Янина Позднякова
Настройка готовности к изменениям в процессе управления образовательной организацией
▼ Скачать + Заказать документы
В состав теории организационного развития входят концепции, широко применяемые в успешных бизнес-организация, новейших производствах: обучающая лаборатория, развитие T-групп, исследование обратной связи, менеджмент участия, качество рабочей жизни, но целенаправленно и систематически практически не используются с целью обеспечения стратегических изменений в образовании. Хотя, проектный подход, предполагающий применение рабочих групп, творческих команд, с ориентацией на использование групповых методов принятия решений содействует созданию системы непосредственного участия педагогов в управлении.
Публикация «Настройка готовности к изменениям в процессе управления образовательной организацией» размещена в разделах
Использование модели последовательных действий предполагает создание в образовательной организации экспертных групп для изучения запланированных изменений. С учетом цикличности процесса, это не только обеспечивает информацией следующий этап, но и усиливает степень причастности к преобразованиям членов педагогического коллектива. В связи с этим, в обновленном формате реализуется процесс внутрифирменного обучения, где все педагоги становятся учителями друг друга и администрации в отношении диагностики образовательной организации, определении направлений изменения, их осуществления и оценки. В такой модели нет доминирования управленческой команды, все участники прислушиваются друг к другу как к обладателям уникальной информации и опыта в отношении возникающих ситуаций.
Таким образом, ядро структуры организационной готовности к изменениям - это педагогический коллектив. В самой структуре представлены следующие группы факторов: управленческая и педагогическая команда, характеристики изменений, характеристики самой образовательной организации, внешнее окружение.
Этапы управления организационной готовностью к изменениям можно представить следующим образом :
1) Создание творческой группы педагогов на основе метода управления качеством «Кружок качества».
2) Оценка уровня готовности ОУ к изменениям.
3) Настройка структуры организационной готовности к изменениям.
4) Оценка изменений в уровне готовности к изменениям после второго этапа.
5) Поиск вариантов улучшения на основе методов «кайдзен» и «кайдзен-блиц»
6) Разработка мер по улучшению готовности образовательной организации к изменениям на основе метода 7 S.
7) Реализация плана работ (сопровождение процесса улучшения). 8
) Итоговая оценка готовности ОУ к изменениям.
9) Создание базы знаний, методик и инструментов по управлению организационной готовностью ОУ к изменениям на основе технологии «Управление знаниями».
Работа с педагогическим коллективом предполагает реализацию следующих функций управления персоналом :
• периодическая оценка существующего уровня готовности к изменениям, как отдельных сотрудников, так и педагогических команд;
• повышение качества доведения информации о происходящих изменениях (плюсы, минусы, риски) до педагогов;
• содействие развитию у персонала заинтересованности в реализации изменений на основе повышения уровня доверия к педагогической команде;
• обеспечение вовлеченности педагогов, создание площадок межгруппового взаимодействия;
• создание привлекательных для персонала условий командной и индивидуальной работы, справедливой и работающей системы мотивации;
• обеспечение в ОУ условий, позволяющих получать знания и навыки непосредственно на рабочем месте, осуществлять горизонтальный карьерный рост, заслуженное предложение кандидатов в кадровый резерв для дальнейшего продвижения;
• снижение социальных рисков (разрешение конфликтов, предупреждение увольнения значимых сотрудников и др.). В итоге такой работы повыситься уровень доверия сотрудников до оптимального уровня, обеспечив, тем самым, удовлетворенность трудом и лояльность к своей образовательной организации, гарантируя, тем самым, высокую готовность к изменениям.