданиями справились.
Нолик: Мое последнее задание – у меня перепутались карточки с месяцами, собрав которые получаются времена года, поможете? (СЛАЙД № 16)
Дети: Да.
Дети выполняют задание коллективно, воспитатель им помогает.
Нолик: Спасибо, ребята, за помощь. Очередность следования времен года вы тоже знаете. Со всеми моими заданиями вы справились. На этом наша научная экспедиция заканчивается. Вы во многом помогли мне разобраться. Я расскажу обо всем Симке и мы с ней не будем больше спорить. До свидания!
Дети: До свидания Нолик!
Воспитатель: До свидания Нолик! (Звучит музыка)
Воспитатель: Закройте глаза. Откройте глаза. (Музыка перестает звучать). Мы снова с вами оказались в детском саду.
Ребята, какими мерками измеряется время?
Дети: Секунда – минута – час – сутки – неделя – месяц - год.
Воспитатель:Дети, вам понравилось наша экспедиция в поисках времени? Что вы узнали нового? Что вам понравилось больше всего?