надежда гритчина
Конспект занятия НОД в подготовительной группе «Экспедиция по заповедным местам Башкортостана»
▼ Скачать + Заказать документы
Доминирующая образовательная область: социально-коммуникативное развитие.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Вид деятельности: непосредственно - образовательная деятельность.
Возрастная группа : подготовительная к школе группа.
Тема: «Экспедиция по заповедным местам Башкортостана».
Проблема: Как можем помочь природе?
Публикация «Конспект занятия НОД в подготовительной группе „Экспедиция по заповедным местам Башкортостана“» размещена в разделах
- Башкортостан. Башкирский народ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Природа Башкортостана. Животные, растения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
Цель: Формирование у дошкольников осознанно-правильного отношения к природе.
Задачи: Образовательные: 1) расширять, пополнять и уточнять знания детей о природе;
2) продолжать знакомить с природными объектами Башкортостана;
3) формировать представление о проблемах загрязнения окружающей среды;
4) учить детей рассуждать и аргументировать свои суждения;
Развивающие: 1) развивать у детей поисково-познавательную деятельность;
2) развивать умение анализировать, высказывать свою точку зрения, делать выводы;
Воспитательные: 1) воспитывать экологическую культуру;
2) воспитывать бережное отношение к природе, желание беречь и защищать ее.
Предварительная работа: - Беседа на темы: «Виды леса», «Почему нужно охранять природу», «Кто живёт в реке?»;
- Опытно - исследовательская деятельность: опыты и эксперименты по изучению свойств воды;
- Экскурсия в парк;
- Дидактические игры «Чей это голос?», «Что сначала, а что потом?», «Береги планету»;
- Чтение и разучивание стихотворения: «Дерево, цветок, трава и птица…» В. Берестова, отгадывание загадок о лесных обитателях, пословицы и поговорки об охране природы, экологические сказки о растениях и о воде («Кто землю украшает?», «Всё живое нуждается в воде» и др.);
- продуктивная деятельность: плакаты о защите природы.
Материалы и оборудование: мультимедийный проектор, слайды с природными объектами, со знаками «Что нельзя делать в лесу», принадлежности для экспериментальной деятельности (стаканчики, марля, карта Республики Башкортостан, картинки с изображением растений, животных, насекомых, птиц, обитающих в Башкирии, таблички с указателями природных объектов, макет гор, дерево с гнездом и птенцом, ёмкость с грязной водой, мольберт, картинки для игры «Чем был и кем стал?», музыкальное сопровождение, атрибуты для похода в экспедицию.
Методы и приё мы:
1. Игровой («Чей голос?», «Чем был и кем стал?»);
2. Сюрпризный момент – «горящая гора», «родник» с целебной водой;
3. Поиск ответов на вопросы (активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации);
4. Экспедиция (путешествие) по природным объектам Башкортостана;
5. Наглядный (просмотр слайдов с изображением правил поведения в лесу, растений, птиц и животных, занесённых в Красную книгу, вопросы после просмотра);
6. Практическая экспериментальная деятельность детей (опыт по очистке воды);
7. Чтение стихов детьми;
8. Словесный (отгадывание загадок, чтение стихотворений);
9. Анализ деятельности;
10. Возвращение в детский сад.
Использование современных технологий: информационно-коммуникационные технологии.
Ход деятельности
I. Вводная часть
Воспитатель: - Ребята, давайте вспомним, как называется наша планета? (Ответы детей)
-Земля-это наш родной дом. Мы должны любить нашу Землю, заботиться о ней, беречь ее. Ведь недаром говорится: «Земля заботу любит».
-Ребята, у нас у всех есть день рождения. И вот люди договорились и решили, что у нашей планеты тоже должен быть день рождения. Таким днем стал день – 22 апреля. Это день рождения и защиты наших рек, озер, лесов, животных, птиц, насекомых – это день защиты нашей природы. День Земли отмечается на всей планете, всеми людьми, которые любят планету – наш дом, любят нашу природу, любят свой край. Этот праздник люди отмечают уже около 40 лет.
- И сегодня я предлагаю отправиться в экспедицию по самым знаменитым местам нашей республики.
II. Основная часть
-Ребята, как вы думаете, что нужно взять с собой в экспедицию? ( Предполагаемые ответы детей: рюкзак, кепки, бинокль, компас, карту)
(Дети подходят к столу и берут рюкзак, кепки, бинокль, сачок, фотоаппарат).
Воспитатель: - А для чего нужны нам эти вещи? (Ответы детей).
Воспитатель: - Но прежде чем отправиться в путь, давайте повторим правила поведения в природе. Итак, что нельзя делать в лесу?
(показ слайдов-знаков).
* Не лови красивых насекомых
*Не рви паутину и не уничтожай пауков, они полезны
*Не сбивай ногами несьедобные грибы
*Не жги костры
*Не рви цветы
*Не руби деревья
*Не ломай ветки
*Нельзя брать домой лесных жителей
Воспитатель: - Вот ребята, все необходимое мы взяли, правила повторили можем отправляться в путь. (под походную мелодию дети идут за воспитателем).
Звучит мелодия: «Звуки леса».
Воспитатель: - Вот ребята мы пришли в лес, но это не простой лес, а Башкирский заповедник – заповедник расположен в центральной части Южного Урала, на территории Бурзянского района, его площадь более 50 гектар.
- Почему он называется заповедником? ( Предполагаемые ответы детей: потому что он занесен в «красную книгу» и охраняется)
Воспитатель: - Что такое «красная книга»? ( Предполагаемые ответы детей: это книга, в которой указаны исчезающие виды, растений, животных)
Воспитатель: - А что такое лес? ( Предполагаемые ответы детей: это кусты, деревья, травы, грибы, насекомые, птицы, звери).
Воспитатель: - Ребята, а вы знаете какие бывают леса? ( Предполагаемые ответы детей: лиственные, хвойные, смешанные).
Воспитатель: - Отгадайте загадки:
*Любит подберезовик, лес какой? (Березовый)
* Любит подосиновик, лес какой? (Осиновый)
* Сосны вышли на бугор, с красной шапкой мухомор
спрятался бездельник в вечнозеленый (Ельник)
*Дуб налево, дуб направо. Это что у нас? (Дубрава)
Воспитатель: - А в Башкирском заповеднике растет очень редкая береза – таволговая береза и еще черемухо - ольховые заросли. А так же обитают редкие американские норки, белки летяги, маралы и ястребиная сова. (Показ слайдов)
(Звучит аудиозапись «Голоса птиц»)
Воспитатель: - Слышите как птицы поют, а вы знаете кто это (Ответы детей)
(игра «Чей голос», показ птиц на слайдах)
(Неожиданно заучит аудиозапись «Голос встревоженной птицы).
Воспитатель: - Ой ребята, что случилось? Да это же птенец выпал из своего гнезда, давайте ему поможем. Что мы будем делать? ( Предполагаемые ответы детей: Осторожно посадим его обратно в гнездо, возьмём с собой)
Воспитатель: - Настроение у всех замечательное идем дальше. (под аудиозапись походной мелодии дети идут дальше).
Воспитатель: - Вот мы и пришли к реке. Это река - Дема, представляет собой равнинную реку. Общая длина реки 535 км.
- Ребята вы знаете кто живет в реке? Каких рыб вы знаете? (Ответы детей)
Воспитатель: - Я предлагаю поиграть в игру «Чем был и кем стал?».
(Дети составляют из картинок на мольберте цепочки
икринка-малек-рыба, икринка-головастик-лягушка).
Воспитатель: - Ой ребята, посмотрите, что такое? ( Предполагаемые ответы детей: в реке и на берегу мусор).
Воспитатель: - Разве так можно делать? Почему нельзя засорять? ( Предполагаемые ответы детей: потому что погибнет все живое: и рыбы, и животные, и растения).
Воспитатель: - Давайте это все уберем, почистим. И проверим воду в реке: чистая она или нет?
(опыт «Фильтрация воды» через марлю, делает каждый ребенок).
Воспитатель: - Конечно мы не можем очистить всю воду в реке, поэтому мы должны беречь и не загрязнять реки.
-Нам надо идти дальше, а как нам перебраться на другой берег? ( Предполагаемые ответы: Построим мост)
(строят мост из мягких гимнастических палок).
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, что это там вдали такое высокое? Мы пришли к горе. Это гора - Янгантау – самая известная гора нашей республики. Она находится в Салаватском районе. Слово «янгантау» в переводе с башкирского означает «горелая гора» и это неспроста. Дело в том, что эта загадочная гора вот уже несколько веков действительно горит. Из ее трещин на вершине всегда идут горячие струи пара.
-Это непростая гора и сейчас мы посмотрим на это чудо.
(опыт гашение соды уксусом).
Воспитатель: - Недалеко от этой горы находится родник Кургазак. Давайте устроим привал, отдохнем и попьем воды. Вода в нем необычная, а лечебная, в ней много различных минералов.
(Дети отдыхают возле родника, пьют воду)
Воспитатель: - Отдохнули, идем дальше, нам пора возвращаться в наш детский сад.
(дети идут под аудиозапись походной мелодии)
III. Заключительная часть
Воспитатель: - Вот мы и вернулись с экспедиции.
(Посередине зала стоит карта Башкортостана, рядом лежат картинки
с изображением растений, животных, птиц, насекомых)
Воспитатель: - Давайте украсим карту нашей республики животными и птицами, которые живут на нашей земле. Чтобы она оставалась всегда такой красивой и чистой мы должны беречь, охранять и не загрязнять ее.
(Дети украшают карту)
(Дети читают стихотворение, взявшись за руки)
Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни.
Надо природу беречь и лелеять
Копать осторожно, умеючи сеять
Ловить и стрелять не подряд, а с умом
Что нынче посеем, то завтра пожнем.
Не обижай ни птахи, ни сверчка,
Не покупай для бабочки сачка
Люби цветы, леса, простор полей,
Все, что зовется Родиной твоей.